Рис 1. Карта компетенций руководителя филиала
(отрывок).
Привлечение кандидатов.
Для того чтобы сформировать команду, способную
эффективно работать, руководитель должен подбирать работников, обладающих
определенными качествами. Известно, что только лидер может «притянуть» к себе
лидеров. В таблице 5 приведен примерный список качеств, которые должен искать в
потенциальных работниках руководитель для создания работоспособной команды.
Таблица 5.
Качества, которые руководитель должен искать в
потенциальных работниках.
Качество
Характеристика качества
Позитивное восприятие
Способность положительно относиться к людям и к ситуациям
Служение общим интересам
Готовность подчиняться, играть в команде и следовать за лидером
Потенциал роста
Стремление к личному росту и самосовершенствованию, способность
продолжать расти по мере усложнения задач
Последовательность
Готовность ставить потребности руководителя и организации выше собственных
желаний
Порядочность
Надежность и сильный характер, постоянство в словах и поступках
Широта кругозора
Способность видеть всю организацию и ее потребности
Дисциплинированность
Готовность выполнять требования независимо от собственного настроения
Признательность
Благодарное отношение, которое становится образом жизни
Уровни влияния.
Одной из
целей процесса формирования имиджа руководителя является усиление влияния на
подчиненных, завоевание авторитета. Ниже приведены возможные уровни влияния
руководителей на членов его команды.
Должность.
Чаще всего
встречается влияние, предоставляемое человеку его положением в структуре
организации. Такой тип влияния не выходит за пределы рабочих обязанностей. С
этого начинают все новые руководители. В дальнейшем они могут заработать больше
влияния, либо уменьшить и то незначительное влияние, которое определяется
должностью.
Компетентность.
Этот тип влияния основан на профессиональных
способностях, умении выполнить работу. Последователи уважают мнение
компетентного руководителя, когда дело касается их работы.
Индивидуальность.
Последователи могут уважать руководителя за
его личные качества – индивидуальность, внешность и харизму. Влияние,
основанное на личных качествах, несколько шире, чем основанное на компетентности.
Характер.
Влияние, основанное на свойствах личности,
возникает благодаря наличию у руководителя внутреннего стержня. Это влияние
опирается на характер. Когда новые лидеры приобретают влияние, основанное на
свойствах личности, они делают значительный шаг в своем развитии.
3.2.2 Стили руководства.
Вступающий
в должность руководитель должен, с одной стороны, учитывать стиль руководства,
используемый его начальством, а с другой стороны, выработать собственный стиль
руководства, способствующий его эффективному взаимодействию с подчиненными.
Исследования
типов руководителей и эффективности руководства, проведенные психологами и
социологами, позволили выявить три наиболее часто встречающиеся стиля
руководства – автократический, демократический и либеральный. Характеристики
каждого из названных стилей руководства приведены в таблице 6.
Таблица 6.
Характеристика стилей руководства.
Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными
Стили руководства
Авторитарный (автократический)
Демократический
Либеральный
Приемы принятия
решений
Единолично решает
вопросы
Перед принятием
решения советуется с подчиненными
Ждет указаний от
руководства или решения совещания
Способ доведения
решений до исполнителей
Приказывает,
распоряжается, командует
Предлагает, просит
Просит, упрашивает
Распределение
ответственности
Берет на себя или
перекладывает на подчиненных
Распределяет
ответственность в соответствии с переданными полномочиями