Рефераты. Анализ стратегии инновационно-технологического развития организации

Предприятия «технологической атаки» оказываются в состоянии не просто эволюционно изменять технологию производства под воздействием научно-технического прогресса, но и самостоятельно или раньше других проводить скачкообразные изменения технологии. Предприятие данного типа строит технологическую стратегию таким образом, чтобы неизбежные практически в любой отрасли технологические скачки были реализованы им, а не конкурирующими фирмами. Не следует думать, что такая политика требует астрономических затрат на НИОКР. Важнее здесь – соответствующая ориентация стратегии и фокусирование усилий и ресурсов предприятия. Во взаимодействии предприятия с рынком появляется третий элемент – научно-технический прогресс: «рынок - предприятие - НТП». Именно такие предприятия являются долговременными стратегическими лидерами рынка.

Разумеется, данная классификация не является абсолютной, в частности одно и то же предприятие может сочетать черты нескольких типов (например, по различным направлениям деятельности). Вместе с тем каждое предприятие при формировании стратегии должно, проанализировав свой социально-экономический потенциал, четко определить, какой именно тип представляется для него наиболее естественным и предпочтительным. При этом очень важно, чтобы выбор осуществлялся не келейно высшим руководством предприятия, а был сознательным выбором всего коллектива или его представительного ядра. Указанные четыре типа предприятий в порядке их перечисления отражают последовательную эволюцию предприятий промышленности США и развитых стран Европы за последние 30–40 лет.

В настоящее время в промышленности России имеется достаточное количество предприятий технологического типа, в последние годы образовалось значительное число предприятий конъюнктурного типа, многие предприятия стремятся приобрести черты предприятий маркетингового типа. Предприятий четвертого типа – технологической атаки – в нашей промышленности, как уже говорилось, практически нет (к ним с большой натяжкой могут быть отнесены крупнейшие предприятия аэрокосмической отрасли). Даже однократный переход на новую технологию не рассматривается предприятиями как приоритетное направление развития (по данным обследования Российского фонда поддержки кадров летом 1996 г., лишь 6,8% руководителей предприятий относят технологические инновации к приоритетным). Между тем без создания таких предприятий Россия не сможет занять достойное место в современном индустриальном мире.

Сейчас для подъема экономики страны, прежде всего реального производства, необходима активизация деятельности предприятий первого типа и создание предприятий технологической атаки. Первые обеспечивают спрос на рынке эволюционных технологий, вторые за счет конкурентной борьбы и внутрифирменного конкурентного предпринимательства (интрапренерства) стимулируют спрос на рынке «революционных» технологий, т.е. на рынке технологических скачков.

В этой связи возникает много разнообразных проблем. За последние годы практически все предприятия вынуждены были радикально сократить объемы опытно-конструкторских, технологических и научно-исследовательских работ. Соответствующие отделы на предприятиях ликвидированы или сведены к минимуму, финансирование сторонних НИОКР близко к нулю.

В комплексной стратегии предприятия необходимы мероприятия, направленные на [12]:

-включение в структуру предприятия инновационных подразделений;

-укрепление связей предприятия с научно-исследовательскими, опытно-конструкторскими и проектными организациями, в том числе связей договорного типа, освобождая при определенных условиях соответствующие затраты от налогообложения в составе прибыли, и связей интеграционного типа, поощряя формирование финансово-промышленных групп с участием таких организаций;

-участие банковских структур в реструктуризации и обновлении промышленности путем выдачи специальных «инновационных кредитов» на льготных для предприятия условиях, но при строгом контроле за выполнением инновационных планов. Для этой цели следует разработать методику подготовки «инновационного бизнес-плана», соответствующим образом модифицировав структуру и методику бизнес-планов проектного и прогнозного типов. Банки, осуществляющие такую деятельность в достаточных масштабах, могут пользоваться особыми преференциальными условиями деятельности;

-приоритетное использование (в тех случаях, когда это возможно) в инновационном процессе на предприятиях отечественных, в том числе собственных, технологических разработок и отечественного оборудования вместо приобретения зарубежной техники.

Глава 2. Анализ стратегии инновационно-технологического развития организации


2.1 Организационно-экономическая характеристика организации


"Новолипецкий металлургий комбинат", один из крупнейших металлургических комбинатов мира, третий по величине производитель стали в России. Компания специализируется на производстве листового проката широкого ассортимента.

Открытое акционерное общество "Новолипецкий металлургический комбинат", зарегистрировано Постановлением Главы администрации Левобережного района г. Липецка от 28.01.1993 г. № 50.

ОАО "НЛМК" является коммерческой организацией, Уставный капитал которой разделен на определенное количество акций, удостоверяющих обязательные права акционеров по отношению к акционерному обществу и общества по отношению к акционерам.

Общество учреждено на неограниченный срок деятельности. ОАО "НЛМК" может быть ликвидировано в соответствии с положениями Устава ОАО "НЛМК" или действующего законодательства.

Основными видами деятельности Компании является:

-                   производство и реализация продукции черной металлургии;

-                   внутренняя и внешняя торговля;

-                   утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов;

-                   производственное, жилищное и коммунальное строительство;

-                   производство строительных материалов, конструкций и изделий и мн. другое.

В таблице 1 рассмотрим показатели финансового состояния предприятия.

Таблица 1 Основные показатели финансово-экономического состояния

ОАО «НЛМК» в 2005 – 2007 годах, млн.руб.

Показатель

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение

2006 от 2005

2007 от 2006

1

2

3

4

5

6

1. Основные средства

3305

4147

3829

+842

-318

2. Запасы

2224

2035

1482

-189

-553

3. Выручка от реализации продукции, оказания услуг

32806

99003

48298

+66197

-50705

4. Себестоимость реализованной продукции

31745

96518

48753

+64773

-47765

5. Прибыль от реализации товарной продукции, оказания услуг

1061

2485

(455)

+1424

-2940

6. Чистая прибыль

853

1763

339

+910

-1424

7. Среднесписочная численность, тыс.чел.

185

187

187

+2

-

8. Производительность труда, млн.руб./чел.

177,3

529,4

258,3

+352,1

-271,1

9. Рентабельность основной деятельности, %

3,3

2,6

-0,9

-0,7

-3,5

10. Рентабельность продаж, %

3,2

2,5

-0,9

-0,7

-3,4


По данным таблицы 2 видно, что за 2005-2006г.г в ОАО «НЛМК» размер основных фондов увеличился на 842 млн.. руб., размер запасов снизился на 189 млн. руб., выручка от реализации увеличилась на 66197 тыс. руб., чистая прибыль – на 910 млн. руб.. Рентабельность основной деятельности снизилась на 0,7%, рентабельность продаж на 3,5%.

За 2006-2007г.г в ОАО «НЛМК» размер основных фондов снизился на 318 млн. руб., размер запасов снизился на 553 млн. руб., выручка от реализации - на 50705 млн.руб., чистая прибыль – на 1424 млн. руб.. Рентабельность основной деятельности снизилась на 0,7%, рентабельность продаж на 3,5%.

2.2 Анализ технико-экономического потенциала организации


При анализе величины и структуры активов предприятия критерием их группировки является ликвидность, т.е. скорость превращения актива из материальной или иной формы в абсолютно ликвидную денежную форму.

В соответствии с этим принципом деления проведем анализ состава, структуры и динамики активов ОАО «НЛМК». Результаты расчетов представлены в таблице 2.


Таблица 2 Состав, структура и динамика активов ОАО «НЛМК» в 2007г., млн.руб.

Показатель

Остатки по балансу, тыс. руб.

Структура активов, %

на начало периода

на конец периода

Изменение

(+,-)

на начало периода

на конец периода

Изменение (+,-)

абс.

отн.

1. Внеоборотные активы - всего

4478

4146

-332

-8,0

22,0

52,1

+30,1

1.1 НМА

25

18

-7

-38,9

0,1

0,2

+0,1

1.2 Основные средства

4147

3829

-318

-8,3

20,4

48,1

+27,7

1.3 Незавершенное строительство

6

14

+8

+133,3

0,02

0,2

+0,18

1.4 Долгосрочные финансовые вложения

300

300

-

-

1,5

3,8

+2,3

2. Оборотные активы - всего

15844

3804

-12040

-316,5

78,0

47,9

-30,1

2.1 Запасы

2035

1482

-553

-37,3

10,0

18,6

+8,6

2.2 НДС по приобретенным ценностям

106

70

-36

-51,4

0,5

0,9

+0,4

2.3 Краткосрочная дебиторская задолженность

11970

880

-11090

-1260,2

58,9

11,1

-47,8

2.4 Денежные средства

1733

1327

-406

-30,6

8,5

16,7

+8,2

2.5 Прочие оборотные активы

-

45

+45

+100

-

0,6

+0,6

ИТОГО АКТИВОВ

20322

7965

-12357

-155,1

100

100

-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.