Рефераты. Актуальность решения проблем бедности (на примере г. Иркутска)

Успех в реализации такой стратегии борьбы с бедностью населения будет зависеть в немалой степени от уровня диагностики социального развития и прогнозирования тех или иных его тенденций и характеристик.

Разработанный метод [5, С.33] социального картографирования дает новые, иногда уникальные, возможности диагностирования социального развития и, прежде всего, бедности отдельных территорий, различных групп населения и общества в целом. Социальное картографирование позволяет определять зоны и тип бедности, фиксировать профиль бедности и оценивать положение и конфигурацию интересующего явления в социальном пространстве, четко ограничивая социальные слои и группы, выступающие в качестве носителей данного состояния.

Представляется, что разработка новых инструментов диагностики феномена бедности и стратегии его преодоления, имеют принципиальное значение для перехода к новой социальной политике и принятия управленческих решений в социальной сфере, отвечающих запросам современного социального развития российского общества.

В качестве общих рекомендаций по борьбе с бедностью можно предложить следующее: [28, С.53]

1.      Цель и подцели программы по борьбе с бедностью должны предполагать возможность измерения степени их достижения на основе системы критериев и показателей.

2.      Мероприятия по сокращению бедности будут более адресными при условии выделения различных типов бедности (бедные по уровню защищенности, бедные по уровню образования, бедные по жилищным условиям) и использовании комплексной системы индикаторов типов бедности;

По данному пункту я предлагаю использовать следующую методику для выявления адресатов и направления им финансовых средств. Мною в течение 3 месяцев исследовались семьи Куйбышевского района г. Иркутска.

Было опрошено 50 семей, что составляет около 5% семей района.

Из них:

¾         60% женщин;

¾      40% мужчин.

Из этих мужчин и женщин:

¾         20% несовершеннолетних;

¾      30% пенсионеры и люди предпенсионного возраста.

Репрезентативность в данной выборке соблюдена.

Бедных по жилищным условиям:

50% - остро нуждаются (не имеют своего жилья, проживают с родителями);

35% - средне нуждающиеся (количество квадратных метров меньше, чем положено на одного проживающегося);

15% - мало нуждающихся (желательно увеличение жилой площади).

Бедные по уровню защищенности:

20% - состоят на учете в социальной защите (многодетные семьи, ветераны воины и тыла, репрессированные, инвалиды);

50% - нуждаются относительно (студенческие семьи с одним ребенком, пенсионеры, неполные семьи);

30% - не нуждаются.

Бедные по уровню образования:

15% - общее;

55% - средне - специальное;

30% - высшие.

Сводные данные по всем типам бедности по Куйбышевскому району отражены в (рис. 1)


Рис. 1 Исследование типов бедности в Куйбышевском районе г. Иркутска


На основании полученных данных строим площадь бедности рис


Рис. 2 Площадь бедности в Куйбышевском районе составляет 4,75 см2 .


Также для сравнения мною был исследован Октябрьский район г. Иркутска

Опрошено 50 семей, что составляет около 3% семей района.

Из них:

¾         55% женщин;

¾      45% мужчин.

Из этих мужчин и женщин:

¾         25% несовершеннолетних;

¾      20% пенсионеры и люди предпенсионного возраста.

Репрезентативность в данной выборке соблюдена.

Бедных по жилищным условиям:

35% - остро нуждаются (не имеют своего жилья, проживают с родителями);

40% - средне нуждающиеся (количество квадратных метров меньше, чем положено на одного проживающегося);

25% - мало нуждающихся (желательно увеличение жилой площади).

Бедные по уровню защищенности:

15% - состоят на учете в социальной защите (многодетные семьи, ветераны воины и тыла, репрессированные, инвалиды);

35% - нуждаются относительно (студенческие семьи с одним ребенком, пенсионеры, неполные семьи);

40% - не нуждаются.

Бедные по уровню образования:

15% - общее;

45% - средне - специальное;

40% - высшие.

Сводные данные типам бедности по Октябрьскому району отражены в (рис. 3)


Рис. 3 Исследование типов бедности в Октябрьском районе г. Иркутска


На основании полученных данных строим площадь бедности рис


Рис. 4 Площадь бедности в Октябрьском районе составляет 4 см2 .


Для сравнительного анализа нельзя слаживать показатели этих трех групп. Мы рассчитали площадь двух районов г. Иркутска. Эта методика необходима для сравнительного анализ разных типов бедности по районам города, а так же для определения направления и адреса получателя помощи. Считаю, что данный способ, возможно, использовать для работы в отделах социальной защиты. Также это позволит наглядно показать основные проблемы выбранной категории. В нашем случай - это жилье, которое в настоящий момент не доступны для подавляющего большинства наших сограждан. Решением данной проблемы могла бы стать ипотечное строительство и долгосрочные кредиты банков для бюджетников (врачи, учителя, военные). Это позволит снизить площадь бедности. Хочу отметить, что можно ввести дополнительные показатели для более точной оценки, но и увеличило трудоемкость подсчетов.

3.      Сложившуюся систему показателей распространения бедности можно дополнить показателями, характеризующими дифференциацию бедных по доходам (глубина бедности, разрыв в уровне бедности, профиль бедности), что позволит отследить влияние управленческих решений и программ на изменение положения конкретных категорий бедных по доходам.

С помощью того же исследования мы определяем профиль бедности.

По виду мы можем дифференцировать доход на следующие виды:

1.      денежный доход;

2.      натуральный доход;

3.      субсидии.

По сумме дохода на одного человека:

1.      до 500 рублей (сельские жители, живущие в отдаленности от районных центров);

2.      от 500 - 1500 рублей (жители крупных поселений);

3.      от 1500 - 2500 рублей (жители областного центра и районных городов);

4.      от 2500 рублей и выше.

На основании этих данных мы спрогнозируем виды дохода в зависимости от получаемой суммы. На рис. 5 показаны виды дохода в сумме до 500 рублей.


Рис. 5 Виды дохода при сумме дохода до 500 рублей (сельский)


На рис. 6 показаны виды дохода при сумме от 500 - 1500 рублей.


Рис. 6 Виды дохода при доходе в сумме от 500 - 1500 рублей (крупные поселения)


На рис. 7 показаны виды дохода при получаемой сумме от 1500 - 2500 рублей.


Рис. 7 Виды дохода при доходе в сумме от 1500 - 2500 рублей (города)


Исследование показывает, чем меньше доход у человека, тем больше в его жизни играет роль натуральное хозяйство. Также удалось выяснить, что третья группа доход от 1500-2500 рублей (город), самая многочисленная, живущая за счет денежного дохода (заработная плата, пенсии, стипендии) и субсидий (льгот). Эта группа живет ниже прожиточного минимума в 3000 рублей, а значит, ее можно отнести к категории бедных. В решении данной проблемы государство должно принимать активное участие. Если заработная плата будет расти и оперативно индексироваться в зависимости от роста инфляции, структура расходов останется неизменной, а социальная помощь сохранится в существующих пропорциях, то возможно минимальный размер оплаты труда (МРОТ) подтянется к прожиточному минимуму. Тем самым мы добьемся сокращения бедности в группе занятой работой в бюджетной сфере (учителя, врачи, мелкие чиновники). Отказ государства от льгот в пользу выплаты денежных дотаций и переложение этой обязанности на местные бюджеты больно ударит по пенсионерам, т. к. даже бесплатный проезд позволяет многим из них вести натуральное хозяйство. Так же вызывает беспокойство и тот факт, что субъекты федерации сами будут устанавливать размер денежных выплат положенных место льгот. Ведь разница между бюджетами Иркутска и Москвы составляет сотни разы.

Под разрывом в уровне бедности предполагается процентная разница между различными профилями бедности. Глубина бедности высокий процент данного профиля бедности.

В нашем случае можно сказать, что разрыв небольшой и глубина небольшая.

4.      В случае применения многоаспектных обследований домохозяйств по уровню жизни целесообразно использовать стандартные апробированные методики (LSMS, в частности), позволяющие осуществлять сопоставления на различных уровнях, в том числе международном;

5.      Качественные методы сбора информации должны использоваться более активно для решения проблем борьбы с бедностью, что позволит сделать количественные исследования более обоснованными и осмыслить (переосмыслить) содержание понятия "бедность" и новых проблем, которые порождает это социальное явление;

6.      Для повышения эффективности программных мероприятий и сокращения малоэффективных программ необходимо использовать методики, позволяющие определить степень их воздействия на проблему бедности. В связи с этим целесообразно использовать рекомендации, разработанные при поддержке Всемирного банка.

На уровне города Иркутска, в частности, считать приоритетным направлением принятие и реализацию на практике концепции сокращения масштабов бедности, которая базируется на соблюдении следующих положений: [28]

¾      Традиционная борьба с бедностью и оказание адресной социальной помощи по принципу "раздаточной экономики" должны быть распространены исключительно на категорию "бедных". Адресная система социальной поддержки предполагает интеграцию и координацию баз данных о получателях социальных пособий, льгот и выплат (баз данных БТИ, ГАИ, Налоговой службы, ЗАГСа и др.), а персонифицированный учет таких получателей позволит избежать необоснованного дублирования при предоставлении помощи конкретным нуждающимся домохозяйствам.

¾      Содействие обеспечению роста денежных доходов и уменьшению их дифференциации на основе увеличения зарплаты, усиления адресной, укрепления социальной безопасности граждан, подверженных риску существенного ухудшения материальной обеспеченности. Выйти с предложениями в Правительство России об ускорении принятия Федерального Закона "О минимальных социальных стандартах".

¾      Следует обеспечить "прозрачность" системы социальной защиты (четкая отчетность, создание единого банка данных малоимущих семей, контроль за использованием средств), а также скоординированность действий всех служб и подразделений по социальной защите.

¾      Необходимо формировать социально ориентированный бюджет города. Главное условие борьбы с бедностью - социально ориентированная бюджетная политика, требующая изыскать средства для такой борьбы в городском бюджете. Один из основных путей решения этой задачи - увеличение доли налоговых отчислений, остающихся в городе.

¾      Количественные масштабы социальной помощи должны быть достаточными для того, чтобы не вынуждать "бедных" к криминальному поведению, и в то же время не излишними, чтобы не порождать иждивенческие отношения данной группы.

¾      Политика по отношению к "условно бедным" должна быть принципиально иной и строиться по принципу расширения возможностей для их самообеспечения (содействие сохранению и созданию рабочих мест; разработка городских программ социальной защиты безработных; содействие полной или неполной занятости частично трудоспособных и желающих работать пенсионеров, инвалидов, подростков; борьба с причинами, способствующими увеличению масштабов бедности; усиление работы по социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание, и др.).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.