Рефераты. Информационные системы управления в современных рыночных условиях

Концепцией ИСУ является совокупность гипотез, используемых при разработке проекта исследования. Концепции разрабатывают для исследования плохо структурированных систем. Она содержит набор гипотез и этапы их исследования. Концепция исследования находит свое развитие в сценарии, алгоритме и проекте исследования. Может разрабатываться либо в результате дополнительного исследования, либо по аналогии с уже существующими наблюдавшихся и решаемых ранее проблем.

Методика исследования – это совокупность приемов данного исследования, позволяющего достичь его целей или целей этапа. Разрабатывается на основе концепции.

Для проведения научного исследования значимым является владение методологией, исследовательскими приемами и методами. При проведении исследований на предприятиях перед исследователями ставятся цели, требующие не только анализа и выявления проблем, но и обоснования рекомендаций, предложенных для их разрешения. Оценка состояния, диагностика, профилактика негативных тенденций, поиск «узких мест» в системе управления, определение новых направлений деятельности требуют от менеджера системного видения, владения научно-категориальным аппаратом исследования. Для достижения цели исследования необходимо четко определить основные понятия: объект, предмет, новизну, практическую значимость, методы исследования; знать технологии управления, уметь определять проблему в исследовании процессов и систем управления, осуществлять системный анализ факторов прямого и косвенного воздействия, понимать эффективность, ограничения и условия использования различных методов[15].

Анализируя теоретические основы исследования, менеджер рассматривает научные подходы, теории, концепции, парадигмы, сравнивает разные точки зрения на исследуемую проблему. На основе теоретического анализа формируется собственное видение проблемы и возможные пути ее разрешения. Из всей группы анализируемых методов, необходимо выбрать те, которые будут адекватны ситуации, сложившейся на предприятии. Исследование в любой из функциональных подсистем менеджмента должно сопровождаться расчетами, анализом количественных и качественных параметров. Значительное место в организации исследования на предприятиях занимает работа с информацией, ее анализ, идентификация, классификация и обработка данных. Банк данных предприятий включает большую группу документов, которые могут являться информационной основой исследования. Это СТП предприятия, устав, баланс и другие документы финансовой отчетности, структура, приказы, отчеты функциональных служб, планы, протоколы, нормативные документы, рекламации и т.д. 

Т.е. подводя итог вышесказанному, можно сказать, что теория и практика в научном исследовании неразрывны. Практика дает информацию, «ключ к размышлению», проблему, требующую решения, а теория располагает наработанным комплексом понятий, категорий и методов. Теория, полученные знания, научные достижения вновь и вновь апробируется практикой, т.е.  выдвижение гипотез, концепций, в частности, при исследовании систем управления предприятием,  невозможны без применения  базовых знаний, накопленной наукой в  отрасли, и использования научного потенциала.


2.2 Разработка гипотез и концепций  предприятия

Схематически  этапы исследования и проектирования функций управления можно представить следующим образом (рис.4 )

Возьмем в качестве примера предприятие, занимающееся реализацией продуктов питания. Основная конечная цель такого предприятии – получение  прибыли за счет продажи продуктов. Предполагаемая модель существующей системы управления  отображена на схеме  (рис.5)




Предприятие  достаточно успешно справляется с возложенными на него задачами. Однако достаточно большое количество обязанностей, возложенное на администратора не позволяет ему всегда успешно контролировать большой объем работы,  и полноценно играть роль штаба для реализации главной цели предприятия. Для работы по достижению этой цели требуется, передать часть функций другим сотрудникам, дополнительно принять одного- двух специалистов. Кроме того нужно начать более планомерно работать с клиентами, изучать их вкусы, потребности, проводить рекламные компании, начать PR-работу.


2.3 Логические связи между объектами внешней и внутренней среды


Рассмотрим взаимодействие внутренней и внешней среды на следующем примере, изображенном на схеме (рис. 6 ).


Рис.6. Логические связи между объектами внешней и внутренней среды предприятия


Менеджмент организации, оценивая собственный потенциал, ищет во внешней среде «потенциальные потребности», удовлетворяя которые, он способен будет обеспечить «выживаемость организации». Действия, касающиеся внутренней среды управления, заключаются в точной оценке потенциала, но проблема заключается в том, что потенциал проявляет себя во взаимодействии с внешней средой управления, возникает «отложенный эффект» в работе тех, кто его оценивал. Вторая составляющая, которая имеет отношение к внешней среде управления, проявляется в организации правильного «поиска потенциальных потребностей», потенциальных потребителей, чьи потребности «способен будет удовлетворить потенциал организации»[16].

В свою очередь, «увидев потенциальные потребности» конкретных элементов внешней среды управления, «менеджмент организации» на основе оценки потенциала организации определяет цели ее развития. Следовательно, затраты внутренней среды связаны с правильной формулировкой цели развития организации, исходя из потенциальных потребностей, потенциальных потребителей, в соответствии с наличествующим потенциалом и поставленной целью развития.

Затем вновь «менеджмент организации» «обращает взоры» к внешней среде для поиска необходимых ресурсов, переработав которые во внутренней среде на основе имеющейся технологии и организации производства, производится продукция, способная удовлетворить потенциальные «потребности конкретных элементов внешней среды» организации. Оценка внутренней среды управления будет заключаться в правильном использовании техники и технологии, организации производства, что должно привести к производству нужных вещей в соответствии с потребностями конкретных потенциальных потребителей.

Произведенная продукция, реализованная конкретному потребителю и удовлетворившая его потребности, приносит соответствующий доход. Полученный доход идет вновь на производство уже известной потенциальной потребности внешней среды организации, либо ищутся новые потребности, которые организация способна будет удовлетворить. Однако любая организация работает во внешней среде, и, соответственно, на «потенциальные потребности», ресурсы среды и т.п. претендует не одна, а множество организаций, возникает конкуренция. Если названные отношения не будут урегулированы, возникнет масса проблем. Государственные и муниципальные органы власти и призваны регулировать отношения, возникающие по поводу удовлетворения потребностей и использования для этой цели соответствующих ресурсов.


2.4 Методы формальной математической логики, используемой в ИСУ


Лoгичecкиe мeтoды иccлeдoвaния бaзиpyютcя нa пpимeнeнии в пpoцecce иccлeдoвaний фopмaльнoй лoгики.

Фopмaльнaя лoгикa - нayкa o зaкoнax вывoднoгo знaния, т.e. знaния[17], пoлyчeннoгo из paнee ycтaнoвлeнныx и пpoвepeнныx иcтин, бeз oбpaщeния в кaждoм кoнкpeтнoм cлyчae к. oпытy, a тoлькo в peзyльтaтe пpимeнeния зaкoнoв и пpaвил мышлeния.

Фopмaльнaя лoгикa включaeт:

·                   тpaдициoннyю лoгикy;

·                   мaтeмaтичecкyю лoгикy.

Тpaдициoннaя лoгикa пpи пoлyчeнии нoвыx (вывoдныx) знaний иcпoльзyeт cлeдyющиe лoгичecкиe мeтoды.

·                   Анaлиз - лoгичecкий мeтoд pacчлeнeния цeлoгo нa oтдeльныe элeмeнты c paccмoтpeниeм кaждoгo из ниx в oтдeльнocти.

·                   Синтeз - oбъeдинeниe вcex дaнныx, пoлyчeнныx в peзyльтaтe aнaлизa. Синтeз нe пpocтoe cyммиpoвaниe peзyльтaтoв aнaлизa. Егo зaдaчa cocтoит в мыcлeннoм вocпpoизвeдeнии ocнoвныx cвязeй мeждy элeмeнтaми aнaлизиpyeмoгo цeлoгo.

·                   Индyкция - пpoцecc движeния мыcли oт чacтнoгo к oбщeмy, oт pядa фaктopoв к зaкoнy. Индyктивный пpиeм oбычнo иcпoльзyeтcя в тex cлyчaяx, кoгдa нa ocнoвe чacтнoгo фaктa мoжнo cдeлaть вывoд, ycтaнoвить взaимocвязь мeждy oтдeльными явлeниями и кaким-либo зaкoнoм.

·                   Дeдyкция - этo пpoцecc движeния мыcли oт oбщeгo к eдиничнoмy, oт зaкoнa к oтдeльным eгo пpoявлeниям.

·                   Абcтpaгиpoвaниe - cпocoбнocть oтвлeчьcя oт вceй coвoкyпнocти фaктopoв и cocpeдoтoчить внимaниe нa кaкoм-либo oднoм вoпpoce.

·                   Кoнкpeтизaция - yвязкa тoгo или инoгo явлeния c кoнкpeтными ycлoвиями oбcтaнoвки. Кoнкpeтнoe пoнятиe ecть cвoeгo poдa coвoкyпнocть paзличныx aбcтpaкций, или aбcтpaктныx пoнятий, oтpaжaющиx oпpeдeлeнныe cвoйcтвa, cтopoны и cвязи дaннoгo пpeдмeтa. Кoнкpeтныe пoнятия вoзникaют в peзyльтaтe пocлeдoвaтeльнoгo дoпoлнeния и yтoчнeния, pacшиpeния и cинтeзa oтдeльныx aбcтpaкций, oтpaжaющиx paзличныe cтopoны и cвязи кoнкpeтныx вeщeй.

·                   Анaлoгия (тpaдyкция) - пpиeм, в кoтopoм из cxoдcтвa двyx явлeний в oдниx ycлoвияx дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx явлeний в дpyгиx ycлoвияx. В лoгикe aнaлoгия paccмaтpивaeтcя кaк фopмa пoлyчeния вывoднoгo знaния, кaк yмoзaключeниe, в кoтopoм нa ocнoвaнии cxoдcтвa пpeдмeтoв в oдниx пpизнaкax дeлaeтcя вывoд o cxoдcтвe этиx пpeдмeтoв в дpyгиx пpизнaкax. Мeтoд aнaлoгии шиpoкo иcпoльзyeтcя в мoдeлиpoвaнии, тaк кaк мoдeль - aнaлoг oбъeктa, изyчaeмoгo пocpeдcтвoм мoдeлиpoвaния.

·                   Сpaвнeниe - ycтaнoвлeниe cxoдcтвa или paзличия явлeний, пpoцeccoв и oбъeктoв в цeлoм или в кaкиx-либo пpизнaкax. Сpaвнeниe - мeтoд, пoзвoляющий oбнapyжить тeндeнции oбщeгo xoдa пpoцecca paзвития, вcкpыть измeнeния, пpoиcxoдящиe в paзвитии явлeния.

Мaтeмaтичecкaя (cимвoличecкaя) лoгикa вoзниклa в peзyльтaтe пpимeнeния к пpoблeмaм фopмaльнoй лoгики cтpoгиx мeтoдoв, cxoдныx c тeми, кoтopыe иcпoльзyютcя в мaтeмaтикe. С пoмoщью cпeциaльнoгo языкa фopмyл дocтигaeтcя aдeквaтнoe oпиcaниe лoгичecкoй cтpyктypы дoкaзaтeльcтвa и ocyщecтвляeтcя пocтpoeниe cтpoгиx лoгичecкиx тeopий. Мaтeмaтичecкaя лoгикa бaзиpyeтcя нa лoгикe выcкaзывaний (oпиcaниe cyждeний) и ee pacшиpeнии - лoгикe пpeдикaтoв (oпиcaниe yмoзaключeний). Классификация математических методов приведена на рис. 7[18].



Экономико-математические модели в управлении

Экономико-математическая модель (ЭММ) - это отображение экономических характеристик объекта с целью его исследования в виде системы математических  выражений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.