Рефераты. Анализ стратегии инновационно-технологического развития организации

– снизить до минимума все изменения, вносимые в изделие после передачи результатов от одного этапа к другому;

– определить и реализовать рациональную параллельность работ, фаз, стадий цикла;

– обеспечить сокращение затрат времени на выполнение отдельных этапов.

Решение первой задачи обеспечивается инженерно-техническими методами (стандартизация, унификация, обеспечение качества и надежности, применение САПР и т. д.).

Решение второй задачи осуществляется путем применения планово-координационных методов.

Решение третьей задачи связано с первой и состоит в использовании организационных методов (развитие технического обеспечения, автоматизации, средств планирования, функционально-стоимостного анализа, опытного производства и т.д.).


1.3 Цель, задачи и направления инновационно-технологического развития организации


Напомним, что под технологией понимается способы преобразования исходных ресурсов в продукцию. Описание таких способов для конкретного вида продукции и конкретного предприятия занимает порой целые тома, однако, как правило, из множества конкретных процессов и операций, составляющих данную технологию, можно выбрать ключевую совокупность из небольшого числа процессов, по сути полностью характеризующую с качественной стороны данную технологию и позволяющую однозначно отличить данный способ преобразования ресурсов в продукцию от любого другого способа, приводящего к тому же или близкому (по затрачиваемым ресурсам) результату. Формулировка существа процессов этой группы дает вербальное описание всей технологии в целом. Так, «производство монокристаллического кремния методом Чохральского» – краткое название совокупности технологических процессов и операций, позволяющих перерабатывать поликристаллический кремний (исходный ресурс) в монокристаллический (конечный продукт, используемый в дальнейшем для производства микросхем) [12].

В принципе выбор технологии не относится к чисто экономическим задачам, однако весьма тесно связан с экономической и социальной политикой предприятия. От технологии в значительной степени зависят уровень издержек и объем производства, качество продукции и в дальнейшем ее цена. Кроме того, уровень прогрессивности реализованной на предприятии технологии влияет на «рейтинг» предприятия в отрасли, престиж его марки и т.д. Наконец, многое для предприятия значит «потенциал трансформации» технологии – возможность ее преобразования в более совершенную без непосильных затрат ресурсов предприятия и усилий коллектива. Техническое перевооружение – весьма болезненный процесс, нарушающий сложившуюся систему внутреннего и внешнего функционирования предприятия. Чем меньше его продолжительность и стоимость, тем больше шансов у предприятия сохранить и улучшить конкурентные позиции. Поэтому при принятии решений об усовершенствовании технологии или переходе на принципиально новую технологию необходимо отдавать себе отчет в том, какие затраты и когда придется произвести в процессе изменения вновь вводимого технологического способа. В.Г.Гребенников вводит даже специальное понятие для оценки возможности осуществления малозатратных технологических новшеств, точнее, новшеств за счет изменения сочетаний используемых ресурсов – «потенциал рекомбинации». Понятно, что чем более диверсифицирована технология, чем большее число технологических способов и операций в нее включается, тем выше число возможных комбинаций этих операций, соответственно выше число «полезных» комбинаций и, следовательно, потенциал рекомбинации. Однако эта зависимость имеет все же ограниченный характер: при слишком большом числе элементарных технологических единиц управление ими становится неэффективным (либо в смысле низкой результативности процесса, либо в смысле высоких затрат на управление им). Поэтому эффективность крупных предприятий, обладающих весьма высоким потенциалом рекомбинации, необязательно выше эффективности малых предприятий с ограниченным числом допускающих рекомбинацию технологических элементов. По-видимому, верен следующий общесистемный закон, отражающий эффект роста сложности управления при росте числа объектов управления: чем выше потенциал системы, тем труднее использовать его эффективно.

В соответствии с изложенным выше под технологической (или, точнее, технико-технологической) стратегией предприятия понимается комплекс стратегических решений, определяющих, во-первых, технологический тип предприятия и, во-вторых, тип технологической динамики предприятия.

Несмотря на поистине необозримое разнообразие технологий, реализованных на предприятиях, группировка этих технологий, выполняемая при разработке стратегических планов, содержит весьма небольшое число позиций. Для методики стратегического планирования важны не столько вид и характер применяемой или планируемой технологии, сколько ее место в ряду более или менее прогрессивных технологий производства той же самой или однотипной по потребительским качествам продукции. Таким образом, при стратегическом планировании работающего предприятия возможные на нем технологии представляются в виде элементов некоторой порядковой шкалы, отражающей относительное место технологии в структуре возможных к внедрению на предприятии технологий в охватываемый стратегией период. Если применяемая технология относится к числу отсталых, то это непосредственно сказывается либо на качестве и тем самым на реализуемости продукции, либо на издержках производства.

При формировании технологической стратегии особое значение приобретает учет конкурентных позиций предприятия, т. е. Учет товаров-заменителей – изделий, производящихся по совершенно иной технологии, чем выпускаемые предприятием сейчас, но удовлетворяющие сходные функциональные потребности покупателя. В литературе по маркетингу достаточно детально разбираются весьма поучительные истории о смене поколений вычислительной техники, магнитофонов, проигрывателей, ручек для письма и т.п. Для отечественных предприятий такого рода влияние НТП становится тем заметнее, чем выше степень интегрированности России в мировую экономику, причем значение имеют обе стороны интеграции – и как потребителя и как продавца продукции [12].

Необходимо подчеркнуть, что в данной работе рассматриваются в основном социально-экономические проблемы предприятия, выбор технологии (в ее непосредственном «техническом» понимании) также является важным элементом стратегического планирования. При этом «техническую» технологию или технологию в собственном смысле слова следует отличать от так называемой экономической или агрегированной экономической технологии – понятия, обозначающего по существу зависимость объема производства продукции от объемов основных производственных факторов. При этом предполагается, что размеры ресурсов и результатов производства изменяются с помощью объемных (агрегированных) экономических показателей.

Измерение и моделирование динамики агрегированной экономической технологии опираются на классификацию факторов на средства труда, предметы труда и сам труд и ставят своей целью отражение влияния каждого фактора на изменение технологии. Это приводит к классификации технологической динамики на виды научно-технического прогресса: трудосберегающий – изменение технологии связано только с повышением производительности труда при неизменной отдаче остальных факторов; фондосберегающий – изменение технологии связано только с повышением фондоотдачи; материалосберегающий – изменение технологии заключается в снижении материалоемкости производства; нейтральный – не специфицированный на каком-либо одном факторе процесс повышения их совокупной эффективности. Что касается динамики технологии в собственном смысле слова, то непосредственная связь с динамикой факторов соответствующего (детализированного) уровня в отличие от агрегированной экономической технологии обычно не прослеживается. Поэтому стратегический анализ, измерение и моделирование динамики технологии в собственном смысле слова опираются не на факторный подход, а на сравнение различных элементов множества возможных технологий. Таким образом, речь идет об исследовании закономерностей и типов замены одной технологии на другую. Со стратегической позиции естественно выделить следующие типы технологической динамики по отношению к данному периоду [12]:

–стабильная технология;

–технологический дрейф, т.е. планомерное однонаправленное эволюционное изменение технологии;

–технологический скачок, т.е. резкое кратковременное единичное в данный период изменение технологии;

–хаотичное изменение технологии;

–плавные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом;

–пилообразные колебания технологии в сочетании с технологическим дрейфом, т.е. совокупность технологических скачков вокруг некоторого тренда.

При этом следует иметь в виду, что речь идет о плавных или скачкообразных изменениях в пространстве, элементами которого являются технологии, представляющие собой достаточно сложные образования. Поэтому разница между плавным и резким изменениями технологии может быть определена в общем случае только на основе экспертной оценки.

Условиями изменения технологии на предприятии являются [12]:

–наличие средств, позволяющих внести изменения в состав и организацию работы оборудования или дающих возможность получения кредита;

–наличие готовых к внедрению научно-технических и организационно-технических разработок;

–изменение технологической среды на предприятиях отрасли;

–исчезновение с рынка исходных ресурсов для производства продукции при сохранении спроса на нее;

–резкое падение спроса на традиционную продукцию предприятия.

При этом первые два условия являются необходимыми, последние три приводят к изменению технологии только при наличии первых. В зависимости от способов и степени интенсивности реагирования на перечисленные факторы предприятия разделяются на четыре типа, условно называемые «технологическими», «конъюнктурными», «маркетинговыми» и предприятиями «технологической атаки» (технологических скачков).

Предприятия «технологического» типа функционируют на основе системы базовых технологических процессов, замена которых привела бы к изменению самого профиля предприятия и по существу – к организации нового предприятия (даже при сохранении юридического лица). Эволюционное изменение технологии для таких предприятий может быть лишь результатом длительных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

К технологическому типу относятся предприятия металлургического профиля, многие предприятия химической промышленности и т.д.

Взаимодействие с рынком, учет рыночных запросов здесь может проявляться в изменении количественных параметров продукции, расширении или сужении ее ассортимента, улучшении качества. Разумеется, ценовая конкуренция могла бы привести к мероприятиям по сокращению внутренних издержек.

По существу взаимодействие предприятия технологического типа с товарным рынком носит односторонний характер «предприятие – рынок».

Предприятия «конъюнктурного» типа основаны на реактивном взаимодействии с рынком, не имеют стабильной технологии и производят изделия, не требующие сложного освоения. Ориентируются на удовлетворение текущих запросов рынка. К таким относятся предприятия торговли, посреднические организации, некоторые машиностроительные сборочные фирмы.

Взаимодействие таких предприятий с рынком также носит односторонний характер «рынок – предприятие».

Предприятия «маркетингового» типа ориентируются как на текущие запросы рынка, так и пытаются заранее подготовить технологию к будущим запросам рынка, а также осуществляют активное воздействие на рыночный спрос будущих периодов.

Взаимодействие таких предприятий с рынком носит двусторонний характер: «рынок « предприятие».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.