Примечание. Источник: собственная разработка
В ООО СП «Аклеон» численность работников в возрасте от 18 до 24 лет в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась на 19 человек. Численность работников в возрасте от 25 до 29 лет в 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличилась с 50 чел. до 75 чел. или на 25 чел. (50,0 %). Численность работников в возрасте 30 лет снизилась на 2 чел. Следует отметить снижение численности работников в возрасте от 40 до 49 лет на 6 чел. Численность работников в возрасте от 50 до 54 лет, от 55 до 59 лет и в возрасте старше 60 увеличилась, соответственно, на 12 человек (или 40,0 %), на 13 чел. или 92,9 % и на 7 чел. (36,8 %). По сравнению с 2008 г. неизменной осталась только численность работников в возрасте 31 года (5 чел.) и в возрасте от 32 до 39 лет (42 чел.). Таким образом, в ООО СП «Аклеон» увеличивается численность персонала молодого возраста до 29 лет и старшего возраста (старше 50 лет).
Рассмотрим трудовой потенциал ООО СП «Аклеон» по образованию (таблица 2.5).
Таблица 2.5 - Состав персонала ООО СП «Аклеон» по образованию за 2008-2009 гг.
Показатель
2008г.
2009г.
Отклонение (+/-)
Темп роста, %
Всего работников, в том числе имеющих:
350
418
+68
119,4
высшее образование
47
50
+3
106,4
среднее специальное образование
67
81
+14
120,9
профессионально-техническое образование
172
208
+36
общее среднее образование
58
75
+17
129,3
общее базовое образование
6
4
-2
66,7
В 2008-2009 гг. в ООО СП «Аклеон» численность работающих с высшим образованием увеличилась на 3 чел., со средним специальным образованием - на 14 чел., с профессионально-техническим образованием - на 36 чел., с общим средним образованием - на 17 чел. Следует отметить уменьшение численности работников с общим базовым образованием на 2 чел.
Таким образом, приведенные выше данные свидетельствуют о повышении образовательного уровня работников ООО СП «Аклеон» в 2009 г. по сравнению с 2008 г.
Рассмотрим уровень образования высшего руководящего состава предприятия более подробно. Данные представлены в таблице 2.6.
Таблица 2.6 - Характеристика руководящего состава ООО СП «Аклеон»
№
Должность
Год рождения
Образование
Стаж работы на предприятии
1
Генеральный директор
1957
высшее, инженер-электрик
10 лет
2
Зам. ген. директора - технический директор
1959
высшее, инженер-механик
3
Первый зам. ген. директора по мат.-тех. снабжению
Высшее инженер- физик
Зам. ген. директора по финансам
1966
высшее, инженер-экономист
9 лет
5
Зам. ген. директора по маркетингу
1965
высшее, инженер-металлург
8 лет
Главный бухгалтер
1963
высшее, экономист
Таким образом, профессионально-квалификационный уровень работников предприятия достаточно высокий, позволяющий решать поставленные задачи. Негативным моментом является быстрое старение коллектива и отсутствие притока молодых специалистов.
Проведем анализ динамики численности работников ООО СП «Аклеон» воспользовавшись данными таблицы 2.7, из которой видно, что не все коэффициенты движения рабочей силы имеют положительную динамику. Коэффициент по приему увеличился на 0,103, а коэффициент по увольнению вырос в динамике на 0,032, что отразилось на изменении общего коэффициента оборота рабочей силы. Отрицательной тенденцией в движении кадров ООО СП «Аклеон» в отчетном периоде является увеличение коэффициента текучести кадров на 0,008.
Таблица 2.7 - Анализ показателей движения рабочей силы ООО СП «Аклеон» за 2008-2009 гг.
Показатели
2008 год
2009 год
1. Среднесписочная численность работников
2. Принято работников
71
129
+58
3. Уволено работников
40
61
+21
4. Коэффициенты
- по приему
0,203
0,309
+0,106
- по увольнению
0,114
0,146
+0,032
- текучести кадров
0,009
0,017
+0,008
- оборота рабочей силы
0,317
0,455
+0,138
Сформулируем основные цели и задачи кадровой службы ООО СП «Аклеон». Основной целью создания отдела кадров является реализация кадровой политики в обществе. В соответствии с целью кадровая служба ставит перед собой следующие задачи:
- подбор, расстановка и воспитание кадров;
- оформление и учет кадров;
- обеспечение прав, льгот и гарантий работников общества;
- контроль за состоянием трудовой дисциплины в обществе.
Цель кадровой службы ООО СП «Аклеон» соответствует задачам, которые ставит перед собой общество. Для решения поставленных задач отдел кадров осуществляет следующие функции:
Разрабатывает кадровую политику, а также комплекс мероприятий по ее реализации.
Составляет расчеты потребности в кадрах и определяет источники ее удовлетворения на основе изучения рынка труда.
Обеспечивает общество кадрами рабочих и служащих требуемых профессий, специальностей и квалификации в соответствии с целями, стратегией и предметом деятельности общества.
Формирует и ведет банк данных о количественном и качественном составе кадров.
Совместно с руководителями структурных подразделений осуществляет подбор и отбор работников и вносит предложения об их назначении на должности.
Информирует работников общества об имеющихся вакансиях.
Устанавливает связи с учебными заведениями, службами занятости, кадровыми агентствами для подбора персонала, а также средствами массовой информации для помещения объявлений о найме работников.
Оформляет прием, перевод и увольнение работников в соответствии с трудовым законодательством, положениями, инструкциями и приказами генерального директора общества.
Ведет учет личного состава, установленную документацию по кадрам.
Выдает справки о трудовой деятельности работников, занимаемой должности и размере заработной платы.
Осуществляет прием, заполнение, хранение и выдачу трудовых книжек.
Готовит материалы для представления работников к поощрениям, для привлечения работников к материальной и дисциплинарной ответственности.
Совместно с руководителями структурных подразделений осуществляет расстановку кадров на основе оценки их квалификации, личных и деловых качеств.
Организует проведение аттестации работников общества, ее методическое и информационное обеспечение.
Анализирует результаты аттестации.
Организует в соответствии с нормативными правовыми и методическими документами проверки в подразделениях общества:
- соблюдения правильности использования труда в структурных подразделениях;
- состояния трудовой дисциплины;
- исполнения решений аттестационной комиссии.
Осуществляет учет и анализ результатов проверок и при необходимости вмешательства генерального директора информирует его об имеющихся нарушениях и способах их устранения.
Готовит документы для оформления пенсий и представляет их в органы социального обеспечения.
Обеспечивает социальные гарантии работников в области занятости, соблюдения порядка трудоустройства и переобучения высвобождающихся работников, предоставления им установленных льгот и компенсаций.
Составляет график отпусков, ведет учет использования работниками отпусков, оформляет отпуска в соответствии с утвержденным графиком.
Оформляет командировки и ведет учет командировок. Обеспечивает ведение табельного учета.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7