Рефераты. Инновационный бизнез в современных рыночных условиях

•возраст и репутация компании;

•доходность и кредитный рейтинг предприятия;

•внутренняя инновационная политика;

•история управления интеллектуальной собственностью;

•опыт реализации новых технологий;

•успешность предыдущих инновационных контрактов.

Этот перечень можно продолжить.

При изучении рынка потенциальных покупателей новой технологии лицензиару следует также особо проанализировать коммерческую сторону вопроса. Для успешной коммерциализации инновации одним из немаловажных факторов может стать оценка финансово-инновационных возможностей предприятия. Прежде чем подписывать лицензионное соглашение, важно убедиться, а сможет ли хозяйствующий субъект эффективно выполнить намеченные планы и обязательства по выплате роялти? Под силу ли предприятию вовлечение новых технологий в хозяйственный оборот? Каков его инновационный потенциал?

Осуществить предварительную оценку типа инновационного потенциала лицензиару целесообразнее совместно с предполагаемым коммерческим партнером. Дальнейший учет финансово-инновационной устойчивости позволит обеим сторонам повысить эффективность вовлечения новой технологии в хозяйственный оборот.

Таким образом, мы сформировали метод оценки инновационного потенциала и описали возможности его применения на практике. Разработанный подход, на наш взгляд, может восполнить некоторые из пробелов в анализе эффективности новых технологий и стать одним из составных элементов методологии инновационного развития предприятий и управления интеллектуальной собственностью.



Формирование новых категорий/понятий и специфика инновационной деятельности в современных условиях


Перечислим важнейшие, на наш взгляд, категории, процессы и особенности развития инновационной сферы и деятельности в новой экономике, наиболее характерные именно для рассматриваемого интелектуально-инновационного (ИИ) бизнеса:

•Коммерциализация инноваций.

•Усиление роли пионерных стратегических инноваций.

•Бизнес-интеграция и межфирменная кооперация.

•Инновационно-технологическая мощь инновационной фирмы.

•Вертикальная интеграция.

•Усиление роли аутсорсинга.

Коммерциализация инноваций. Один из классиков современного маркетинга Жан-Жак Ламбен отмечал целесообразность разделения исследований и разработок на две категории: «втягиваемые спросом», то есть вызванные к жизни наблюдаемыми потребностями («рыночные» инновации); «вталкиваемые лабораторией», то есть основанные на фундаментальных исследованиях и возможностях технологий («лабораторные»/«кабинетные»).

Ламбен, приводящий статистические данные, свидетельствующие в пользу рыночных инноваций, и вообще, являясь активным сторонником рыночных идей, тем не менее, отлично понимает роль лабораторной или теоретической науки. В частности, указывается, что «...инновационная стратегия, основанная на фундаментальных исследованиях, хотя и более рискованная в краткосрочной перспективе, имеет больше шансов привести к технологическому прорыву».

Поэтому стремление некоторых наших специалистов и руководителей инновационной сферы излишне коммерциализировать понятие инновации и порой неоправданно завысить роль сугубо рыночно-коммерческой ориентации инновационной деятельности напоминает нам в некотором роде попытку стать «большими католиками, чем сам Папа Римский». Этот перекос может привести к пренебрежительному отношению в рамках инновационной деятельности не только к фундаментальным исследованиям, но и к большой и очень важной сегодня группе прикладных исследований и разработок. Показательными примерами в этом смысле изобилует инфорационно-технологическая отрасль. Прямой экономический или коммерческий эффект в финансовом выражении, в частности, от внедрения и применения информационных систем и ИТ, в ряде случаев весьма трудно оценить (а некоторые эксперты даже полагают, что это делать вообще не следует), но вряд ли кто-нибудь осмелится отрицать их полезность. Очевидно, что сегодня необходимо развивать и всячески поддерживать не только рыночные, но также кабинетные инновации (некоторые из которых могут и не выражаться в явных коммерческих или финансовых показателях, и экономический эффект которых трудно оценивается).

Пионерные стратегические инновации. Имеет место возрастание роли пионерных стратегических инноваций, инициируемых не рынком и потребителем, а фирмой-инноватором с учетом потенциальных потребностей рынка стратегического характера. Инновационный процесс в этом случае включает следующие фазы:

Фаза 1. Зарождение инновационной идеи, исследования и разработки, изготовление инновационного продукта (ИП) и его опытная апробация внутри фирмы-инноватора и в ее ближайшей партнерской бизнес-среде.

Фаза 2. Создание комьюнити (community) — профессионального онлайнового бизнес-сообщества. Пропаганда, популяризация и реклама ИП с целью формирования среды его распространения и использования (в том числе и на коммерческой основе) и для формирования нового рынка (сегмента, сектора рынка, круга заинтересованных потребителей, в том числе и платежеспособных покупателей).

Фаза 3. Распространение ИП и его диффузия.

Фаза 4. Выход инновационного продукта на стабильно прибыльную схему реализации.

Подобная, разумеется, несколько упрощенная схема-сценарий, принципиальной спецификой которой является то, что инициатором инновации здесь является не рынок, а сама фирма-инноватор, наиболее характерна для информационно-технологических (ИТ) - инноваций. Опыт второй половины XX века, особенно его последнего десятилетия, изобилует примерами реализации подобного сценария: это и ПК, и большинство продуктов Microsoft, и многие программные приложения и инструменты, например, для e-commerce.

Бизнес-интеграция и межфирменная кооперация. Прежде всего, отметим, что исторически именно ИТ - отрасль показала миру модели успешной научно-профессиональной кооперации и открытого сотрудничества на глобальном уровне. Здесь, в первую очередь, следует назвать широко известную специалистам концепцию «Открытые системы». Международное движение «Открытые системы» преследует своей целью продвижение, поддержку и развитие свободно распространяемого программного обеспечения — ПО. Суть этой концепции в кратком изложении такова: в обращение поступает некий программный продукт (ПП), и любому разработчику (корпоративному или индивидуальному) предлагается свободно и открыто вносить в него свои изменения, дополнения, улучшающие, по его мнению, данный продукт. К самым знаменитым открытым ПП, развивающимся и модернизируемым уже около десяти лет разработчиками всего мира (включая и российских) относится, прежде всего, операционная система (ОС) Linux.

Движение «Открытые системы» нашло огромную поддержку и распространение во всех странах мира, включая и нашу страну; действуют международные и национальные ассоциации; регулярно проводятся международные конференции. Постоянно участвуют в этой работе представите­ли элиты мировой ИТ-индустрии — компании Intel, Hewlett Packard, Compaq, SAS Institute, Software AG, «Открытые технологии» (ведущий партнер Sun Microsystems). Это движение представляет замечательный пример сразу нескольких процессов, харак­терных для развития инновационной сферы Н-сектора, среди которых: свободный обмен научными идеями; свободное (бесплатное) распространение программных продуктов; бизнес-сотрудничество ведущих фирм-производителей; профессиональная кооперация этих фирм и объединение усилий с потребителями продуктов.

Проиллюстрируем проявление научно-профессиональной кооперации и бизнес-интеграции еще несколькими характерными примерами из новостхийных источников компьютерной прессы последнего времени без указания ссылок (главным образом, использовались материалы журнала Computerworld за 1999-2001 гг.).

Пример 1. (Под примечательным заголовком «Дружба в сетях».) Корпорации IBM и 3Com анонсировали договор о взаимном обмене патентами, цель которого — ускорить создание нового сетевого оборудования.

Пример 2. IBM в начале 1999 г. инвестировала в Samsung $100 млн., чтобы помочь ей ускорить выпуск микросхем памяти нового поколения Direct RDRAM

Пример 3. На исходе века ускоренными темпами стали развиваться различные телекоммуникационные проекты, сулящие нам революционные прорывы как «ввысь» (проект Teledesik), так и «вглубь», например, в проекте Bluetooch (число участников свыше тысячи, среди них Ericsson, Intel, IBM, Toshiba, Nokia, Motorola, Sun Microsystems, Lucent, 3Com Palm Computing).

Пример 4. Давние соперники MS и Inprise (Borland) намерены заключить союз на основе договора о взаимном лицензировании, по условиям которого последняя получит столь необходимые ей сейчас $125 млн. MS приобретает патентованные технологии Inprise на $100 млн. и купит 10% ее акций на $25 млн.; Inprise за это обязуется выполнить ряд условий: ввести в свои продукты поддержку ОС Win-dows-2000, приобрести ряд лицензий у MS. Специалисты рассматривают это как вызволение Inprise из финансовой ямы в критический для нее момент и сравнивают акцию с событиями 1997 года, когда MS инвестировала около $150 млн. в бюджет Apple.

Перечень подобных проектов можно продолжать практически до бесконечности, скорость его пополнения стремительно нарастает. Важно понимать, что основной причиной этой интеграции, объединения и слияния фирм, создания совместных предприятий и проектов является стремление повысить уровень своих доходов (а иногда и просто сохранить существующий), что при работе в изоляции сделать в последние годы чрезвычайно трудно, а иногда и вовсе нереально. За рубежом распространение получил термин win-win-стратегия (стратегия «выигрыш-выигрыш») — сосуществование компаний, основанное не на конкуренции, а на взаимодействии, от которого выигрывают оба партнера (эту стратегию широко пропагандирует корпорация Intel). Вошел в бизнес-лексикон и несколько непривычный для русского языка конгломерат из слов «соревнование» и «кооперация», по-английски звучащий как «coopetition» и означающий сотрудничество (а не борьбу) с конкурентами, что стало одним из наиболее ярких нововведений новой экономики.

В заключение приведем фрагмент из: «У одного из руководителей компании Sun Microsystems спросили, как их компания взаимодействует с корпорацией Intel — конкурирует или сотрудничает. Он ответил, что Sun является поставщиком и одновременно покупателем для Intel, конкурентом и партнером, соперником и коллегой. Вот пример того, как в новой экономике полностью меняются привычные понятия конкуренции и сотрудничества. И это лишь один из примеров. Нас ждут еще гораздо более удивительные «эйнштейновские» перемены».

Инновационно-технологическая мощь инновационной фирмы (ИФ). В весьма подробно анализируется понятие патентной активности ИФ и патентной силы как определяющих критериев для оценки состояния R&D фирмы и ее инновационно-технологической мощи. Отмечается, что сегодня число патентов может служить лишь отправной точкой для подобной оценки. Часто излишняя активность в области получения патентов может указывать на выбор оборонительной стратегии, на стремление во что бы то ни стало утвердить юридическое право компа­нии на владение той или иной технологией и в малой степени свидетельствовать об истинной инновационно-технологической мощи. Отмечается, что в серьезном анализе инновационной сферы количественные показатели должны уступить место качественным. В частности, специалисты CHI Research предлагают использовать рейтинговую систему показателей для оценки индекса инновационно-технологической мощи компаний, в которые (помимо числа патентов и хорошо известного и давно применяемого индекса цитируемости) включена и такая характеристика, как абсорбционная способность.

Как отмечается далее в, способность отдельного разработчика и производителя инноваций влиять на ход разработок в других фирмах (определяемая их патентной силой — индексом цитируемости) — только половина пути к успеху. Для получения высокого инновационно-технологического рейтинга фирма не должна замыкаться в себе, а аккумулировать чужие идеи и технологии. Только «...фирма, обладающая значительной абсорбционной способностью, оказывается на гребне последних веяний в области технологий и стандартов, что позволяет ей быстро реализовать их в собственных продуктах». Специалисты CHI предлагают использовать для оценки абсорбционной способности показатель частоты цитирования научных статей в оформляемых патентах. Чем больше ссылок на научные статьи в оформляемом патенте, тем выше его абсорбционная способность. При ее оценке следует обращать внимание на состав авторов публикаций научных работ. Установлено, что компании, сотрудники которых регулярно высту­пают в соавторстве с представителями других фирм или университетов, демонстрируют наивысшую абсорбционную способность, что, в частности, и содействует росту их инновационно-технологического рейтинга (Cisco, Lucent, Microsoft, Nortel, Sun). Приводится замечание А. Кришны, руководителя фонда исследований IBM: «Нашей лаборатории нужны сотрудники, способные учитывать общие тенденции развития технологий и рынка, а не замыкающиеся в собственной деятельности». На наш взгляд, сегодня уже имеется немало свидетельств тому, что в новой экономике инноваторам-одиночкам станет все более неуютно, а профессиональная научная кооперация, так же, как и бизнес-кооперация в инновационной сфере НИЭ, явится доминантой их успешного развития. Это явление представляет собой еще одну иллюстрацию, подтверждающую наличие в современном развитии отмеченной выше устойчивой тенденции: курс на интеграцию процессов и все усиливающаяся открытость экономики и бизнеса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.