В подразделе "производственные и не производственные помещения" приводится информация о всех необходимых для фирмы помещениях. Здесь необходимо описать место нахождения, размеры, наличие площадок для погрузочно-разгрузочных работ, оборудования, складских помещений и обеспечение транспортными коммуникациями.
Дополнительно в производственном плане должно быть охарактеризовано:
- способы контроля производственных процессов
- качество продукции и другие операции
В конце производственного плана должно быть охарактеризовано влияние внешних факторов на производственную деятельность фирмы.
Основные внешние факторы:
- возможность приобретение природных ресурсов
- вероятность появления новых технологий производства данного вида продукции
- юридические ограничения
- санитарные нормы
- требования к утилизации отходов
- правила и техника безопасности.
7. Оценка риска
7.1 Виды возможных рисков
Любая деятельность в бизнесе связана с риском. Это объясняется тем, что рыночные субъекты хозяйствования, действуют в условиях полной или частичной неопределенности.
Чтобы получить поддержку инвесторов необходимо показать не только выгоды вложения средств, но и возможные трудности в бизнесе.
В бизнес- плане необходимо дать ответы на вопросы:
1) насколько глубоко руководство фирмы понимает и учитывает риски связанные с данным бизнесом.
2) сможет ли руководство фирмы разработать план действий в условиях неопределенности.
В бизнесе существует множество обстоятельств, которые могут привести к потерям. Опыт предпринимательства показывает, что если учесть как можно больше рисков, то ими можно управлять.
Основные виды рисков:
- производственные, связанные с возможным невыполнением фирмой своих обязанностей по контракту
- финансовые, связанные с нарушением фирмой своих финансовых обязательств
- инвестиционные, связанные с возможным обесцениванием инвестиционного финансового портфеля.
- рыночные, связанные с возможным колебанием процентных ставок, курсов валютных ставок по кредитам и изменения законодательной базы и др.
Чаще всего в бизнес плане рассматриваются риски, являющиеся следствием причин:
-неблагоприятных тенденций во внешней среде бизнеса
- реакция конкурентов (возможное снижение цен на аналогичную продукцию)
- сезонная цикличность объёмов продаж
- недостаточная компетентность персонала, который занимается маркетингом, производством и управлением.
-появление новых технологий, технических и технологических решений, которые могут привести к старению предмета данного бизнеса.
- превышение производственных затрат над запланированными
- трудности в получении сырья, материалов и комплектующих
-цикличность потока наличности
В бизнес- плане риски делятся на 2 группы:
1) внутренние (эндогенные), которые могут контролироваться и управляться фирмой - производственные риски, фин.,
2) внешние (экзогенные), которыми менеджеры управлять не могут.
Риски также делятся на:
- динамические - могут привести, как к убыткам, так и к прибыли
-статистические - только к убыткам.
Динамические риски связаны с непредвиденными изменениями стоимостных параметров в будущем.
Статические риски связаны с потерей реальных активов (доходов) вследствие недееспособности предприятия
7.2 Концепция управления рисками
Концепция управления рисками включает в себя компоненты:
- Оценка степени риска - определение потенциальных негативных последствий принятых решений, а также побочных эффектов негативно влияющих на результаты деятельности предприятия
- отработка механизма реагирования на возможные негативные последствия
-разработка мероприятий по нейтрализации и компенсации возможных негативных последствий.
В процессе оценки риска необходимо учесть интересы всех участников проекта, т.е. инвесторов, исполнителей, продавцов, заказчиков, потребителей и т.д.
Выявление возможных рисков можно производить различными способами: от сложного анализа в математических моделях до интуитивных догадок.
В бизнес-плане необходимо стремится к количественной оценке риска. Существуют следующие количественные оценки риска:
1) статистический
2) метод экспертных оценок
3) аналитический метод
4) метод аналогий
Результаты оценки рисков могут быть представлены, как в абсолютных, так и в относительных величинах. В бизнес-плане должны быть показаны возможные убытки (потери активов, имущества, ц/б, времени, имиджа и т.д.)
Причины возможных убытков могут быть разнообразными: от политических факторов экономической и социальной нестабильности, несовершенства кредитно-денежной системы до форс-мажорных обстоятельств, некомпетентности кадров, рэкета и т.д.
Цена риска в общем виде
-прибыль при отсутствии данного риска,
- прибыль при наличии данного риска.
7.3 Мероприятия по нейтрализации и минимизации негативных последствий возможных рисков
Реагирование на возможные негативные последствия предусмотренную разработку мер предупредительно-профилактического характера. Они включают конкретные рекомендации действий в случае возникновения негативных последствий. С целью своевременного реагирования на негативные последствия разрабатывались альтернативные планы. Разработка альтернативных планов осуществляется в следующей последовательности:
- определение основных факторов внутренней и внешней среды, которые могут негативно влиять на бизнес
- определение масштабов их влияния на бизнес
- определение вероятности этого влияния
- разработка альтернативного плана действий, в котором необходимо определить критические точки достижения которых свидетельствует о развитии неблагоприятных тенденций.
Альтернативный план должен определить, что должны делать работники в неблагоприятной ситуации.
Наличие альтернативного плана свидетельствует о том, что предприниматель знает о возможных рисках и готовится к ним заранее.
Различаются внешние и внутренние способы снижения рисков.
Внешние:
- делегирование части рисков партнерам по бизнесу
- хеджирование (заключение домостр. Договоров по определенным объемам поставок и ценам)
- внешнее страхование рисков
Хеджирование – способ снижения рисков хозяйственной деятельности по средствам заключения долгосрочных соглашений на поставку продукции или материалов между поставщиком и потребителем.
По контракту потребитель получает право на фиксированное количество продукции сырья по оговоренной цене и тем самым защищает себя от возможного роста цен. Поставщик в свою очередь гарантирует оговоренную цену на продукцию (сырье) и тем самым защищает себя от возможного снижения цен.
Услуги страховых компаний могут быть как стандартными, так и договоренными.
Внутренние:
- повышение качества и эффективности управления фирмой
- увеличение качества продукции
- диверсификация деятельности (изменение направления деятельности фирмы)
- лимитирование (ограничение верхнего придела инвестиций в определенные проекты)
- создание производственных запасов
- увеличение обоснованности и полноты информации.
Фирма также может снизить свои потери, используя метод самосохранения. Он связан с созданием специальных резервных фондов для покрытия убытков. Самосохранение применяется в том случае, когда стоимость имущества, которое страхуется, невелика, по сравнению с имуществом и финансовыми параметрами всего бизнеса. В том случае вероятность убытков не велика.
8. Финансовый план
8.1 Значение, содержание и технология разработки
Финплан является ключевым разделом БИЗНЕС-ПЛАНА.
Главная цель финплана – обобщить основные разделы бизнес-плана в стоимостном выражении и обосновать целесообразность реализации проекта с экономической точки зрения. Расчеты, которые содержаться в финплане должны давать четкие ответы на вопросы:
- откуда фирма получит деньги и на что их потратит
- как соотносятся технические потребности фирмы в деньгах с движением наличности
- каково будет финансовое состояние фирмы в конце планового периода
- сможет ли предприниматель выполнить взятые на себя обязательства
- способен ли предприниматель должным образом распорядиться полученными им средствами, чтобы своевременно возвратить долги и обеспечить достаточную прибыль на вложенный капитал.
Этот раздел бизнес-плана является наименее гибким в отличие от других разделов. Финплан должен содержать установленный пречень стандартных финансовых документов, Это делается с целью, чтобы любой потенциальный инвестор или кредитор мог по стандартной методике провести анализ финансовой информации и финансового состояния фирмы с целью принятия решения вложения своих средств в проект. Инвесторы и кредиторы требуют, чтобы финплан разрабатывался на три года с разбивкой показателей по месяцам за первый год и по кварталам за второй и третий года. Финансовый план не должен иметь разногласий с другими разделами бизнес-плана. Например, если в маркетинг-плане показано намерение развернуть широкомасштабную рекламную компанию, то все затраты, связанные с этим должны быть отражены в плане доходов и расходов. Поскольку весь бизнес-план характеризуется определенной степенью неопределенности, в финансовом плане целесообразно проработать несколько вариантов ведения бизнеса. Например один из вариантов должен основываться на консервативных (пессимистических) допущениях, а второй- учесть весь потенциал ведения бизнеса. В бизнес-плане по возможности необходимо подчеркнуть достоверность информации, если показатели финансового плана имеют существенные отклонения от среднеотраслевых, необходимо дать исчерпывающее объяснение по эти вопросам.
Финансовый план содержит подразделы:
1) план доходов и расходов (прибылей и убытков)
2) план денежных поступлений и выплат (план движения наличности)
3) плановый баланс
4) плановые финансовые коэффициенты
5) определение безубыточности предприятия.
В финансовом плане обязательно должны быть приведены допущения, на учете которых рассчитывались финансовые показатели. Для уже существующей фирмы в финансовом плане необходимо показать динамику основных показателей работы предприятия за последние 3-5 лет. Копии соответствующих финансовых документов приложить.
8.2 План доходов и расходов
План доходов и расходов характеризует общую сумму доходов и расходов фирмы за определенный период. План доходов и расходов составляется в следующей последовательности:
1. определяются средние показатели по отрасли, которой принадлежит бизнес. Среднеотраслевые показатели являются ориентиром для разработки плана доходов и расходов и для контроля за фактической деятельностью фирмы. Отклонения от среднеотраслевых показателей требуют соответствующих пояснений. Источниками расчета среднеотраслевых показателей могут быть:
o статистические ежегодники;
o финансовая отчетность аналогичных компаний, банков и ассоциаций;
2. определяется объём продаж продукции предприятия. Объём продаж является важнейшим элементом для расчета остальных показателей, в том числе и финансовых. Для прогнозирования объёма продаж используется информация маркетинг-плана а также информация, полученная в результате специального исследования рынка, опроса потребителей, консультации с экспертами. Объем продаж составляется по каждому виду продукции с разбивкой по месяцам за 1-й год и по кварталам за 2 и 3-й года. При значительном росте объёма продаж необходимо сделать соответствующие пояснения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5