Рефераты. Франчайзинг в ресторанном бизнесе - теория и практика

Стандартная наценка на продукты в ресторане составляет 300%. При грамотном подходе к организации бизнеса и управлению финансовым потоком, оборотных средств и прибыли, которую они приносят, вполне должно хватить на постоянную «раскрутку» ресторана. Благо, специфика этого бизнеса такова, что он, как правило, не требует привлечения дорогостоящих рекламных носителей.

Успешные рестораны регулярно обновляют меню, вносят изменения в оформление зала, постоянно совершенствуют систему обслуживания.

Каждый ресторан должен иметь привлекательную вывеску. Неплохую службу сослужит реклама в Интернете: при грамотной организации и «раскрутке» сайта и его регулярном обновлении он может стать эффективным инструментом по привлечению новых клиентов.

В зале можно разложить буклеты и листовки. Если в ресторане периодически проходят выступления музыкальных коллективов, то они могут содержать информацию о предстоящих концертах. Рекламно-полиграфическую продукцию можно распространять с помощью адресной рассылки (директ-мэйла) или раскладывать по почтовым ящикам близлежащих домов.

Большой популярностью пользуется сувенирная продукция: фирменные спички, зажигалки, бокалы, оформленные в стиле вашего ресторана, и пр. Естественно, на каждом предмете должен быть размещен фирменный знак заведения. Немалую роль в «раскрутке» ресторана играет «сарафанная реклама», когда информация о заведении передается из уст в уста.

Расчет окупаемости ресторанного франчайз-проекта

Вкладывать средства в реализацию франчайз-проекта могут как частные лица, желающие начать собственное дело, так и корпоративные инвесторы (владельцы-учредители бизнесов или топ-менеджмент компаний). Их основная цель — сохранение и преумножение имеющихся ресурсов.

Соответственно, выгодность вложений заключается в том, что вложенные финансовые ресурсы вернутся инвестору через определенный срок в большем объеме (с учетом дополнительного дохода) — относительно первоначального вложения. Имеет смысл рассмотреть различные ситуации, в которых франчайзинг выступает формой инвестирования, и проанализировать каждую из них, с точки зрения параметров инвестиционного проекта.

Продажа технологий

Ситуация: предприниматель инвестирует во франчайз-проект с целью получения дополнительного дохода. Подобная ситуация вызвана тем, что многие рыночные ниши и возможности бизнесов ограничены масштабами локальных рынков. Соответственно, наступает такой момент, когда субъект управления (владелец, директор) понимает, что достигнут предел рыночных возможностей, в лучшем случае рост доходов от бизнеса в сложившихся (локальных) условиях составит 5-10% в год. Резкое увеличение доходов не предвидится.

Такая ситуация имеет место на рынке московских гастрономических ресторанов.

Существует несколько решений подобной проблемы: снижение издержек производства, например, за счет приобретения или создания собственного производства. Типичный пример, сеть «Русское бистро», владеющая огромной фабрикой-кухней по производству полуфабрикатов, ребрендинг ресторанной сети.

Характерный, хотя и не типичный для нашего рынка пример — превращение «Патио Пиццы» в «IL Патио», передача выполнения некоторых операций на аутсорсинг. Здесь можно упомянуть кейтеринг, когда ресторан только производит заказанные клиентом блюда, а доставляет их другая фирма. Кроме того, ресторанные сети активно пользуются услугами маркетинговых компаний, а также, кстати, франчайзинговых консультантов, осуществляющих поиск франчайзи и продажу франшиз.

Приведенные способы связаны с использованием внутренних ресурсов ресторанной сети, нехватка которых в принципе ограничивает перспективы бизнеса. Некоторыми теоретиками менеджмента предлагается следующая идея развития компаний: «Решая свои проблемы, вы тратите свои ресурсы на прошлое, ушедшебезвозвратно, ищите для себя новые возможности — за ними будущее».

Можно сделать вывод о том, что те способы, которыми пользуется большинство рестораторов, оказываются малоэффективны. Нужны решения, которые позволят резко увеличить доход, лучше в десятки раз.

Одним из решений противоречия «своих ресурсов мало, а доход надо резко увеличить» является реализация франчайз-проекта. Практика показывает, что инвестирование в такой проект оправдывает себя.

Посмотрим, во что инвестирует предприниматель при реализации франчайз-проекта и когда наступает его окупаемость.

Под инвестициями во франчайз-проект здесь понимается финансирование разработки франшизного пакета и стратегии его продвижения на рынке.

Результат данного этапа, разработанный франшизный пакет, обычно включает в себя:

1. Концепцию создания франчайзинговой сети — консультантом разрабатываются правила создания и функционирования сети, требования к кандидатам-франчайзи, экономическое обоснование инвестиций в покупку франшизного пакета, стратегия продвижения и продаж франшизного пакета, взаимоотношения франчайзора и франчайзи на каждом из этапов формирования сети.

2. Пакет договоров, оформляющих каждый этап сотрудничества франчайзора и франчайзи при создании и функционировании франчайзинговой сети.

3. Рекомендации (учебник) для франчайзи по организации и эффективному ведению данного бизнеса.

4. Инвестиционный меморандум по франшизному пакету, который передается потенциальному франчайзи по специально разработанной процедуре.

Кроме того, в качестве самостоятельной статьи инвестиций имеет смысл рассматривать затраты на продвижение франшизы на рынок — рекламные мероприятия, участие в выставках, оплату труда PR-специалистов.

Разработка франшизного пакета для компаний, имеющих зарегистрированную торговую марку, опыт работы с собственными точками общепита будет стоить инвестору порядка $30 тыс. Что касается временных затрат, то консультантам для разработки франчайз-проекта обычно требуется около трех месяцев.

Доход франчайзора

Проведем расчет эффективности таких вложений на примере сети кафе-мороженых «Миа Дольче Джулия», которая относительно недавно (в 2004 году) представила рынку свою франчайзинговую систему. \После начала продажи франшиз франчайзор единовременно получает доход, который состоит из:

• паушального взноса ($35 тыс.),

• собственной наценки на итальянское оборудование, поставляемое для

франчайзи ($1 тыс.),

• собственной наценки на закупаемое франчайзи сырье и аксессуары, необходимые для шести месяцев работы франчайзи ($1 тыс.).

К тому же, франчайзор будет получать постоянный ежемесячный денежный поток, состоящий из: выплачиваемых роялти ($0,5 тыс. в месяц) и остающейся наценки на сырье и аксессуары для приготовления мороженого ($1 тыс. в месяц).

Соответственно годовой доход от продажи одной франшизы составит $50 тыс.

Срок окупаемости инвестиций в реализацию франчайз-проекта наступит (если исходить из среднерыночных расценок) при продаже хотя бы одной франшизы, так как уже паушальный взнос превышает сумму первоначальных инвестиций. К тому же, франчайзор получает дополнительный годовой доход $20 тыс.

При адекватном определении и стоимости франшизы и проведении необходимой коммуникационной кампании в среднем в квартал продается до трех франшиз стоимостью до $150 тыс. от каждого франчайзора. Это означает вероятность получения постоянного годового дохода, в три раза превышающего расчетный.

Таким образом, при условии построения эффективной системы доведения франшиз до конечного инвестора доходность инвестиций в разработку франчайз-проекта превышает 100% годовых.

Создание сбытовой сети

Ситуация: топ-менеджмент компании инвестирует средства, чтобы создать (расширить) собственную сбытовую сеть, улучшить положение на рынке. В основном такие ситуации характерны для рынков, на которых функционирует несколько одинаковых по силе продавцов продукции для одного и того же типа потребителей. Такая ситуация сложилась в настоящий момент на рынке производителей и поставщиков в сегменте HoReCa.

Примем, что инвестиции в разработку франшизного пакета составят сумму,аналогичную предыдущей ситуации, то есть $30 тыс.

При вступлении в единую торговую систему франчайзи и открытии им дистрибьюторской компании в своем регионе оборот сети увеличивается на оборот новой точки. Если ее оборот будет составлять хотя бы $100 тыс. в месяц, а франчайзор будет поставлять свою продукцию с наценкой хотя бы в 10% (или получать соответствующие платежи с оборота), то его доход составит $10 тыс. в месяц (не считая косвенных выгод от увеличения рыночной доли).

Таким образом, инвестиции в разработку франшизного пакета окупаются за счет дохода,получаемого от увеличения оборота при запуске каждой новой торговой точки. Инвестиционный проект разработки франшизного пакета окупился работой одного франчайзи в течение трех месяцев работы после выхода региональной торговой компании на запланированный уровень продаж.

Доход франчайзи

Ситуация: частный инвестор приобретает франшизу известной компании, чтобы начать собственное дело. Обычно такие вложения осуществляются с целью минимизации рисков начала собственного дела. К тому же, своим франчайзи франчайзор предоставляет необходимую систему поддержки: обучение, технологию производства, технологию увеличения продаж, поставки качественного сырья и оборудования.

Так, в случае с франшизным пакетом «Миа Дольче Джулия» (вариант, предусматривающий создание торговой точки без открытия собственного производства) франчайзи инвестирует средства в покупку торгового оборудования и оплату паушального взноса, суммы которых составляют $12 тыс. и $5 тыс. соответственно.

Ежемесячный доход (после выплаты аренды, заработной платы и налогов, оплаты закупленного у франчайзора мороженого) франчайзи составляет $2-3 тыс. Исходя из этих расчетов, инвестиции франчайзи в покупкуфраншизного пакета окупаются за шесть месяцев. В большинстве случаев срок окупаемости средств в приобретение бизнеса, основанного на франчайзинге, не превышает трех лет.

Таким образом, франчайз-проекты можно определить как эффективный инвестиционный инструмент. Доходность на вложенный капитал здесь может составлять от 30% до 500% годовых.

Как вариант, интересный для города Зеленограда, может выступить франчайз-проект ресторана японской кухни.

Вот что предлагает по этому поводу сеть ресторанов «Якитория»:

Японская кухня была и остается самым модным и интересным направлением современного российского ресторанного бизнеса.

Встретить очередь в наше время довольно сложно, но у дверей «Якиторий» и «Гин-но Таки» такое зрелище не редкость. Мы познакомили с японской кухней большую часть жителей Москвы, а теперь и в вашем городе тоже может появиться «японское чудо» - кафе «Якитория» или «Гин-но Таки».

Франчайзинг торговых марок «Якитория» или «Гин-но Таки» - это возможность стать самостоятельным бизнесменом с минимальными начальными капиталовложениями, мгновенное приобретение репутации среди потребителей за счет ведения бизнеса под признанным товарным знаком. Мы поможем вам в решении всех вопросов – от технико-экономического обоснования проекта до подготовки персонала.

Первый франчайзинговый проект был осуществлен в Санкт-Петербурге в декабре 2001 года. Питерская «Якитория» сразу вызвала большой интерес у публики, и стала одним из самых модных ресторанов города, а уже спустя год в «северной столице» была открыта вторая «Якитория».

Сегодня «Якитори» работают по всей России и в странах ближнего зарубежья - в Киеве, Донецке, Казани, Новосибирске, Самаре, Калининграде, Николаеве, Тольятти, Одессе, Харькове и Волгограде.

На очереди – Днепропетровск, Львов, Ярославль, Иваново.
Кафе "Гин-но таки" работают в Санкт-Петербурге, Набережных Челнах, готовится к открытию кафе в Киеве.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.