Рефераты. Бизнес-план в деятельности предприятий рыночной экономики

В подразделе "производственные и не производственные помещения" приводится информация о всех необходимых для фирмы помещениях. Здесь необходимо описать место нахождения, размеры, наличие площадок для погрузочно-разгрузочных работ, оборудования, складских помещений и обеспечение транспортными коммуникациями.

Дополнительно в производственном плане должно быть охарактеризовано:

- способы контроля производственных процессов

- качество продукции и другие операции

В конце производственного плана должно быть охарактеризовано влияние внешних факторов на производственную деятельность фирмы.

Основные внешние факторы:

- возможность приобретение природных ресурсов

- вероятность появления новых технологий производства данного вида продукции

- юридические ограничения

- санитарные нормы

- требования к утилизации отходов

- правила и техника безопасности.


7. Оценка риска


7.1 Виды возможных рисков


Любая деятельность в бизнесе связана с риском. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования, действуют в условиях полной или частичной неопределенности.

Чтобы получить поддержку инвесторов необходимо показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе.

В бизнес- плане необходимо дать ответы на вопросы:

1) насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски связанные с данным бизнесом.

2) сможет ли руководство фирмы разработать план действий в условиях неопределенности.

В бизнесе существует множество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опыт предпринимательства показывает, что если учесть как можно больше рисков, то ими можно управлять.

Основные виды рисков:

- производственные, связанные с возможным невыполнением фирмой своих обязанностей по контракту

- финансовые, связанные с нарушением фирмой своих финансовых обязательств

- инвестиционные, связанные с возможным обесцениванием инвестиционного финансового портфеля.

- рыночные, связанные с возможным колебанием процентных ставок, курсов валютных ставок по кредитам и изменения законодательной базы и др.

Чаще всего в бизнес плане рассматриваются риски, являющиеся следствием причин:

-неблагоприятных тенденций во внешней среде бизнеса

- реакция конкурентов (возможное снижение цен на аналогичную продукцию)

- сезонная цикличность объёмов продаж

- недостаточная компетентность персонала, который занимается маркетингом, производством и управлением.

-появление новых технологий, технических и технологических решений, которые могут привести к старению предмета данного бизнеса.

- превышение производственных затрат над запланированными

- трудности в получении сырья, материалов и комплектующих

-цикличность потока наличности

В бизнес- плане риски делятся на 2 группы:

1) внутренние (эндогенные), которые могут контролироваться и управляться фирмой - производственные риски, фин.,

2) внешние (экзогенные), которыми менеджеры управлять не могут.

Риски также делятся на:

- динамические - могут привести, как к убыткам, так и к прибыли

-статистические - только к убыткам.

Динамические риски связаны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем.

Статические риски связаны с потерей реальных активов (доходов) вследствие недееспособности предприятия


7.2 Концепция управления рисками


Концепция управления рисками включает в себя компоненты:

- Оценка степени риска - определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов негативно влияющих на результаты деятельности предприятия

- отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия

-разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.

В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, потребителей и т.д.

Выявление возможных рисков можно производить различными способами: от сложного анализа в математических моделях до интуитивных догадок.

В бизнес-плане необходимо стремится к количественной оценке риска. Существуют следующие количественные оценки риска:

1) статистический

2) метод экспертных оценок

3) аналитический метод

4) метод аналогий

Результаты оценки рисков могут быть представлены, как в абсолютных, так и в относительных величинах. В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ц/б, времени, имиджа и т.д.)

Причины возможных убытков могут быть разнообразными: от политических факторов экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы до форс-мажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.

Цена риска в общем виде



-прибыль при отсутствии данного риска,

- прибыль при наличии данного риска.

7.3 Мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков


Реагирование на возможные негативные последствия предусмотренную разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатывались альтернативные планы. Разработка альтернативных планов осуществляется в следующей последовательности:

- определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно влиять на бизнес

- определение масштабов их влияния на бизнес

- определение вероятности этого влияния

- разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки достижения которых свидетельствует о развитии неблагоприятных тенденций.

Альтернативный план должен определить, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации.

Наличие альтернативного плана свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовится к ним заранее.

Различаются внешние и внутренние способы снижения рисков.

Внешние:

- делегирование части рисков партнерам по бизнесу

- хеджирование (заключение домостр. Договоров по определенным объемам поставок и ценам)

- внешнее страхование рисков

Хеджирование – способ снижения рисков хозяйственной деятельности по средствам заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции или материалов между поставщиком и потребителем.

По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции сырья по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию (сырье) и тем самым защищает себя от возможного снижения цен.

Услуги страховых компаний могут быть как стандартными, так и договоренными.

Внутренние:

- повышение качества и эффективности управления фирмой

- увеличение качества продукции

- диверсификация деятельности (изменение направления деятельности фирмы)

- лимитирование (ограничение верхнего придела инвестиций в определенные проекты)

- создание производственных запасов

- увеличение обоснованности и полноты информации.

Фирма также может снизить свои потери, используя метод самосохранения. Он связан с созданием специальных резервных фондов для покрытия убытков. Самосохранение применяется в том случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика, по сравнению с имуществом и финансовыми параметрами всего бизнеса. В том случае вероятность убытков не велика.


8. Финансовый план


8.1 Значение, содержание и технология разработки


Финплан является ключевым разделом БИЗНЕС-ПЛАНА.

Главная цель финплана – обобщить основные разделы бизнес-плана в стоимостном выражении и обосновать целесообразность реализации проекта с экономической точки зрения. Расчеты, которые содержаться в финплане должны давать четкие ответы на вопросы:

- откуда фирма получит деньги и на что их потратит

- как соотносятся технические потребности фирмы в деньгах с движением наличности

- каково будет финансовое состояние фирмы в конце планового периода

- сможет ли предприниматель выполнить взятые на себя обязательства

- способен ли предприниматель должным образом распорядиться полученными им средствами, чтобы своевременно возвратить долги и обеспечить достаточную прибыль на вложенный капитал.

Этот раздел бизнес-плана является наименее гибким в отличие от других разделов. Финплан должен содержать установленный пречень стандартных финансовых документов, Это делается с целью, чтобы любой потенциальный инвестор или кредитор мог по стандартной методике провести анализ финансовой информации и финансового состояния фирмы с целью принятия решения вложения своих средств в проект. Инвесторы и кредиторы требуют, чтобы финплан разрабатывался на три года с разбивкой показателей по месяцам за первый год и по кварталам за второй и третий года. Финансовый план не должен иметь разногласий с другими разделами бизнес-плана. Например, если в маркетинг-плане показано намерение развернуть широкомасштабную рекламную компанию, то все затраты, связанные с этим должны быть отражены в плане доходов и расходов. Поскольку весь бизнес-план характеризуется определенной степенью неопределенности, в финансовом плане целесообразно проработать несколько вариантов ведения бизнеса. Например один из вариантов должен основываться на консервативных (пессимистических) допущениях, а второй- учесть весь потенциал ведения бизнеса. В бизнес-плане по возможности необходимо подчеркнуть достоверность информации, если показатели финансового плана имеют существенные отклонения от среднеотраслевых, необходимо дать исчерпывающее объяснение по эти вопросам.

Финансовый план содержит подразделы:

1)           план доходов и расходов (прибылей и убытков)

2)           план денежных поступлений и выплат (план движения наличности)

3)           плановый баланс

4)           плановые финансовые коэффициенты

5)           определение безубыточности предприятия.

В финансовом плане обязательно должны быть приведены допущения, на учете которых рассчитывались финансовые показатели. Для уже существующей фирмы в финансовом плане необходимо показать динамику основных показателей работы предприятия за последние 3-5 лет. Копии соответствующих финансовых документов приложить.


8.2 План доходов и расходов


План доходов и расходов характеризует общую сумму доходов и расходов фирмы за определенный период. План доходов и расходов составляется в следующей последовательности:

1.                 определяются средние показатели по отрасли, которой принадлежит бизнес. Среднеотраслевые показатели являются ориентиром для разработки плана доходов и расходов и для контроля за фактической деятельностью фирмы. Отклонения от среднеотраслевых показателей требуют соответствующих пояснений. Источниками расчета среднеотраслевых показателей могут быть:

o        статистические ежегодники;

o        финансовая отчетность аналогичных компаний, банков и ассоциаций;

2.                 определяется объём продаж продукции предприятия. Объём продаж является важнейшим элементом для расчета остальных показателей, в том числе и финансовых. Для прогнозирования объёма продаж используется информация маркетинг-плана а также информация, полученная в результате специального исследования рынка, опроса потребителей, консультации с экспертами. Объем продаж составляется по каждому виду продукции с разбивкой по месяцам за 1-й год и по кварталам за 2 и 3-й года. При значительном росте объёма продаж необходимо сделать соответствующие пояснения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.