Рефераты. Экономическая теория налогообложения. Налоговая политика p> В соответствии с размером взноса определяется льгота налогообложением
НДС.

Действие Инструкции о порядке исчисления и уплаты НДС №3 от 10.03.93 г. имеет при применении к совместным предприятиям. В основе деятельности
СП лежат экспортно-импортные операции, поэтому действие вышеизложенной
Инструкции регламентируется еще одной Инструкцией о порядке исчисления и уплаты НДС и акцизного сбора за товары, ввезенные из-за пределов таможенных границ Украины, экспорта товаров, работ и услуг №44 от 31.05.94 г.

Особенностью налогообложения импортных операций является то, что полученная выручка за экспортную продукцию не является объектом налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС и акцизов) объектом обложения при экспорте является сумма отгруженной продукции. При этом НДС и акциз, уплаченные ранее, возмещаются предприятиям после поступления выручки на счет, но не позже чем через год после выпуска продукции.

НДС и акциз на импорт начисляются по декларированной стоимости товара и учитываются в покупной цене импортируемого товара. НДС и акциз экспортно- импортных операций уплачиваются в момент нахождения товара на таможенном складе. Лишь после уплаты налога товар может быть отгружен за границу или на склад потребителю.

Не подлежит налогообложению временный экспорт товаров - поставка давальческого сырья украинским заказчиком для обработки за границей с последующим возвратом в полном объеме.

Как показывает практика, наиболее применимой из вышеперечисленных льгот среди налогоплательщиков является льгота по освобождению от НДС услуг аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения. При применении указанной льготы налогоплательщикам следует руководствоваться перечнем аптечных заведений, сообщенным письмом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 24.01.94 г. №14-312. Кроме этого согласно ее разъяснений от 18.05.94 г. №10-330/10-1870 указанная льгота распространяется на предприятия и организации независимо от форм собственности, которые имеют специальное разрешение (лицензию) Министерства
Здравоохранения на реализацию этих товаров. Как сообщает ГГНИ Украины в вышеуказанных разъяснениях, с 18.02.94 от НДС освобождаются услуги аптечных заведений по реализации медикаментов и изделий медицинского назначения как отечественного производства, так и импортируемых из-за пределов таможенных границ Украины исключительно для реализации через указанные заведения и предприятия.

3. Налоговая политика и налоговая система Украины, пути их совершенствования.

На сегодняшний день Кабмином утвержден проект Концепции и Структуры
Налогового кодекса Украины. Определены перечни общегосударственных и местных налогов, сборов и обязательных платежей, указанных в таблице А5.

Общегосударственные налоги.

1. Налог на прибыль предприятий. В основном сохраняется существующий порядок взимания, т.ч. авансовые платежи и ставка – 30%. Изменения коснутся, во-первых, перечня объектов социальной инфраструктуры, расходы на содержание которых учитываются в составе валовых расходов плательщика налога, во-вторых, понятия и порядка применения «обычной цены», в-третьих, ответственности плательщиков налога за недостоверность данных об объекте налогообложения – новая финансовая санкция предусматривает возмещение в размере до начисленной суммы налога вместо действующей нормы – 30%.

2. Налог на доходы физических лиц. Предусматривается введение шкалы с минимальным количеством ступеней 10,20 и 30% с одновременным расширением базы налогообложения, в т.ч. на доходы, полученные от работодателя в виде наследованного имущества, подарков и т.д., и упорядочением льгот для всех групп плательщиков налога и отменой тех из них, которые предоставляются по профессиональному или отраслевому признаку.

3. Налог на добавленную стоимость(НДС). Сохраняется порядок начисления, уплаты и возмещения, но снижается ставка – до 18%.

Предусматривается отказ от льготы по освобождению от НДС товаров критического импорта и отмена нулевой ставки с продаж угля и продуктов его обогащения, а также угольных и торфяных брикетов, электроэнергии, газа, импортируемого в Украину.

4. Акцизный налог. Предусматривается существенное сокращение перечня подакцизных товаров (услуг) до семи позиций:

- спирт этиловый, алкогольные напитки;

- табачные изделия;

- пиво;

- бензин, дизельное топливо;

- транспортные средства;

- ювелирные изделия;

- услуги мобильной связи.

При этом ставки планируется установить на уровне, позволяющем повысить удельный вес этого налога в общих доходах бюджета (сейчас – 2,9% с отечественных товаров, 1% - с импортных). Причем намечается устанавливать ставки трех видов: адвалорные (в процентах к стоимости подакцизной продукции); в твердых суммах с единиц веса, объема, количества или другого натурального показателя; комбинированные. Сохраняется положение об освобождении от уплаты акцизного налога со стоимости экспортируемых за приделы Украины товаров.

5. Налог на имущество. Ставка налога определена на уровне, не превышающем 3% от средней текущей стоимости объекта налогообложения. Средства от налога будут поступать в местные бюджеты.

Предусматривается, что этот налог будет погашать собой плату за землю и налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, причем в документе заложена идея уменьшения размеров платы за землю для производителей продукции.

6. Сбор в Государственный социальный фонд. Предполагается, что в этом фонде будут аккумулироваться средства, которые в настоящее время поступают в фонды Пенсионный и социального страхования. Объектом исчисления сбора определен фонд оплаты труда, ставка – 25%, зачисление в госбюджет.

7.Государственная пошлина. Планируется расширить перечень действий, за осуществление которых удерживается госпошлина и пересмотреть ставки на некоторые из них.

8. Ресурсные и рентные платежи. В ресурсные платежи включены: плата за специальное использование водных ресурсов, за специальное использование лесных ресурсов, за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.
Ставки и порядок платежей по ним будут определятся Кабмином. Отменяются отчисления на геологоразведочные работы, выполненные за счет госбюджета.
Увеличиваются нормативы платы за использование подземных вод и пользование недрами.

В рентные платежи включены плата за нефть и природный газ, добываемые в
Украине.

9. Экологический налог. Вводится вместо действующих сборов за загрязнение окружающей природной среды. При этом объектом налогообложения будут выбросы вредных веществ в атмосферу и водоемы, размещение отходов.
Ставка налога будет устанавливаться Кабмином Украины по каждому виду вредного воздействия на окружающую среду.

Местные налоги и сборы

Предполагается отмена ряда сборов, в частности: на право проведения кино – и телесъемок, за участие на бегах, с лиц, принимающих участие в игре на тотализаторе на ипподроме, за использование местной символики, за выдачу ордера на квартиру, за проведения аукциона, конкурсной распродажи и лотереи. Одновременно предполагается ввести ряд новых сборов, в частности: за предоставление в пользовании земельных участков для строительства объектов производственного и непроизводственного назначения, индивидуального жилья и гаражей в населенных пунктах, на осуществление социально-бытовых мероприятий (самоналогооблажение) , за организацию концертных мероприятий с участием зарубежных исполнителей (3% от выручки за билеты).

Кроме того, местным органам самоуправления будет предоставлено право установления местного акцизного налога на продукцию, включенную в перечень.
Объектом налогооблажения в этом случае будет оборот по реализации упомянутой продукции, а плательщиком – субъект предпринимательской деятельности, реализующий ее.

Ряд местных налогов и сборов определенны как обязательный для введения (при наличии объектов налогообложения), а именно:

. налог с рекламы;

. коммунальный налог (планируется пересмотр ставки в сторону снижения предельного размера с 10% до 4%);

. гостиничный сбор;

. сбор за парковку автотранспорта;

. рыночный сбор;

. сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг.

Отдельным разделом в Кодексе определены специальные налоговые режимы
– фиксированный сельскохозяйственный налог; патент на занятие определенным видом деятельности; разовый патент, приобретаемый физическими лицами, не зарегистрированными в качестве субъекта предпринимательской деятельности и осуществляющими продажу товаров; единый фиксированный налог; специальный режим налогообложения для субъектов предпринимательской деятельности свободных экономических зон.

В основу концепции Налогового кодекса заложено механическое сочетание существующих и новых налогов, сборов, обязательных платежей, которые существенно не меняют качественные характеристики системы налогообложения.
Не предусмотрено задействование других ее функций помимо фискальной – стимулирующей и регулирующей. Основной упор вновь делается на расширение сферы налогообложения, а также на силовое давление на плательщиков налогов, расширение прав и полномочий налоговых служб без адекватного усиления их ответственности. Игнорируется принцип пропорциональной взаимосвязи между ростом налоговых изъятий и увеличением доходов плательщиков налогов. Доход который получит государство от расширения базы налогообложения (помимо легализации теневого сектора) и усиления административного контроля без одновременного изменения методов формирования налоговых инструментов в направлении достижения сбалансированности интересов государства, предпринимателей и граждан, будет меньшим, чем экономический убыток, причиненный субъектам рыночных отношений. Следовательно, не будет достигнута цель, преследуемая налоговой реформой.

В настоящее время Постановлением Верховной Рады Украины от 13.07.2000 г. № 1868-III принят проект Налогового кодекса Украины, в нем предусматривается сократить установленный в данное время перечень налогов до одиннадцати общегосударственных и тринадцати местных.

Действующее на сегодняшний день налоговое законодательство в Украине можно охарактеризовать как бессистемное, отличающееся следующими тенденциями:

1. Налоговая политика в Украине формируется под воздействием текущих обязательств, лоббизма, без соответствующего научного обоснования и анализа последствий от введения тех или иных налогов и сборов (обязательных платежей);

2. Помимо существования обычного числа налогов и сборов, которые, как правило, отличаются низкой эффективностью, сформированы многочисленные внебюджетные фонды целевого назначения, что существенно усложняет уплату налогов и контроль за ее осуществлением;

3. В налоговом законодательстве присутствует фискальная функция и отсутствует функция стимулирования экономики;

4. Подзаконные акты, издаваемые Кабмином Украины, противоречат законам Украины, и довольно часто законодательные акты даже имеют обратную силу, т. е. налоги взимаются за время, когда тот или иной Закон еще не действовал;

5. Ряд вопросов фактически не урегулирован законодательством, в частности, ответственность за неуплату налогов;

6. Часть налогов и сборов формируется не от объекта налогообложения, а от направления их использования (например, взносы в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Государственный инновационный фонд);

7. Политика исполнительной ветви власти направлена исключительно на пополнение бюджета любой ценой, что загоняет экономику в тень.

8. Все проблемы решаются административным путем (усиливается роль карательных органов - ГНАУ).

Таким образом, неэффективность налоговой политики приводит постоянно к:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.