Рефераты. Англоамериканская модель менеджмента

Англоамериканская модель менеджмента

Введение


В течение многих десятилетий в нашей стране господствовала административно-командная система управления, направлявшая в основном свои усилия на критику зарубежного опыта управления. Однако, опыт ведения бизнеса и осуществления менеджмента богат, зачастую неоднозначен и весьма полезен для изучения тем, кто вступил на стезю менеджмента. Создание собственной модели менеджмента требует, с одной стороны, изучения всего ценного, что содержится в зарубежной теории и практике (но не бездумного его перенесения на отечественную почву), а с другой - использования его лучших достижений в своей деятельности. Во всем многообразии теорий и явлений живой практики англоамериканский менеджмент был и остается наиболее мощной «управленческой цивилизацией».

Ведущее значение англоамериканской модели менеджмента в мире сегодня неоспоримо, а влияние на развитие теории, практики, а тем более обучения управлению наиболее велико. Таким образом, актуальность данной курсовой работы состоит в необходимости знаний основополагающих идей и рекомендаций данной модели.

Цель данной работы: раскрыть сущность англоамериканской модели менеджмента.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: осветить процесс зарождения и формирования менеджмента в Англии и США; рассмотреть организацию менеджмента в англоамериканской модели управления.

При выполнении курсовой работы был изучен ряд научно литературы, такой как «Американский менеджмент на пороге XXI века» под редакцией

Д. Грейсона, К. О'Делла; «Теория и организация американского менеджмента» по редакцией А.В. Попова и др.; учебной литературы: «История менеджмента» под редакцией И.И. Семеновой; «Управление организацией» под редакцией А. Г. Поршнева, З. П. Румянцевой, Н. А. Саломатина и др.


Глава 1. Зарождение менеджмента в Англии и США


1.1 Формирование индустриального менеджмента


Первая половина ХIX в. явилась тем временем, когда в наиболее развитых странах зарождающегося капитализма — сначала в Англии, а затем и в США — начали формироваться основы той дисциплины, которая впоследствии получила наименование «менеджмент».

В 80-е гг. XIX в. в США начался беспрецедентный экономический «бум», быстро выведший их на передовые рубежи в сравнении со странами Старого Света. Промышленная революция охватила Северную Америку, и выраставшие как грибы после дождя новые индустриальные компании столкнулись с неведомыми ранее проблемами управления, координации и организации сотен и тысяч рабочих, размещенных под крышами принадлежащих им предприятий. В те годы экономическая наука исходила из фундаментальной аксиомы о незыблемости устоев буржуазного общества основывающейся на неограниченном контроле предпринимателей над принадлежащей им собственностью. На практике это означало, что воля капиталиста на предприятии была абсолютной, а нормой поведения наемных рабочих считалось слепое и беспрекословное повиновение любым приказам -указаниям. Капиталисты и представляющие их интересы управляющие принимали решения, затрагивающие как технологическое строение производства, так и его социальную организацию. Рабочие, подвергавшиеся жесткому обращению со стороны контролеров и мастеров, систематически ущемлялись в своих экономических и человеческих правах, фактически были лишены права использовать официальные каналы для опротестовывания несправедливых решений управляющих и апелляции к администрации предприятия. Повсеместно процветал грубый, авторитарный стиль руководства. Не будет преувеличением сказать, что ранний период промышленного капитализма в западных странах обошелся ценой значительного расточения человеческого капитала в целях интенсивного накопления основного капитала и сопровождался если не упадком в качестве жизни наемных рабочих, то во всяком случае в весьма серьезных нарушениях социальных и культурных условий воспроизводства рабочей силы.

Управленческая практика тех лет может быть охарактеризована как авторитарный деспотизм, бесчеловечная эксплуатация и неограниченный произвол по отношению к подчиненным. «Подобно лакею работник рассматривался лишь как движимое имущество своего босса». В процессе социальной организации труда особенно выделялась фигура мастера. Его власть над рабочими была практически неограниченной: он единолично нанимал и увольнял рабочих, перемещал их с места на место, контролировал систему обучения работников, распределял производственные задания, отвечал за соблюдение дисциплины, устанавливал продолжительность рабочего дня и нормы выработки[1].

В период становления фабричной системы производства функции менеджмента то и дело смешивались с задачами инженерных служб, а сами менеджеры концентрировали свое внимание главным образом на решении чисто технологических или экономических вопросов, вследствие чего организационные и социальные аспекты деятельности предприятий фактически выходили за пределы их компетенции. Менеджмент эпохи первых фабричных предприятий вообще характеризовался жесткой дисциплиной и военнообразным строем организации. Как отмечал Друкер, «командная модель с немногими наверху, отдающими приказы огромному большинству внизу, оставалась нормой на протяжении почти ста лет». Первые менеджеры широко использовали методы армейской дисциплины и устрашения строгими наказаниями для обеспечения безусловного повиновения работников, что, вероятно, являлось целесообразным в то далекое время, когда на месте вольнонаемных рабочих были рабы или крепостные. Но с наступлением индустриальной революции множество работников оказались втянутыми в сферу промышленного производства на основе иных принципов дисциплины и организации. Природа фабричного труда требовала своевременного и точного выполнения работниками всех производственных операций, что оказалось невозможным без определенного вовлечения их в сам процесс организации производства, в конце концов побудившая менеджмент постепенно изменять характер своих функций — от тотального надзора за процессом труда к его организации на основе самостоятельной ответственности персонала.

Можно согласиться с мнением авторов американской энциклопедии профессионального менеджмента о том, что отправным пунктом развития теории индустриального менеджмента целесообразно считать 1886 год, когда Г. Таун - президент мануфактурной компании «Йель энд Таун» — на ежегодном собрании Американского общества инженеров-механиков (АЗМЕ) представил доклад на тему: «Инженер как экономист». В нем он впервые поставил вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы научного знания и профессиональной специализации, по своей практической значимости равноценной инженерному труду. Таун доказывал: менеджмент должен быть конституирован в особую науку со своим предметом, литературой и ассоциациями, поскольку лишь в этом случае предприниматели и менеджеры смогут извлекать взаимную выгоду из совместного опыта.

Он полагал, что инженеры должны развить в себе качества управляющих производством: только так профессиональные навыки и специализированные знания соединятся с организаторской работой. В функции инженера входят обязанности по организации и надзору за проводимыми работами, так как в индустриальном производстве сила организованных усилий берет верх над искусностью индивидуального работника. Поэтому инженеры в целях обеспечения наилучших производственных результатов возглавляемых ими подразделений должны быть людьми не только с хорошими административными способностями, овладевшими профессией механика, но и обладающими особыми знаниями и навыками проведения экономических и организаторских работ. «Существует много хороших инженеров-механиков, - писал Таун, - есть также немало отличных бизнесменов, однако оба этих качества весьма редко встречаются в одном человеке». Сочетание профессиональных и деловых качеств Таун считал необходимым условием эффективного управления коллективными работами.

Таун и его последователи целенаправленно обратились ко внутриорганизационным проблемам компаний и фирм, переросших из простых мануфактурных предприятий в сложные организационные системы с развитой специализацией, состоящих из многих функциональных элементов, интегрированных в единое целое. Основы изучения менеджмента были заложены реальным опытом людей, управлявших первыми фабриками и фирмами. Однако менеджмент не признавался в качестве важной составляющей успеха или неудачи фирмы до тех пор, пока не возникло сравнительно много предприятий со схожими проблемами, превративших деловое администрирование в особое искусство и род занятий, независимых от конкретной фирмы или отрасли промышленности. "Интересы фирм требовали значительно более широкого привлечения специалистов к производственному процессу. «Задача менеджеров состояла в том, чтобы включить специалиста в структуру власти фирмы и дать ему больше автономии, чем рабочему, для развития в нем стремления идентифицировать свои собственные интересы с интересами фирмы».

Среди пионеров менеджмента можно выделить и X. Мюнстерберга (1863—1916). Он был зачинателем промышленной психологии, проблемам которой посвятил книги: «Психология и индустриальная эффективность» (1913) и «Психология бизнеса» (1918). В первой из них он писал: «Мы выбираем три главные цели деловой жизни, которые нужны как в коммерции и промышленности, так и вообще в любом экономическом предприятии. Мы задаемся следующими вопросами: как отыскать людей, чьи интеллектуальные качества делают их наилучшим образом предназначенными для выполняемых работ; при каких психологических условиях мы сможем получить наиболее удовлетворительные результаты от работы каждого человека и наконец, каким образом мы в состоянии оказывать желательные для интересов бизнеса воздействия на человеческие умонастроения».

Итак, индустриальный менеджмент обязан своим возникновением увеличению удельного веса организационно-управленческих проблем в производственном процессе. Одна из его первоочередных задач состояла в том, чтобы добиться возможно более высокой отдачи от труда рабочих. Для этого работникам; настойчиво прививались исполнительская дисциплина, профессиональная культура, умение аккуратно и в срок исполнять должностные обязанности. Вместе с тем в своих первоначальных формах менеджмент был близок к традиционному авторитарному стилю руководства; характеризовался весьма жестким: обращением с работниками, трактовавшимися лишь как безгласные объекты управления. Вообще менеджмент эпохи возникновения индустриального производства очень широко использовал силовые методы управления, штрафы и наказания, а качестве главных средств регулирования живым трудом. На: этом этапе в нем лишь наметилась тенденция перехода от принципа надзора за трудом к принципу его рациональной организации на научных основах, но в целом менеджмент еще не перенес центр тяжести своих усилий с внешнего контроля на управление[2].


1.2 Формирование школы «научного менеджмента»


Становление и развитие первой классической школы менеджмента, получившей широкую известность во всем мире под наименованиями «научный менеджмент» или «научная организация труда», совпали со вступлением мира в XX в. У истоков этой школы стоял американский инженер Ф. Тейлор, чье имя стало нарицательным для всего нового направления. После окончания технологического института в 1878 г. Тейлор работал в металлургической компании «Мидвейл стил компани» и прошел путь от бригадира до главного инженера завода. В 1886 г. он вступил в Американское общество инженеров-механиков и присутствовал на докладе Г. Тауна, произведшего на него сильное впечатление. Тейлор оставил после себя солидное творческое наследие, включающее, помимо специальных работ по металлургии, прославившие его имя на весь мир книги: «Сделочная система», «Цеховой менеджмент» и «Принципы научного менеджмента». Похоронен он в Филадельфии, где на его могиле начертано: «Отец научного менеджмента».

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.