Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
2.1. Кривая Лаффера
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичного спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения – к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности
Широко распространено мнение о том, что чем больше взимать налогов, тем больше будет поступление в бюджет. Однако это не неверно.
Зависимость налоговых поступлений от величины ставки налога характеризуется так называемой кривой Лаффера. По Лафферу, оптимальный является средняя суммарная ставка прямых и косвенных налогов в размере 37,7%, что показано на рисунке А.4. Именно при такой ставке достигается максимальный уровень налоговых поступлений в бюджет. В Украине же, по оценкам специалистов, при сегодняшней системе налогообложения средняя суммарная ставка прямых и косвенных налогов составляет около 80%. Налогов же от запланированного количества поступает в бюджет всего 30-35%. Если бы эта ставка была 37,7%, украинский бюджет получал бы в три раза больше платежей.
Предприятия – плательщики налогов или других обязательных платежей, которые не имеют в установленный срок для уплаты налогов или других обязательных платежей бухгалтерских отчетов и балансов, деклараций и расчетов установленной формы за соответствующий период, уплачивают 110% суммы налога (платежа), исчисленного за предыдущий период. После подачи указанных документов производится перерасчет налога (платежа), исходя из фактически полученного дохода (прибыли) и других объектов налогообложения.
В случае сокрытия (занижения) плательщиками суммы налога или другого обязательного платежа с них взыскивается сумма до начисленного налога или других обязательных платежей и штраф в двукратном размере той же суммы, а в случае повторного нарушения на протяжении года после установленного нарушения предыдущей проверкой – штраф в пятикратном размере. За неподачу или несвоевременную подачу декларации, расчетов и других документов налоговым администрациям, а также неподачу или несвоевременную подачу платежных поручений на уплату налогов учреждениям банков – 10% подлежащих уплате сумм налогов (платежей).
Санкции применяются к плательщикам налогов, допустивших ошибки в своих расчетах или декларациях, независимо от того, сделано это из-за незнания, халатности или с умыслом. При этом следует иметь в виду, что установленные законодательством финансовые санкции применяются по налогам другим платежам и взносам, по которым установлена обязательная подача государственным налоговым администрациям налоговых деклараций и расчетов. По другим налогам (платежам) эти санкции не применяются.
Обязательное условие для применения финансовых санкций является правильно оформленный акт документальной проверки, в котором четко излагается содержание нарушения, называется конкретные пункты и статьи нарушения законодательного акта. Акт проверки подписывает руководитель предприятия и проверяющий налоговый инспектор. В случае отказа первого от подписи составляется дополнительный акт произвольной формы. Действия налогового инспектора можно обжаловать, для чего подается заявление в Государственную Налоговую Администрацию, которая непосредственно контролирует плательщика. В течение месяца должен быть дан ответ. Если он не устраивает плательщика, тот имеет право обратиться в вышестоящую налоговую администрацию или арбитражный суд. При этом рассмотрении жалобы плательщика не означает прекращение действий должностных лиц налоговой администрации. То есть плательщику начисляется пеня и взыскивается сумма финансовых санкций в установленном порядке.
Сумма финансовых санкций за нарушение налогового законодательства должна быть перечислена в бюджет или государственные целевые фонды в десятидневный срок со дня составления акта проверки государственной налоговой администрацией. Ответственность за полноту и своевременность уплаты финансовых санкций несет руководитель предприятия.
В случае не внесения в вышеуказанный срок суммы финансовой санкции налоговая администрация имеет право взыскать эти суммы с предприятий всех форм собственности и независимо от итогов финансово-хозяйственной деятельности в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения (распоряжения) на расчетный счет в банке предприятия. В случае отсутствия средств на расчетном счете санкции обращаются на валютный, депозитный и прочие счета. При отсутствии средств и на этих счетах налоговая администрация должна взыскать неуплаченные в бюджет платежи за счет имущества должника, т. е. последний может быть банкротом.
По окончании установленных сроков уплаты соответствующих платежей невнесенная сумма считается недоимкой, и на нее начисляется пеня. В настоящее время размер пени начисляется следующим образом:
- пеня в размере 120% учетной ставки Национального Банк Украины начисляется при несвоевременном поступление в бюджет: налога на прибыль; налога на добавленную стоимость; акцизного сбора; платы за специальное использование лесных ресурсов; пресных ресурсов; недр при добыче полезных ископаемых; сборов и других неналоговых платежей; рентной платы за нефть и природный газ добываемый в Украине; налога с владельцев транспортных средств; отчислений от платы за транзит газа через территорию Украины; суммы разнице в цене на природный газ собственной добычи; суммы от превышения фонда потребления; средств от приватизации государственного имущества; отчислений на геологоразведочные работы, произведенных за счет госбюджета; местных налогов и сборов; отчислений в Фонд ликвидации последствий
Чернобыльской катастрофы; отчислений в Государственный инновационный фонд;
- пеня в размере двойной ставки Национального Банка Украины начисляется за несвоевременное поступление в бюджет налога на доходы граждан;
- пеня в размере 0,2% от недополученной суммы начисляется: за несвоевременное поступление государственной пошлины; за просроченную за должность по предоставленным займам под госзаказ, сельскохозяйственной продукции и иным займам;
- пеня в размере 0,3% от недополученной суммы начисляется за несвоевременное поступление: доходов от внешне – экономической деятельности; плату за землю.
На должностных лиц предприятий, виновных в не удержании, не перечислении, занижении суммы налога или другого платежа или взноса, в сокрытии (занижении) объектов налогообложения или ведение его с нарушениями установленного порядка, в неподаче, несвоевременной подаче, не по установленной форме бухгалтерских отчетов, балансов, налоговый деклараций, расчетов, аудиторских заключений, платежных поручений и других обязательных платежей, государственными налоговыми администрациями налагаются административные штрафы в размере от 5 до 10 необлагаемых минимальных доходов граждан.
Кроме административной ответственности, на должностных лиц предприятий – налогоплательщиков может быть возложена уголовная ответственность.
Может сложится ситуация, когда местная администрация, пытаясь пополнить свой бюджет, устанавливают дополнительные местные налоги, которые тяжким бременем ложатся на предпринимателей. В связи с этим надо знать, что Государственная Налоговая Администрация не имеет право на обязательное взыскание налогов и платежей, введенных местными администрациями не учтенных в перечне местных налогов, предусмотренных Законом «О системе налогообложения» [1]. Налоговая Администрация также вправе начислять пени, применять финансовые санкции и привлекать к административной ответственности за несвоевременную уплату или неуплату налогов введенных местными администрациями.
В соответствии с данными доходной части Государственного бюджета Украины на 1995 наибольшую долю (14,3 %) в общем объеме бюджетных поступлений составляет налог на добавленную стоимость (НДС), являющийся разновидностью универсальных акцизов. В мировой практике он превратился в основной налог непрямого действия и заменил во многих странах менее эффективный налог с оборота. С налогом с оборота связано возникновение своеобразного кумулятивного эффекта, состоящего в том, что объект налогообложения содержит налоги, уплачиваемые на предыдущих этапах движения товара. НДС не имеет этого недостатка, но оказывает значительное влияние на общий уровень цен, поскольку он включается в состав цены всех товаров и услуг и является регрессионным по отношению к малообеспеченным слоям населения.
В Украине НДС введен в 1992 г. Объектом налогообложения являются обороты по реализации товаров, работ, предоставленных услуг, кроме их реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в государственный бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает сумму уже уплаченного налога, сейчас используется ставка 16,67%, а при включении НДС в цены реализованных товаров (работ, услуг) - 20%. Однако в начале внедрения этого налога он должен был обеспечить доходы бюджета в том самом объеме, что и отмененные налоги с оборота и продаж, действовавшие в 1991 г. На некоторое время в 1993 г. были введены современные ставки НДС. Однако в условиях огромного бюджетного дефицита их быстро упразднили, возвратившись к начальному уровню.
Порядок исчисления и уплаты НДС регламентируется сегодня Декретом Кабинета министров Украины " О налоге на добавленную стоимость" от 26.12.92 г. и некоторыми другими нормативными актами.
У предпринимателей возникают значительные трудности при исчислении подлежащей уплате суммы НДС, особенно при определении налогооблагаемого оборота. Это может привести к значительным недоплата, за которые налоговая инспекция взыскивает не менее значительные штрафы. Большой же перечень льгот по НДС объясняется тем, что этот налог взимается по унифицированной ставке, противоречащей мировой практике ее дифференциации.
На основании Указа Президента Украины " О взимании НДС с импортных товаров" от 30.06.95 г. следуют следующие льготы: импортное сырье, материально-технические ресурсы, комплектующие изделия, оборудование, материалы, техника и другие товары, ввозимые хозяйствующими всех форм собственности, в том числе посредниками (прямыми поставщиками), для производственных и собственных нужд ( т.е. без последующей реализации), а также энергоносители (нефть и газ), которые ввозятся для производственных нужд, в том числе по бартерным операциям, не подлежат обложению НДС во время перемещения через таможенную границу Украины.
В случае использования указанных товаров не на производственные и собственные нужды или для последующей их продажи, НДС взимается исходя из их стоимости с учетом НДС, но ниже таможенной стоимости, пересчитанной в национальной валюте по курсу НБУ на день предоставления декларации.
Следует учитывать особенности налогообложения НДС совместных предприятий. В соответствии Кабинета Министров Украины № 55-93 от 20.05.93 введенным в действие с 05.06.93, внесены существенные изменения в порядок налогообложения предприятий с иностранными инвестициями. Таким считается предприятие любой организационно-правовой стороны, созданной по законам Украины, если на протяжении календарного года в его уставном фонде имеется квалификационная иностранная инвестиция. Квалификационной иностранной инвестицией считается взнос одного из учредителей в размерах: от 10 000 до 50 000 долларов США и от 50 000 долларов США и выше.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5