Рефераты. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения

Основой любого стратегического плана развития компании является ее базовая стратегия, выбор которой зависит от компетенции и профессионализма руководителей, их реакции на изменение внешних факторов воздействия на бизнес и учет рекомендаций менеджмента компании. Этот выбор зависит и от достоверности имеющейся информации, от индивидуальных особенностей компании и стадий цикла ее развития.

Антикризисная стратегия компании

Организационно-производственный менеджмент

Производственный менеджмент

Стратегия маркетинга

Маркетинговая политика

Стратегия инвестиций

Инвестиционная политика

Стратегия управления персоналом

Кадровая политика

Научно-техническая политика

Финансовая политика

Технологическая политика и организация

Ассортиментная политика

Организационно-производственный менеджмент охватывает управление сегментами бизнеса и всей структурой компании наряду с управлением ее производственным потенциалом. Эта сфера антикризисного менеджмента включает оперативное управление, научно-техническую политику, технологическую политику, ассортиментную политику и организацию антикризисного производства.

Оперативное управление, то есть производственный менеджмент в период преодоления кризиса, основано на положении, что функция производителя продукции, заложенная в производственный процесс, - это обеспечение потребностей рынка в определенном виде продукции. В связи с этим, основная задача производственного менеджмента заключается в определении условий и средств, обеспечивающих поддержку промышленного производства, стимулирующих развитие рыночных отношений и сохраняющих научно-производственный и кадровый потенциал сферы производства, тем самым обеспечивающих вывод предприятия из кризисного состояния.

Управление при краткосрочном инвестировании состоит в разработке и реализации программ обновления парка оборудования, создании материальных и сырьевых запасов, в подготовке и переподготовке управленческого и производственного персонала.

Решение вопросов по долгосрочному инвестированию предполагает предварительный анализ в процессе подготовки производства на основе маркетинговых исследований для создания производственных мощностей, обеспечивающих спрос на продукцию, а также определение мест размещения производства продукции.

Организация производственного процесса включает:

o определение современных технологических процессов производствапродукции и создание оптимального планирования на предприятии;

o формирование структуры управленческих и производственныхподразделений предприятия.

Научно-техническая политика строится на базе имеющихся нематериальных активов: патентов и авторских свидетельств на изобретение, рационализаторских предложений, научно-технических разработок, конструкторских и технологических разработок. С этой целью на неплатежеспособном предприятии необходимы инвентаризация и анализ эффективности использования научной базы и управления нематериальными активами.

При использовании нематериальных активов в процессе производства необходима проверка правовой защищенности, характеризующейся патентами на изобретения и на промышленные образцы, лицензиями, свидетельствами на фирменные товарные знаки, авторскими правами и т.п.

Положительный эффект в процессе производства обусловлен повышением уровня использования нематериальных активов как в рамках

всей компании, так и по ее отдельным сегментам бизнеса. Другим существенно важным признаком антикризисной стратегии компании является инвестиционная привлекательность ее нематериальных активов, определяющих их ликвидность и степень риска инвестиционных вложений.

Для поддержания жизнеспособности предприятия необходимо постоянное обновление ассортимента продукции, предлагаемой потребителям. Различают основной ассортимент - продукцию, пользующуюся повышенным спросом, и дополнительную - призванную увеличить спрос на основную. Широта и глубина ассортиментной политики зависит от типа производства, размера производства, размеров инвестиций, ноу-хау.

Следующая рассматриваемая часть антикризисной стратегии -маркетинговая стратегия. Маркетинг как комплексная рыночная деятельность, в сущности, представляет собой систему взглядов и систему действий, связанных с изучением потребностей, возможностей производства и обмена для их удовлетворения с наименьшим расходованием всех ресурсов и наиболее полным потребительским эффектом. При этом система взглядов, то есть ориентированная на потребителя концепция хозяйствования в современных условиях, проводится в жизнь с помощью системы практических действий, так называемых инструментов маркетинга, основанных на специальной технике анализа связей в рыночных процессах. Таким образом, маркетинг как целостный процесс представляет собой теорию и практический инструмент управления рыночной экономикой на микроуровне.

Маркетинговые программы требуют разработки такой стратегии, которая бы отвечала государственной экономической политике и в то же время обеспечивала коммерческим структурам необходимую эффективность, рентабельность и материальную заинтересованность в результатах труда. Использование методов маркетинга позволяет тесно стыковать интересы и цели предпринимательства, отдельных хозяйственных структур с общественными целями и интересами, обеспечивать единство микро- и макроэкономического подходов в развитии экономики, что в конечном итоге будет способствовать снижению риска банкротства.

Инструменты маркетинга - предложение, опрос, цена, являясь главными регуляторами рынка, находятся в постоянной дипломная на заказ взаимозависимости, которая отражает действие экономического закона спроса и предложения -сбалансированности спроса и предложения, соответствия их друг другу по объемам, структуре, времени. Систематический анализ освоенного или потенциального рынка и прогнозирование изменений важнейших его инструментов позволяет предприятию своевременно разработать упреждающую антикризисную стратегию.

Антикризисная инвестиционная политика направлена на преодоление инвестиционного спада в период кризиса и депрессии, структурную перестройку производства и финансовое оздоровление компаний. Она включает разработку инвестиционной стратегии и тактики на нескольких уровнях:

o государственного регулирования;

o потенциальных инвесторов;

o компаний как объектов инвестирования.

Инвестиционная стратегия включает в себя следующие направления:

- управление риском;

- программно-целевое планирование и составление капитальных бюджетов;

- стратегический анализ и управление.

Разработка инвестиционной стратегии затрагивает три основные области принятия решений: инвестиции, финансирование и производственную деятельность. Только комплексное решение взаимосвязанных проблем, эффективная производственная деятельность при условии оптимального использования ресурсов, эффективное финансирование и эффективное инвестирование, основанное на тщательном расчете и оценке инвестиционных решений и сопутствующих им рисков может привести к финансовому оздоровлению неплатежеспособных компаний.

Кадровая политика компании - составная часть стратегически ориентированной политики компании. Сутью ее является работа с персоналом, соответствующая концепции ее стратегического развития. Цель кадровой политики - обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в его развитии в соответствии с потребностями самого предприятия, требованиями действующего законодательства, состоянием рынка труда. Процесс работы с персоналом должен быть построен так, чтобы кратчайшим путем приходить к желаемому результату. Особенности кадровой политики и содержание конкретных кадровых программ непосредственно зависят от стратегии деятельности компании.

Исследование сущности антикризисной стратегии представляет возможным перейти к рассмотрению мер, включаемых в бизнес-план компании и направляемых на пути ее выхода из кризисного состояния. В процессе банкротства любая компания проходит несколько стадий: >o скрытую стадию банкротства; У стадию финансовой нестабильности;

> стадию неплатежеспособности (реальное банкротство);

> стадию официального признания банкротства.

На каждой из этих стадий принимаются определенные меры по предотвращению банкротства. На первых двух стадиях эти меры принимают собственники и менеджеры компании, то есть процесс антикризисного управления рассматривается как ее внутренняя задача. На третьей и, в особенности, на четвертой стадиях используются рычаги внешнего воздействия, в том числе судебные процедуры.

Реальная работа по выводу компании из состояния неплатежеспособности и банкротства начинается с анализа финансового состояния и прогноза работы предприятия в краткосрочной (до 1 года) перспективе. Прогноз основывается на предпосылках изменения внешней среды и реализации системы антикризисных мер. К числу последних относятся:

o возможности реструктуризации обязательств (изменений сроков платежей);

o перспективы увеличения производства и продаж традиционной продукции;

o возможности ликвидации (продажа, сдача в аренду) ненужных активов;

o изменения дивидендной политики и так далее.

Этот путь реформирования компании может быть назван безупречным. Он не требует радикального перепрофилирования, достаточно часто приводит к оздоровлению компании, если причиной несостоятельности были отдельные ошибки в управлении бизнесом.

Второй путь реформирования используется для компаний, несостоятельность которых вызвана снижением спроса на продукцию вследствие реструктуризации экономики, то есть первый путь не дает ожидаемых результатов. Прогноз в этом случае включает оценку возможностей использования активов компании для производства принципиально иной продукции, спрос на которую прогнозируется высоким. Если в первом случае кредиторы могут пойти на реструктуризацию долга, то во втором, как правило, неизбежна смена собственника компании-банкрота.

По результатам прогноза финансового состояния составляется бизнес-план финансового оздоровления, реализующий соответствующую стратегию. Меры финансового оздоровления, включаемые в такие бизнес-планы, должны предусматривать:

1. Анализ материальных активов с целью выяснения перспектив их использования. По каждому элементу основных фондов, незавершенному капитальному строительству, материалам и иным запасам необходимо принять одно из следующих решений: оставить в производстве в неизменном виде; отремонтировать, модернизировать для собственного пользования; сдать в аренду; обменять (в отношении производственных запасов); утилизировать.

2. Анализ видов выпускаемой продукции с целью принятия решения об увеличении производства, сохранении объемов, модернизации, свертывании производства.

3. Анализ нематериальных активов, которым зачастую пренебрегают предприятия, может стать основой формирования новой номенклатуры и/или источником ресурсов при их реализации.

4. Анализ финансовых активов (долгосрочных и краткосрочных) должен дать ответ на вопрос о том, что более выгодно с позиции доходов компании - сохранение или продажа. Дочерние фирмы компании-банкрота могут стать основой возрождения материнской фирмы за счет своих ресурсов, полезной информации или, в случае продажи этих активов, дать значительные ресурсы для оздоровления материнского общества.

5. Анализ товаропроводящей сети. Посреднические структуры, занимающиеся снабжением и сбытом продукции, играют различную роль в банкротстве и оздоровлении компании-банкрота.

6. Реорганизация компании, изменение производственной структуры и структуры ее управления могут стать главным условием финансовой стабилизации. Реорганизация может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.