Рефераты. Бизнес-образование на предприятии

Нехватка звездных преподавателей в Екатеринбурге, по признанию экспертов, — главный сдерживающий фактор развития центров бизнес- образования. Дефицит им приходится восполнять из своего кармана, «покупая» именитых тренеров. Пока такая стратегия выгоднее, чем, скажем, инвестиции в развитие собственного преподавательского состава. Чтобы местный преподаватель стал действительно конкурентоспособным, в него придется вложить немало средств. Пока же бизнес развивается намного быстрее, чем специалисты разрабатывают свои или адаптируют под местную специфику западные и столичные методики.

Проблема в том, что екатеринбургские преподаватели, добившись успеха на одном своем продукте, не хотят создавать другой, пока не используют первый по максимуму: «За 24–60 часов носитель идеи/концепции, так или иначе, передает ее слушателям. Следующие семинары лишь добавляют или развивают ее. Таким образом, те, кто был готов платить, научились, чему хотели: они лояльны к преподавателю, но снова идти учиться к нему не видят смысла. В этом случае автор должен поменять программу. Но с этой задачей справляются немногие — преимущественно меняется только «обертка».

Дефицит местных преподавателей постепенно превращает бизнес-образование в некое подобие шоу-бизнеса. В Екатеринбурге растет спрос на семинары всевозможных бизнес-гуру, авторов деловых бестселлеров, проповедников маргинальных экономических идей. То, что рекламные растяжки типа «Бодо Шефер — Моцарт финансов» собирают полный зал «Космоса», вполне понятно. Около 20% деловой аудитории ходит только на новинки. Упрощение и популяризация знаний — общемировая тенденция, своего рода закон информационно развитого общества.

Чтобы устранить пробелы в практическом наполнении образовательных программ, екатеринбургские центры БО привлекают специалистов из реального бизнеса. Тренд не свежий, но, как отмечают эксперты, заметно усилившийся в этом году. Все чаще на смену профессиональным тренерам, консультантам или, скажем, психологам приходят собственники бизнесов, топ-менеджеры: одни хотят удовлетворить свои преподавательские амбиции, другие ищут среди слушателей кадры для своих фирм. Впрочем, надеяться на то, что практики смогут целиком восполнить дефицит квалифицированных «подготовщиков» продуктов, не приходится. Преподаватели-бизнесмены лишь дополняют существующие программы. Кроме того, у этой тенденции есть и «обратная петля» — компании-заказчики стали активно приглашать толковых консультантов на топовые должности.

Компания ООО «Урал-Гермес» успешно выполняет для широкого круга клиентов комплексные маркетинговые исследования в Екатеринбурге и других регионах России, оказывает консалтинговые услуги, разрабатывает концепции и бизнес-планы создания объектов коммерческой и жилой недвижимости (торговые (развлекательные) центры, бизнес-центры, гостиницы, складские комплексы, жилые комплексы, коттеджные поселки и др.), бизнес-планы и стратегии развития промышленных предприятий.

На рынке города Екатеринбурга эта компания появилась с 1994 года и успешно развивается по сей день. По городу она входит в число крупнейших предприятий, предоставляющих подобные услуги.

Однако услуги, предоставляемые ООО «Урал-Гермес» распространяются не только на Екатеринбург и на Свердловскую область, но пользуются спросом в крупных промышленных городах России.

Перспективы развитие рынка услуг бизнес – образования

Экономическая глобализация предъявляет новые требования к бизнес-образованию. Школы во всем мире формируют сетевые альянсы, обмениваются преподавателями и студентами. Существуют системы аккредитаций (EFMD, AMBA, AACSB), получение которых вкупе с вхождением в международные рейтинги определяет позицию школы на рынке. Появляется альтернатива традиционным очным программам МВА - программы магистратуры в бизнес-школах, формат Executive MBA.

Доминирующей становится так называемая «университетская» модель. Это не только школы, существующие внутри университетов (Уортон, Гарвард, Стэнфорд) и аффилированные с ними (London Business School, IESE, EBS), но и школы, имеющие статус университетов (HEC, HSE, CBS), а также школы с развитой исследовательской программой и аспирантурой (INSEAD, IMD).

В России картинка совсем иная: существует множество самых разных школ с размытым позиционированием, оторванных от мирового образовательного процесса. Только на двух десятках из 55 программ МВА учится более 20 человек в год, и только восемь из этих двух десятков имеют аккредитацию АМВА. Средняя стоимость обучения (200 - 400 тыс. рублей) заметно ниже мировой планки. В общем, распространена устаревшая модель, делающая ставку не на развитие школы, а на коммерциализацию отдельных программ.

Ситуация на Урале отличается немногим. При объеме рынка бизнес-образования в 450 млн рублей и серьезном потенциале спроса слушатели, ищущие качественные программы, часто уезжают из региона, ориентируясь на ведущие школы Москвы или Петербурга. Слабо развиты корпоративные связи бизнес-школ, практически у всех отсутствуют стратегии развитии, попечительские советы, публикации преподавателей в научных журналах, собственный штат более чем в 25 преподавателей.

Новая бизнес-школа создается с прицелом на решение этих проблем - как современный институт, имеющий международное признание, связи с крупным бизнесом и мощный исследовательский блок. Предполагается, что активное участие в развитии школы примут стейкхолдеры и выпускники, важную роль будут играть академические и корпоративные альянсы.

Ключевой управленческой позицией станет должность декана. Руководитель школы должен иметь как серьезный научный опыт (степень, публикации в ведущих журналах, руководство грантами), так и опыт руководства факультетом или вузом с заметным международным сотрудничеством. Сходные критерии будут использоваться при отборе других членов управленческой команды.

Среди программ школы - исключительно постбакалаврские курсы, ориентированные на современные стандарты: магистратура, EMBA, программы повышения квалификация и аспирантура. Слушателей будут отбирать как во всем мире - не с помощью экзаменов по экономике или менеджменту, а по результатам тестов TOEFL и GMAT (разумеется, это не касается корпоративных программ, где обучение идет под конкретные запросы заказчика). Намечено несколько сфер специализации школы, которые отличат ее от конкурентов: международный бизнес, логистика и управление цепями поставок, корпоративные финансы.

Большое значение разработчики концепции придают исследовательской части. Обязательным элементом преподавательской деятельности станут публикации в ведущих научных журналах, междисциплинарные исследования совместно с другими факультетами УрФУ. Вероятно, школа откроет несколько специализированных научных центров, которые призваны формировать соответствующую среду и поддерживать репутацию образовательного учреждения.

Наличие исследований и публикаций станет одним из основных требований к потенциальным преподавателям. На первом этапе должен быть сформирован корпус преподавателей не менее 20 человек, соответствующий достаточно жестким критериям: преподаватель должен знать современную теорию менеджмента, свободно говорить по-английски и иметь бизнес-менталитет. Людей будут искать как на местном рынке, так и среди ведущих российских и зарубежных профессоров, а также опытных менеджеров. Преподаватели смогут хорошо зарабатывать, участвовать в международных программах и получать научные гранты.

Темпы роста рынка бизнес-образования свидетельствуют: бум не за горами. Знания — уже один из самых дорогих продуктов. В конкурентной борьбе выиграют те, кто позаботится о повышении квалификации персонала раньше.

Знание — сегодня не только сила, но и деньги. Бурно развивающаяся экономика повышает требования к компетенции участников рынка. Это заставляет бизнес искать новые инструменты, позволяющие не только поднять эффективность работы, но и адаптироваться к меняющимся условиям. Работодатели, ужесточая требования к персоналу, мотивируют его к росту профессионального уровня. В то же время у квалифицированного специалиста обостряется чувство независимости, он придирчиво выбирает место и условия труда. Так рождается спрос на услуги в сфере бизнес-образования.

Среди прочих сегментов рынка образования ударение в термине «бизнес-образование» следует ставить на слово «бизнес». Критерий здесь — практика применения знаний и навыков в предпринимательстве. Этим обусловлен жесткий подход к отбору преподавателей: они обязаны иметь не только обширные теоретические знания, но и успешный, передовой и даже инновационный опыт создания и ведения своего дела. Наполнение программ обязано отражать реалии бизнеса.

АЦ «Эксперт-Регион» провел исследование рынка бизнес-образования Большого Урала. Первая публикация посвящена общему обзору рынка и тенденциям, определяющим его состояние. В дальнейшем тексте показаны прогнозы на ситуацию в отдельных сегментах и перспективы их развития в 2009 — 2010 году.

По данным исследования АЦ «Эксперт-Регион», емкость рынка бизнес-образования Большого Урала составляет около 1,5 млрд. рублей (только участники нашего рейтинга выручили в 2009 году более 600 млн. рублей). Компания «Апрайт», ведущая мониторинг рынка бизнес-образования Урала, оценивает его емкость более чем в 1,7 млрд. рублей. Тренинговая компания «Активные формы», основываясь на доле ВВП Большого Урала в ВВП России (16,7%), называет цифру порядка 1 млрд рублей.

Участники рынка отмечают значительную разницу в уровне развития рынков областных центров региона. Екатеринбург с точки зрения насыщенности, конкуренции, качества и количества образовательных программ — впереди. Сегодня для него характерны все те тенденции, которые наблюдались два-три года назад на рынке бизнес-образования в Москве. Немаловажно и то, что спрос здесь почти на четверть формируется за счет приезжих из соседних областей. В свою очередь рынки Перми, Челябинска и Тюмени отстают от екатеринбургского года на три. В Курганской, Оренбургской областях и Удмуртии бизнес-образование развито довольно слабо. Различия обусловлены социально-экономическими особенностями регионов.

На рынке региона работает, по нашим подсчетам, около 340 операторов: в том числе около 150 — в Екатеринбурге, более 60 — в Челябинске, примерно по 30 — в Тюмени и Уфе, около 25 — на рынке Перми, по 10 — 15 — в Ижевске, Оренбурге и Кургане. Порядка 50% компаний, предлагающих услуги бизнес-образования, приходится на крупных и средних операторов.

В рейтинге АЦ «Эксперт Регион» приняли участие 47 компаний. Пятерку лидеров по итогам 2009 года составили: «Урало-Сибирский Институт Бизнеса» (Екатеринбург), Учебный межотраслевой региональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов «Потенциал» (Екатеринбург), Региональный межотраслевой центр переподготовки кадров Пермского государственного технического университета, Институт переподготовки кадров Уральского государственного технического университета, Институт дополнительного профессионального образования Тюменского государственного университета.

Большую часть клиентов центров бизнес-образования составляют юридические лица (59%). За услугами бизнес-образования, обращается примерно каждая пятая компания, работающая на рынке.

В отраслевой структуре, лидируют торговые компании — их около 60%, производственных примерно 30%, остальные — сервисные.

Наибольшим спросом пользуются предложения в области бухучета, налогообложения и аудита, управления предприятием, организации продаж, управления персоналом. Вполне закономерно, что активнее всего учатся в тех сферах, где выше конкуренция. Обучают там, где необходимость новых технологий встроена в бизнес-процесс. Поскольку продажи — основной бизнес-процесс, спрос на программы, касающиеся сбыта, всегда высок.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.