Рефераты. Франчайзинг в ресторанном бизнесе - теория и практика

Франчайзинг в ресторанном бизнесе - теория и практика

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет социального управления

Кафедра социального менеджмента и туризма

 

 

Специальность – 080507.65-00 (Менеджмент организации)

Специализация – 08507.65 -22 или 080507.65-07

Форма обучения – очная (очно – заочная, заочная)

Курс – 5 (или 6)

 

 

ДИПЛОМНЫЙ ПРОЕКТ

 

Студента

(фамилия, имя, отчество)

 

ТЕМА: Франчайзинг в ресторанном бизнесе

 

 

Научный руководитель____________________

________________________________________

Консультант _____________________________

________________________________________

 

 

Проект допущен к защите «__»___________ 200_  г.

Заведующий кафедрой

проф., д.т.н.                         ______________

 



Дата представления _______________________

Дата возврата ____________________________

Дата защиты _____________________________

Оценка __________________________________


 

 

 

МОСКВА - 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.................................................................................................... 3

Глава I. Теоретические основы организации ресторанного бизнеса....................................................................................................... 7

1.1. Эволюция, основные тенденции развития и особенности          7

формирования российского рынка общественного питания 7

1.2. Классификация и стандартизация предприятий общественного питания................................................................................................... 12

1.3. Обзор современной сферы общественного питания в России   16

Глава II. Франчайзинг как новая концепция развития сферы общественного питания.............................................................. 32

2.1. История, сущность и основные направления франчайзинга     32

2.2. Схема взаимоотношений участников франчайзинга 39

2.3. Франчайзинг в России в сфере общественного питания      45

Глава III. Описание процесса организации предприятия общественного питания – сетевого ресторана в г. Зеленограде........................................................................................................................ 56

3.1. Общественное питание как элемент формирования облика г. Зеленограда........................................................................................... 56

3.2. Специфика зеленоградского рынка общественного питания   68

3.3. Организация сетевого ресторана в г. Зеленограде..... 70

Заключение............................................................................................ 70

Список литературы.......................................................................... 91

Приложения........................................................................................... 93

Введение

 

Питание как процесс употребления пищи удовлетворяет самую насущную потребность человека, выступает необходимым условием существования людей, их общественной и трудовой деятельности. Общественное питание в своих коллективно организованных формах является важнейшим фактором и механизмом реализации социальной политики.

Сегодня конкуренция на рынке общественного питания в России приобрела такую остроту, что уже недостаточно просто «быть», надо быть лучшим или по крайней мере «на уровне» в своем сегменте. Понятие «лучший» включает в себя множество составляющих, реализация и соблюдения которых для большинства предприятий общественного питания сопряжена с определенными трудностями. Главная тема сегодня - борьба за качество обслуживания. Катастрофически остро уже несколько лет стоит проблема подбора, воспитания и удержания персонала.

Помимо этого, перед рынком общественного питания встала проблема законодательства и защиты интересов бизнеса. И эта общая, если не беда, то проблема, заставляет конкурентов, забывая о борьбе друг с другом, вспоминать о единстве задач и объединяться, как во всевозможные союзы и ассоциации, чьей задачей является защита интересов бизнеса, так и для проведения съездов и форумов, где есть возможность обсудить общие проблемы и наметить пути их решения, обменяться опытом и продемонстрировать реальную силу и вес сектора, с которым необходимо считаться при принятии решений, его затрагивающих. Так, в настоящий момент рестораторы ведут конструктивную работу с Министерством труда по вопросу формирования свода профессиональных стандартов индустрии, введение которых предусматривается вступлением России в ВТО. И то, что с представителями отрасли считаются и советуются - неплохой показатель как для отрасли, так и для общества в целом.

Объем российского рынка общественного питания с каждым годом растет. Ежедневно магазинами и предприятиями общественного питания продается товаров более чем на 330 млн руб., организациями бытового обслуживания оказывается свыше 630 видов различных услуг. Каждый день более 450 тыс. работников в 17 тыс. магазинах, ателье, мастерских, столовых, барах и в других точках обслуживают москвичей и гостей города. В настоящее время каждое второе малое предприятие работает в сфере потребительского рынка, доля индивидуальных предпринимателей в бытовом обслуживании превышает 50%.

Настоящий ресторанный бум сегодня переживает и столица России. Ежемесячно в Москве открывается с десяток новых кафе и ресторанов, а темпы роста ресторанного рынка достигают 40% в год. Между тем наиболее динамично сегодня развивается средний и дорогой сегмент, в то время как рынок фаст-фуда - наиболее востребованного и популярного вида общественного питания - растет крайне медленно. На протяжении двух последних лет этот рынок увеличивался на 10-15% ежегодно[1]. Если на Западе, по данным консалтинговой компании Maxpro, на фаст-фуд приходится порядка 60% всего ресторанного рынка в денежном выражении и подавляющая часть рынка в количественном выражении (по числу заведений, персоналу и т. д.), то в России рынок быстрого питания составляет около 30% всего общепита в денежном выражении и примерно 50% - в количественном[2]. При этом развитие российского фаст-фуда идет в основном за счет западных игроков, в то время как отечественные сети ресторанов быстрого питания, ориентированные на национальную кухню, развиты очень слабо. Этот фактор в полной мере можно отнести и к Москве.

Современная экономика развитых стран является экономикой услуг. Валовой внутренний продукт, например, стран европейского Союза и США, сегодня на 70% формируется в этой сфере.

Неуклонно растет доля услуг в конечном продукте промышленного производства.

Но современная экономика наследовала высокие стандарты эффективности от предшествовавшего индустриального этапа развития общества и это означает, что этап «кустарного» существования сферы услуг, при котором каждое из предприятий было результатом «штучного» предпринимательского труда, окончен. Современный предприниматель хочет высокого качества и предсказуемости в услугах, т.е. стандартизации.

А массовое производство сложной продукции требует также организации массовых услуг по ее эксплуатации. Ответом на все эти вызовы и стал франчайзинг, с чем и связана актуальность темы настоящего дипломного проекта.

Вышеизложенная проблематика обусловила цель настоящего дипломного проекта – изучить особенности франчайзинга в ресторанном бизнесе.

Объект исследования – франчайзинг и его особенности.

Предмет исследования – специфика франчайзинга в ресторанном бизнесе.

В задачи проекта входит:

- изучение теоретических основ организации ресторанного бизнеса;

- анализ эволюции, основных тенденций развития и особенностей формирования российского рынка общественного питания;

- исследование классификации и стандартизации предприятий общественного питания;

- обзор современной сферы общественного питания в России;

- исследование франчайзинга как новой концепции развития сферы общественного питания;

- изучение истории, сущности и основных направлений франчайзинга;

- анализ схемы взаимоотношений участников франчайзинга;

- исследование франчайзинга в России в сфере общественного питания;

- описание процесса организации предприятия общественного питания – сетевого ресторана в г. Зеленограде;

- исследование сферы общественного питания как элемента формирования облика г. Зеленограда;

- описание процесса организации сетевого ресторана в г. Зеленограде.

Теоретической и информационной базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных специалистов, изучающих системы общественного питания, материалы специализированной периодической печати: журналы «Эксперт», «Питание и общество», «Практический маркетинг», «Ресторанное дело», «Ресторан Эксклюзив», «Ресторанные ведомости», «Торговое оборудование» и др.; данные Госкомстата, материалы научно-практических конференций по заявленной проблематике.

Настоящая работа состоит из введения, заключения, трех глав и приложений. Использованные в процессе написания дипломного проекта источники указаны в списке литературы.

Глава I. Теоретические основы организации ресторанного бизнеса

1.1. Эволюция, основные тенденции развития и особенности

формирования российского рынка общественного питания

Приступая к анализу теоретических основ организации ресторанного бизнеса в России, мы, прежде всего, должны остановиться на родоначальнице современных кафе, бистро, баров - трактире-корчме, как на единственном, и притом вполне самобытном, древнеславянском питейном заведении. Происхождение слова корчма (первоначально - кормоча) трактуется различно.

Некоторые из исследователей старины, уходя в глубокую древность, ищут корень этого слова в персидском, зендском, арабском и турецком языках, другие же, напротив, останавливаются только на славянском, утверждая, что наименование корчма ничто иное, как слово «корм». Последнее толкование многими считается более правдоподобным, хотя бы потому, что оно ближе всего подходит к непосредственным задачам корчмы, заключавшимся, главным образом, в том, чтобы кормить и поить посещавший ее народ. Каково бы ни было происхождение этого слова, все же корчма является исконно славянским учреждением. Это исторический факт, против которого возражений не имеется.

Обслуживая всю Славянскую землю, корчма, в зависимости от времени и места ее нахождения, несла не только общественные, но и общегосударственные обязанности. Правда, в начале своего существования и до наступления XII века, когда она еще повсеместно была только вольной корчмой, обязанности ее были менее сложны.

Вольная корчма подчас служила для народа трибуной, с которой общественные деятели того времени обсуждали различные дела и мероприятия[3]. Но, с утратой своей «вольности», корчма является, если не вполне, то почти, государственным учреждением. Так, например, у западных славян, она в одном месте играет роль официального правительственного пункта, где пристава объявляют указы правительства, суды творят суд и разбирают дела между приезжими чужестранцами, в другом фигурирует в виде центрального финансового учреждения, в третьем заменяет собой ратушу и гостиный двор.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.