Рефераты. Экономическая теория налогообложения. Налоговая политика p> . падению объемов производства, его рентабельности и соответственно увеличению количества убыточных предприятий;

. росту «тонизации» экономики;

. формирования негативного отношения общества к самому понятию

«налоги».

Поэтому назрела необходимость реформирования налоговой системы
Украины. Именно Налоговый кодекс должен обеспечить комплексный подход в регулировании налоговых отношений, устранить несогласованность налогового законодательства, обеспечить единую и стабильную законодательную базу налогообложения.

Проект Кодекса, подписанный Кабмином Украины, предполагает в основном сохранить действующую систему налогообложения в Украине, т. е. в случае его принятия Верховной Радой Украины надеяться на кардинальные улучшения и изменения налоговой сфере не стоит.

В основу альтернативного проекта заложена новая система налогообложения, предполагающая не механическое объединение существующих и новых налогов и обязательных платежей, а качественное их отличие, применение методов формирования налоговых инструментов на основе изучения их влияния и взаимосвязи.

Структура проекта включает общую, особую, специальные части, а также заключительные положения. В общей части проекта Налогового кодекса отражены такие основные элементы налогового законодательства, как: сфера его действия, принцип налогового законодательства, понятие и виды налогов и сборов, компетенция Верховной Рады Украины, Верховного Совета Автономной
Республики Крым, областных, городских, сельских Советов относительно введения, изменения и сокращения налогов и сборов, - а также определены плательщики налогов и сборов, база налогообложения, ставки налогов, условия льгот, источники уплаты налогов, сроки их уплаты, обязательства, способы и порядок их выполнения, налоговый учет, налоговые органы, налоговый контроль, обжалование решений налоговых органов и их действие.

По экспертным оценкам в течении первого года после введения девяти процентной ставки налогообложения прибыли физических лиц и начислений на фонд потребления (в размере 30%) можно ожидать увеличения официального фонда оплаты труда на предприятиях в 1,3 – 1,5 раз только благодаря легализации теневых доходов.

Вместе с тем хотелось бы высказать ряд замечаний к альтернативному проекту:

1. Проект предусматривает, что каждому виду налога Кабмином Украины будет разрабатываться Положение о порядке взимания налога (сбора) и представления налоговой отчетности. То есть может возникнуть ситуация, когда налоговая система снова «обрастет» многочисленными подзаконными актами, возникнут правовые коллизии, усложнится механизм уплаты налогов. Более целесообразно было бы законодательно урегулировать эти вопросы;

2. Проектом не решаются проблемы со сборами, взысканием платежей государственными учреждениями за осуществление определенных действий. Было бы правильным ограничивать их количество и размер на законодательном уровне;

3. Не урегулированы вопросы относительно возможности списания и реструктуризации налоговой задолженности;

4. Нечетко урегулированы вопросы налогообложения доходов физических лиц от осуществления предпринимательской деятельности без создания юридического лица;

5. Недостаточно урегулированы механизмы уплаты налога с реализации. В частности, не предусмотрен механизм адаптации предприятий к новой схеме налогообложения. Не учтены также особенности налогообложения банковских учреждений, бюджетных организаций, операций с ценными бумагами, филиалов предприятий.

В целом альтернативный Налоговый кодекс обеспечивает комплексный переход в регулировании налоговых отношений, устраняет недостатки в налоговом законодательстве Украины, обеспечивает его гармонизацию (что нельзя сказать о варианте Кабмина Украины, где фактически сохраняется действующая неэффективная система налогового законодательства).

Заключение

Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги бывают прямые и косвенными, они различаются по объекту налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

Существует ряд общепризнанных принципов налогообложения, важнейшие из них: реальная возможность выплаты налога, его прогрессивный, однократный обязательный характер, простота и гибкость.

Основные функции налогов – фискальная, социальная и регулирующая.
Налоговая политика государства осуществляется при помощи предоставления физическим и юридическим лицам налоговых льгот в соответствии с целями государственного регулирования хозяйства и социальной сферы.

Одним из главных элементов рыночной экономики является налоговая система. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо чтобы налоговая система Украины была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д., несомненно играет отрицательную роль, особенно в период перехода к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу.

Анализ реформаторских идей в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе. Она у нас в Украине очень слабая.

На настоящий день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней Украины, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

На Западе, в большинстве стран с развитым рынком основным источником формирования бюджета служит налогообложение физических лиц и налоговое бремя в большей степени лежит на гражданах, тем самым стимулируя производство. Это положение для нас сегодня предельно актуально.

В ситуации осуществления серьезных и решительных преобразований и отсутствия времени на движение «от теории к практике» построение налоговой системы методом «проб и ошибок» оказывается вынужденным. Но необходимо думать и о завтрашнем дне, когда в стране утвердятся рыночные отношения.
Поэтому представляется весьма важным, чтобы научно – исследовательские и учебные институты, располагающие кадрами высококвалифицированных специалистов в области финансов и налогообложения, всерьез занялись разработкой теории налогообложения, используя опыт стран с развитой рыночной экономикой и увязывая его с украинскими реалиями.

Подчеркнем, что пока не будет выработана авторитетная целостная концепция реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов.

Проблем в сфере налогообложения накопилось слишком много, что бы их можно было изложить в рамках одной курсовой работы. Незначительная их часть будет так или иначе решена в недалеком будущем. Но большая их часть вновь будет отложена до лучших времен, по – видимому, до принятия Налогового законодательства с учетом всех проблем системы налогообложения.

Список используемых источников :

1. Закон Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 года №

1251-ХII с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 13 марта 1992 года № 2199-XII, от 5 мая 1993 года № 3180-XII, от 2 февраля 1994 года № 3904-XII, от 22 марта 1996 года № 96/96-ВР, от 18 февраля 1997 года № 77/97-ВР, от 19 апреля 1997 года № 221/97-ВР, от

15 января 1998 года № 19/98-ВР, от 5 марта 1998 года № 1999/98-ВР, от

1 декабря 1998 года № 285-XIV, от 17 декабря 1998 года № 320-XIV, от

22 декабря 1998 года №333-XIV, от 9 апреля 1999 года № 588-XIV.

2 Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. №
168/97-ВР

3 Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г.

№ 283/97-ВР

4. Алексеенко И. Страна высоких налогов // Бизнес – 2000 №36(399) –с.64-

66

5. Б.Є.Квасюк. “Валовий внутрішній продукт України та його вартісна структура” // Журнал “Фінанси України” №2, 1996р.

6. В.М.Опарін “Фінансова сістема, теоретичні засади та практичні аспекти її розбудови в Україні”, журнал “Фінанси України” №9, 1998г.

7. В.М.Федосов, В.Ш.Опарін, В.О. П’ятаченко та ін. “Податкова система

України”. Підручник, К.-1994.

8. В.В.Буряковский, Б.Я.Кармазин, С.В.Каламбед “Налоги”, Пороги

Днепропетровск-1998.

9. В.М.Опарін “Фінансова сістема, теоретичні засади та практичні аспекти її розбудови в Україні”, журнал “Фінанси України” №9, 1998г.

10. Гридчина М.В., Вдовиченко Н.И., Калина А.В. Налоговая система Украины:

Учеб. Пособие. – К.: МАУП, 2000.

11. Дернберг Р.Л. Международное налогообложение. — М.: ЮНИТИ Будапешт:

COLPI, 1997.

12. Емельяненко В. Налоговый кодекс // Бизнес – 2000 №38(401) –с.70

13. Журавская И. , Шинкоренко Д. . Украинская система налогообложения : настоящее и будущее // Бизнес – 2000. - № 37 (400) / Бухгалтерия – С.

6-19.

9. За ред. А.М.Поддєрьогіна “Фінанси підприємств”. Підручник. КНЕУ, Київ

1998г.

10. Кучерявенко Н.П. Основы налогового права. – Харьков, Изд. Константа,

1996г.

11. Курс экономики : [ Учебник ] – 2-е изд. , доп. / Под ред. Б. А.

Райзберга. –М. : ИНФРА – М, 1999. – 716 С.

12. Современная экономика : [ Учебник ] / Под ред. Мамедова О. Ю. , д. э. н. – Ростов – на – Дону : « Феникс « , 1996. – 608 С.

13. Смирнов К. Налоговая политика «Пойдем по Малому?»// Бизнес – 2000. -

№ 42 (405) – С. 66, 67, 69.

14. С.Терехін “Фискальная политика Украины : под бременем пережитков плановой экономики» // журнал «Финансовые риски», 1996, №3.

Приложения А доход min
100

60

10

20 30

40 ставка налога %

Рис.А.1 Налог на доходы граждан

ВАЛОВОЙ ДОХОД

Скорректированный
Суммы, исключаемые валовой доход из валового дохода

Суммы, включаемые в Налогооблагаемая валовые издержки прибыль

Рис. А.2 Налог на прибыль

|Налог на | | | | |Налог на |
|добавленную |Сырье |Заработная |Амортизация |Прибыль |добавленную|
|стоимость | |плата | | |стоимость |
|сырья | | | | | |

Добавленная стоимость

Хозяйственный оборот

Отпускная цена

Рис.А.3 Налог на добавленную стоимость

Ставка налога %

100

80 максимальный уровень налоговых поступлений

37,7

10 налоговые пос- тупления грн

рис.А.4 Кривая Лаффера

Таблица А.5 Система налогообложения Украины


|НАЛОГИ И СБОРЫ (ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ) |
|Общегосударственные налоги и сборы |Местные налоги и сборы |
|(обязательные платежи) |(обязательные платежи) |
|Непрямые |Прямые налоги |сборы |налоги |Сборы |
|(косвенные) | | | | |
|налоги | | | | |
|1 |2 |3 |4 |5 |
|Налог на |Налог на доходы|За геологоразведовательные |Налог с |Гостиничный сбор; |
|добавленную |граждан |работы, выполненные за счет |рекламы; |Рыночный сбор; |
|стоимость; |(подоходный |государственного бюджета; |Коммунальный |Сбор за выдачу ордера на |
|Акцизный сбор; |налог); |Сбор за специальное |налог. |квартиру; |
|Пошлина. |Налог на |использование природных | |Курортный сбор; |
| |прибыль |ресурсов; | |Сбор за участие в бегах на |
| |предприятия; |Сбор за загрязнение окружающей | |ипподроме; |
| |Плата (налог) |среды; | |Сбор за выигрыш на бегах на |
| |на землю; |Взносы в фонд ликвидации | |ипподроме; |
| |Налог на |последствий Чернобыльской | |Сбор с лиц, принимающих участие|
| |имущество |катастрофы и социальной защиты | |в игре на тотализаторе на |
| |(недвижимость);|населения; | |ипподроме; |
| | |Сбор на обязательное | |Сбор за проведение местных |
| |Налог с |государственное пенсионное | |аукционов, конкурсных продаж и |
| |владельцев |страхование; | |лотерей; |
| |транспортных |Сбор на обязательное социальное| |Сбор с владельцев собак; |
| |средств. |страхование; | |Сборы за парковку |
| | |Взносы в государственный | |автотранспорта; |
| | |инновационный фонд; | |Сбор за проезд территорий |
| | |Рентные сборы; | |приграничных областей |
| | |Плата за торговый патент на | |автотранспорта направляющегося |
| | |некоторые виды | |за границу; |
| | |предпринимательской | |Сбор за право использовать |
| | |деятельности; | |местную символику; |
| | |Отчисления на финансирование | |Сбор за выдачу разрешения на |
| | |авто мобильных дорог. | |размещение объектов торговли и |
| | | | |сферы услуг. |



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.