Второй подход к критерию банкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник, стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этом не имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленный законом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена эта задолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки [14]. При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатности либо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами не исполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно – поддерживать размер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признать такого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался в своих интересах описанной ситуацией.
2. Банкротство в сфере сервиса. пути вывода туристической организации из кризиса
2.1 Сущность и причины возникновения банкротства в туристическом секторе экономики
Неэффективное управление рисками в условиях конкуренции может привести к разбалансированию экономики туристической организации, т.е. к банкротству. Банкротство – это ситуация, при которой туристическая организация работает убыточно, не способна выполнять требования кредиторов и обеспечивать финансирование производственного процесса.
Как отмечалось ранее, эффективность туристического бизнеса является результатом взаимодействия целого ряда факторов – внешних (на которые предприятие не может оказывать влияние) и внутренних (которые зависят от организации работы самого предприятия). Способность предприятия адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних факторов является гарантией не только его выживания, но и процветания. Выделим из общего состава факторы, которые являются определяющими в плане возникновения кризисных ситуаций и банкротства.
Внешние факторы оказывают сильное влияние на деятельность туристических организаций, В их составе можно выделить: демографические факторы (размер и структура потребностей населения); состояние культуры, науки и техники; политическую ситуацию, а также кредитно-денежную и налоговую политику государства; уровень инфляции и доходов населения, покупательскую способность, финансовое состояние предприятий-должников; международную конкуренцию и др.
На финансовом положении большинства предприятий сферы СКСиТ негативно сказываются последствия общеэкономического спада, инфляции, а также неожиданные перемены в сфере государственного регулирования. Бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельной организации не по силам, но проведение им гибкой политики способно значительно смягчить негативные последствия общего спала в экономике.
Внутренними факторами, усиливающими кризисную ситуацию туристических организаций, являются:
• неопытность и некомпетентность руководства, несоответствие его изменяющимся объективным условиям;
• возникновение убытков туристической организации в связи с неконкурентоспособностью ее услуг, несвоевременным обновлением их номенклатуры;
• резкое повышение уровня издержек производства и сбыта туристических услуг в связи с нерациональной структурой управления, многочисленностью штата управления, применением дорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.;
• снижение уровня культуры производства и культуры туристической организации в целом, включая квалификацию персонала, технический уровень производства, взаимоотношения в коллективе, его уверенность в эффективной работе;
• отсутствие стимулов труда у персонала туристической организации,
В классической рыночной экономике внешние факторы обусловливают 1/3 всех банкротств, а внутренние – 2/3. В России характерной является обратная пропорция влияния этих факторов. Политическая и экономическая нестабильность, нарушение регулирования финансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболее существенным факторам, усугубляющим кризисную ситуацию на российских предприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма [3, c 7–8].
Все принципиальные вопросы банкротства туристических организаций регламентируются Законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 30 октября 2002 года №130-Ф3.
Под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность туристической организации удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом [6, c. 22–25]
Можно выделить три стадии банкротства туристических организаций:
1. Скрытое снижение цены туристской организации. Такое снижение предполагает уменьшение прибыльности либо увеличение средней стоимости обязательств, которые организация будет вынуждена принять на себя в ближайшем будущем.
2. Финансовая неустойчивость. Это означает появление некоторых ранних признаков банкротства. К ранним признакам банкротства относят: изменения в стратегии организации, вызывающие отрицательную реакцию со стороны партнеров по бизнесу (например, реорганизационные мероприятия, смена поставщиков и др.); изменения в структуре управления (конфликты среди высшего руководства); изменение финансовых показателей организации и качества финансовой отчетности, проведение аудиторских проверок, уменьшение денег на счетах, увеличение дебиторской и (или) кредиторской задолженностей, нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженностей, уменьшение доходов предприятия и снижение прибыльности, обесценивание акций предприятия и др.; внеочередные проверки организации, ограничение ее коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятие лицензий и др.
3. Юридически очевидное банкротство. Внешним признаком несостоятельности туристической организации является приостановление ее текущих платежей, если организация неспособна обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их выполнения. Формально туристическая организация считается несостоятельной по решению арбитражного суда или в силу добровольной ликвидации со дня официального уведомления.
Первые две стадии банкротства при своевременном выявлении и внедрении элементов антикризисного управления решаются без вмешательства судебных органов, третья стадия чаще всего рассматривается в судебном порядке.
Судебные дела о банкротстве начинаются по заявлению:
1) должника, который официально признает свою неспособность своевременно оплачивать долги;
2) кредитора, который подает заявление в том случае, если не получает причитающихся платежей по прошествии трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;
3) прокурора – при наличии подозрений ложного банкротства – в соответствии с УК.
Уголовно наказуемыми являются неправомерные действия при банкротстве (сокрытие имущества, уничтожение или фальсификация бухгалтерских документов и др.), неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов организации-должника в ущерб другим кредиторам, преднамеренное банкротство (умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное организацией в своих интересах или интересах лиц), ложное банкротство (заведомо ложное объявление организации о несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равно для неуплаты долгов).
Арбитражный суд может принять одно из возможных решений:
• признать банкротство, открыть конкурсное производство и исключить туристическую организацию из реестра действующих;
• отклонить заявление, если выявляется финансовая состоятельность туристической организации и ее способность оплатить долги;
• приостановить производство в связи с передачей туристической организации под внешнее управление или санацию (в первом случае используются внутренние резервы предприятия, во втором – конкурсным порядком определяются возможные вкладчики дополнительных средств);
• согласиться с договоренностью туристической организации и ее кредиторов об отсрочке долгов.
Согласно решению суда в отношении организации-должника могут применяться следующие процедуры: реорганизационные, ликвидационные, мировое соглашение [7, c. 153–160]
2.2 Реорганизация туристической организации
Когда анализ состояния туристической организации подтверждает невозможность ее сохранения в существующем виде, может быть использован метод реорганизации. Это позволит выйти из кризиса путем изменения формальной организации и правового положения хозяйствующего субъекта.
Реорганизация туристической организации как юридического лица может быть осуществлена как по решению его учредителей, так и по основаниям, предусмотренным законодательством. При этом ее права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Реорганизационные процедуры направлены на поддержание (или развитие) деятельности и (или) оздоровление туристической организации с целью предотвращения ее ликвидации. Реорганизационные процедуры могут быть связаны с банкротством и иметь принудительный характер, а могут быть добровольными.
Принудительная реорганизация включают наблюдение, внешнее управление имуществом должника и санацию.
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества посредством проведения анализа финансового состояния и разработки рекомендаций повышения финансовой устойчивости должника.
Внешнее управление, своего рода судебная санкция, применяемая к должнику для восстановления его платежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Внешнее управление имуществом должника – реорганизационная процедура, направленная на продолжение деятельности организации-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника, собственника организации-должника или кредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлению организацией-должником арбитражному управляющему.
По решению суда на основании ходатайства должника, собственника организации-должника или кредитора может быть назначено внешнее управление имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность организации-должника с целью продолжения ее деятельности путем реализации части ее имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.
Продолжительность проведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18 месяцев. На период внешнего управления имуществом должника вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, предъявляемых к должнику. Например, письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 мая 1995 г. №ОП-13/4 разъяснено, что «кредиторы, у которых право требований долга вытекает из обязательств, возникающих до введения моратория, имеют право в период проведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты за пользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однако предъявление должнику указанных требований возможно только после окончания моратория, то есть после прекращения внешнего управления имуществом должника. Это правило применяется и в отношении обязательств должника перед бюджетом» [11].
Согласно разъяснению, содержащемуся в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 1995 г., №С1–7/ОП-237, необходимо иметь в виду, что действие указанного моратория не распространяется на обязательства должника, возникающие после назначения внешнего управления. При назначении внешнего управления имуществом должника арбитражный суд назначает арбитражного управляющего, кандидатура которого может быть предложена как должником, так и кредитором. При наличии нескольких кандидатур арбитражный управляющий назначается на конкурсной основе.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6