Рефераты. Бизнес-образование на предприятии

Особым спросом пользуется ИТ-консалтинг. На прибыль российских компаний оказывает существенное влияние, около 40% от валовой выручки , оказывают услуги ИТ-сферы. Особое влияние оказывает ИТ-сфера на управленческий консалтинг. В сфере стратегического планирования объем выручки от организационного развития и консультаций составляет около 12%, и относительно стабилен. Это полностью соответствует европейскому уровню. Однако невелика доля выполняемых проектов в сфере операционного менеджмента и HR, если брать в сравнении со среднеевропейскими показателями.

Показатели востребованности консалтинговых услуг, как показывают опросы среди менеджеров предприятий (около 80%) показывают, что затраты на услуги бизнес консультирования, за 2008-2009 годы, как минимум не сократились. Хотя наблюдалась тенденция к увеличению этих затрат. В среднем. Затраты на использование консалтинговых услуг на предприятиях за год выросли на 44%. Можно измерить отношение полученного результата с показателями вариации численности управленческого персонала на предприятии. В результате исследований, выяснилось, что сокращение управленческих позиций в организационной структуре фирм наблюдалось в каждой третьей организации. И при этом речь не идет о том, что большинство компаний ставит вместо внутренних управленцев консультантов из консалтинговых компаний. Однако прослеживается тенденция, так как использование бизнес консультантов гораздо эффективнее, чем рискованный набор бюрократического управленческого аппарата во многих российских предприятиях.

В результате проведенных исследований стало очевидно, что на сегодняшний день опыт общения с представителями консалтинговых организаций имеют около 60%. Часто обращаются за помощью в консалтинговые компании около 30%, а в 13% компаниях бизнес консультанты работают постоянно. Треть респондентов признались, что достаточно часто прибегают к услугам внешних консультантов. Оставшаяся часть опрошенных обращалась в консалтинговые компании лишь один раз, или вообще не имели опыта общения с предприятиями подобного рода. Однако 6,2% готовы воспользоваться данными услугами, являясь потенциальными клиентами.

На сегодняшний день в российской экономике не существует отрасли, которая бы не использовала возможности, предоставляемые консультантами. Однако, как и в предшествующие годы, по объемам заказываемых консалтинговых услуг безоговорочно лидирует промышленность, обеспечивая консультантам 60-70% совокупной выручки, причем наибольший объем доходов консалтинговых компаний обеспечивают предприятия нефтяной и нефтегазовой отрасли, электроэнергетики. Заметную роль (порядка 12% совокупной выручки) также играет финансовый сектор.[7] Непропорционально мала доля заказов от предприятий, работающих в сфере услуг (в то время как в структуре ВВП России они занимают более 50%). Нецивилизованными с точки зрения потребления консалтинговых услуг эксперты называют строительную отрасль, компании, связанные с недвижимостью и розничной торговлей.

Услугами управленческого консультирования пренебрегают предприятия тех отраслей и сфер экономики, в которых отсутствует жесткая конкурентная среда или ощущается нехватка финансов. В первом случае у менеджеров просто отсутствует мотивация к более эффективному ведению бизнеса. В случае же дефицита финансов большинство руководителей этого сектора вообще не думают о консалтинге – их предприятиям не хватает средств даже на решение текущих проблем. Именно такая ситуация складывается в сельском хозяйстве, угольной промышленности, на многих машиностроительных и транспортных предприятиях.

Более всего бизнес привлекает возможность использования знаний и навыков, которыми обладают профессиональные консультанты (это отмечают почти 60% опрошенных). Без внешних консультантов не обойтись в случае необходимости проведения независимой диагностики компании. Более 50% респондентов указывают на то, что прибегают к услугам внешних консультантов для получения непредвзятого «снимка» организации.

Почти пятая часть российских предприятий прибегает к услугам консультантов по управлению в случае нехватки людских и организационных ресурсов для самостоятельного решения управленческих проблем. Часто это оказывается эффективным, особенно когда нагрузка подобного рода распределяется неравномерно по времени.

Почти 7% опрошенных менеджеров высшего звена используют консультантов для обоснования решений, принятых руководством. Эти управленцы небезосновательно полагают, что оценка решения со стороны внешнего эксперта поможет избежать неконструктивных возражений и сопротивления персонала.

Всего несколько человек указали на использование услуг консультантов в случае возникновения кризисной ситуации в компании. Анализируя такой результат, можно сделать предположения, во-первых, о недостаточной информированности представителей российского бизнеса о возможностях, предоставляемых современным управленческим консалтингом, а во-вторых, о все еще недостаточной открытости российского бизнеса и наличии некоторых «комплексов» в признании, например, того, что компания может попасть в кризисную ситуацию.

По итогам 2008 года, объем рынка консалтинговых услуг в России составил 1,65-1,85 млрд. $, а совокупная выручка крупнейших консалтинговых российских групп (без компаний "большой четверки") увеличилась на 39-40 %, приблизившись к 50 млрд. руб.

На динамично развивающемся российском рынке консалтинговых услуг России постоянно происходит передел долей рынка. По сравнению с предыдущими периодами, в 2008 году было отмечено замедление темпов роста в секторе ИТ-консалтинга, значительно снизилось увеличение выручки консультантов, специализирующихся на разработке и системной интеграции, т.е. на 20,5% (в 2007 году - на 127%, в 2006 г. - на 110%). С другой стороны, управленческий консалтинг в области ИТ продемонстрировал рост в 61% (в 2006.г. - в 46%). В 2008 году значительно вырос спрос на проекты, направленные на оптимизацию структуры управления, чтобы сделать ее более прозрачной, в связи, с чем получили развитие отрасли финансового консалтинга и оценочной деятельности. За год выручка компаний, специализирующихся на финансовом консалтинге, увеличилась на 21,5%.[8]

Основные тенденции общероссийского рынка консалтинга - смена ориентации консалтинговых компаний на средний и малый бизнес, региональное расширение крупных компаний, проникновение международных компаний на региональные консалтинговые рынки России, вытеснение мелких компаний более крупными. Таким образом, в ближайшем будущем рост количества консалтинговых компаний значительно замедлится. За год доля ИТ-консалтинга на рынке консалтинговых услуг России выросла до 56%.


1.3 Услуги бизнес-образования в г. Екатеринбурге


Активное развитие рынка бизнес – образования в Екатеринбурге началось за последние 7 лет. Однако более четко он стал просматриваться около двух лет назад. Сейчас выработалась определенная тенденция к стабильности, появились выставки услуг бизнес-образования, эта тема регулярно освещается в СМИ, уже видны лидеры этого направления.

При опросе участников рынка бизнес-образования в городе Екатеринбурге стало ясно, что предприятия не хуже столичных аналогов, ни количественно, ни качественно. Но стоит отметить, что это было достигнуто из-за услуг, предоставляемых специалистами из Москвы. Образовательные центры прибегают к их помощи достаточно часто.

При этом на екатеринбургском рынке просматриваются две противоположные тенденции. С одной стороны существует мнение, что Екатеринбург пока не стоит на одном уровне с Москвой по бизнес – образованию. С другой точки зрения, в Москве нет особых технологий, которые необходимы для образовательных центров Екатеринбурга. Эта позиция основывается на том, что существует определенная специфика регионального рынка, однако при этом стоит спокойно относиться к столичным аналогам, как к источнику инноваций в этой сфере, с учетом их неоспоримого профессионализма.

Нужно отметить, что до сих пор существует ряд моментов, в котором москвичи занимают лидирующие позиции, такие как: "практика внедрения BSC", "оценка эффективности инвестиций в маркетинг". Но если рассматривать наиболее востребованные позиции программ бизнес – образования, то уровень не хуже, чем у московских аналогов. А в некоторых аспектах, таких как практическая значимость и практика применения прослеживается тенденция опережения. Причем, технологии управления разработаны в соответствии со спецификой Уральского района, а не просто российского рынка.

На сегодняшний день валовой объем рынка бизнес-образования в России составляет 200 миллионов долларов. В его структуре: объем Уральского рынка – 33-34 миллиона. За 2009 год рост рынка образовательных услуг составил 10-15%.[9]

За последние полтора года на рынке бизнес – образования произошли значительные изменения. Программа обучения стала более специфичная, обобщенные программы ушли на задний план, а контент стал настолько узкоспециализированным, его стали использовать только при постановке конкретных задач. Активно пользоваться услугами бизнес – образования в последнее время стал малый и средний бизнес. Сейчас приоритетным стало обучение не рядовых специалистов, а непосредственно собственников или руководителей. Так же значительно увеличился спрос на различного рода управленческие программы, включающие вопросы финансов психологии управления и маркетинга.

Людей, работающих в сфере бизнес – образования, можно классифицировать по формам обучения, таким как тренинги (корпоративные или открытые), семинары, по продолжительности обучения, целевой аудитории, набору основных тематик. Большое количество участников квалифицируется на не долгосрочных проектах. Краткосрочные программы пользуются спросом еще и по следующим причинам: практическая направленность, мобильность, оперативный отклик на потребности бизнеса, конкретность. Ну и так же потому, что краткосрочные проекты требуют меньших затрат, а так же не нуждаются в лицензировании в той мере, как долгосрочные, поэтому их проще организовать. Существенное влияние оказывает конкуренция с вузами. На сегодняшний день почти во всех высших образовательных учреждениях есть курсы по повышению квалификации, рассчитанные на 3-6 месяцев. При этом, как и фирмы, вузы предлагают наиболее оперативные варианты среднесрочного обучения.

На сегодня в Екатеринбурге действует около 68 компаний, которые заняты в сфере бизнес-образования.

Существует ряд фирм, которые задают тон на рынке и предлагают львиную долю образовательных программ. Постепенно складывается тематическая специализация, которая становится наиболее сильной стороной того или иного центра.

Сегментировать рынок бизнес - образования можно по нескольким параметрам. Например, игроков этого рынка можно различать по тому, с какими целевыми аудиториями они работают. Одни компании узко специализируются (тренинги по продажам, маркетинг), а другие предлагают свои образовательные продукты одновременно на разные целевые аудитории: руководители, менеджеры среднего звена, менеджеры по продажам, финансисты, юристы и др.

Фирмы отличаются и ассортиментом тренеров: от компаний с широким спектром предложения до компаний, которые работают с тремя тренерами, предлагая 3-4 темы в год.

Одни провайдеры привозят тренеров из столиц или из-за рубежа, другие используют услуги местных консультантов. Предложения основных игроков дополняются теми, для кого бизнес-образование не основной вид деятельности - кадровые агентства, предлагающие локальные программы обучения. В Екатеринбурге рынок бизнес-образования еще не сформирован в полной мере, поэтому четко его сегментировать сложно. Ни по одному из оснований классификации невозможно выстроить стройную структуру рынка. Большинство компаний работают одновременно в нескольких нишах, направлениях - отраслевых, ценовых, содержательных.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.