Рефераты. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений

3. Средний человек стремится к ответственности, его желание избежать ответственности, как правило, - результат прошлого разочарования и вызвано плохим руководителем сверху.

Средний человек наделён высоким уровнем воображения и изобретательности, которые редко используются в современной жизни. Обычно это ведёт к разочарованию и превращает человека в противника организации.

Своеобразный подход к классификации стилей управления можно найти у Р. Лайкерта, который всех менеджеров разделил на "сосредоточенных на работе" и "сосредоточенных на человеке". Учёный, оценивая стили управленческой деятельности, отдаёт предпочтение второму стилю (сосредоточенности на человеке), поскольку он даёт рост производительности труда. (11)

В акмеологии существует особый подход к управленческой деятельности.

Управленческая деятельность характеризуется двойственным подходом к раскрытию ее определения. Первоначально это характеристика деятельности конкретного руководителя, действующего в какой-либо конкретной обстановке, но в то же время - это персонифицированная совместная деятельность.

Так как "предметом" деятельности руководителя и основной формой взаимодействия с социальным окружением является общение, поскольку руководитель взаимодействует с другим субъектом и воздействует на него.

Управленческая деятельность представляет собой большое число действий со стороны руководителя, частые вмешательства извне, поддержка и развитие социальных контактов, преобладание вербального общения с персоналом.

Управленческая функция реализуется в управленческой деятельности, если необходимость в реализации воспроизводится при смене заказа на конечный продукт и заменяемость условий воспроизводства самой базовой части комплекса - функционирования деятельности с наличием фиксированных исполнителей. (11)


Глава 2. Управленческая деятельность в акмеологии

2.1 Управленческая компетентность


Герасимов Б.Н., занимавшийся исследование управленческой компетентности руководителей, отмечал, что в любом виде деятельности существуют стандартные технологии управления, которыми необходимо уметь пользоваться, чтобы эффективно решать профессиональные задачи. Освоение технологий менеджмента повышает требования к профессиональному отбору и подготовке управленческого персонала. Таким образом, необходим определенный набор технологий менеджмента, т.е. средств, с помощью которых можно успешно решать функциональные задачи управления. (5)

В результате анализа различных технологий, применяющихся в управленческой деятельности, были определены основные технологии менеджмента (всего 53) и разделены на следующие группы: власти, принятия управленческих решений, мотивации, стиля управления, конфликтологии, групповой динамики, коммуникации, организационной культуры, социальной ответственности и отношения к инновациям.

Профессиональная управленческая деятельность предъявляет к работнику, входящему в эту деятельность, определенный набор требований. Если деятель соответствует этим требованиям, мы называем его профессионалом. Тогда качественно определенные степени соответствия работника требованиям профессиональной управленческой деятельности называются уровнями профессионализма.

Первый уровень профессионализма называется информационный, второй - процедурный (операционный), третий - тактический, четвертый - оперативный, пятый - проектный, шестой - ситуационный.

Содержание:

1) Способность собирать информацию, осуществлять ее первичную обработку, передачу и хранение. На этом уровне обычно происходит применение различных предписаний, а также освоение основных средств мышления и деятельности, необходимых для осуществления управленческой деятельности.

2) Способность выстраивал, конкретные действия (процедуры и операции) в необходимой последовательности для решения определенных задач

3) Способность применять совокупность методов и средств, для решения задач в краткосрочный период. Необходимо уметь пользоваться основными средствами мышления и деятельности для достижения согласованных целей.

4) Способность управлять деятельностью нескольких специалистов или их групп. На этом уровне происходит выработка предписаний для управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью в познании других людей Способность разрабатывать и управлять различными проектами, периодически возникающими в организации.

На этом уровне происходит видоизменение предписаний в управленческой деятельности. Необходимо обладать способностью к продуктивной деятельности и способностью решать проблемы, поставленные другими.

5) Способность управлять деятельностью людей с учетом ситуационных параметров. Необходимо уметь корректировать выбранный метод управления и принятия решений с учетом конкретных условий данной ситуации.

6) Способность придавать управленческой деятельности, системность, т.е. рассматривать как совокупность Системный взаимосвязанных ситуаций и явлений, а также превращать сложное в простое, восходить от абстрактного к конкретному. Необходимо обладать способностью ставить проблемы. (5)

Способность вырабатывать миссию, цели организации. Приобретение способности разрабатывать программы Программно деятельности коллектива для достижения целей организации, - целевой. На данном уровне применяется комплексный подход, при котором учитываются различные аспекты менеджмента и их взаимосвязи.

Каждый из представленных уровней имеет такую степень качественной определенности, которая позволяет отличать один уровень от другого. Характеристики уровня является универсальной для любой деятельности управленческого типа.

Данная классификация значима на практике, так как помогает распределять функции менеджмента исходя из того, на каком управленческом уровне находится специалист. (5)

2.2 Признаки управленческой деятельности


А.А. Деркач выделяет наиболее существенные признаки управленческой деятельности:

1. Поддержание в оптимальном рабочем режиме систем управления, сложных по составляющим их элементам и разнородных по функциям объектов (цель).

2. Объектом управленческой деятельности является организация, подсистемы которой имеют определенную этажность, что влияет на отношения между ними и отражается на содержании управленческой деятельности.

3. Люди, которые являются важнейшими компонентами системы управления, занимают определенные профессионально-должностные позиции в структуре организации, определяют функциональные связи внутри системы и функциональную зависимость между профессионально-должностными позициями.

4. Социально-психологические отношения между субъектами деятельности в системе управления, на которые влияют качественные характеристики выполнения функций, соответствующих профессионально-должностной позиции и отражающих весь спектр решаемых профессиональных задач: администраторских, стратегических, экспертно-консультативных, представительских, воспитательных, психотерапевтических, коммуникативных, инновационных и дисциплинарных.

5. Направленность на оптимизацию управленческой деятельности при помощи экономических, административных, психологических и педагогических воздействий.

6. Прием, переработка информации и генерация новой информации в виде управленческих решений, где прием информации как деятельность проходит в двух аспектах - внешнем и внутреннем плане деятельности. Первый - внешний план деятельности. Второй - составляет деятельность психическая, связанная непосредственно с механизмом формирования образа объекта управления. Внешний план деятельности по приему информации составляют действия поиска и сбора. Внутренний план включает обнаружение, опознание и декодирование информации.

7. Основным способом представления информации в управленческой деятельности используются показатели и средства описания характеристик объекта управления, функциональных и причинно-следственных отношений между его элементами, между объектом управления и средой.

8. Передача генерируемой информации другим людям.

9. Непосредственное участие субъекта управленческой деятельности в исполнении генерируемого им же решения профессиональных задач.

Таким образом, управленец проектирует и перепроектирует, обеспечивает, осуществляет постановку исполнительской деятельности и, в частности исполнительского бытия человека.

Выделяют еще одну особенность управленческой деятельности - ее рефлексивность, которая обеспечивает осознание исполняемого действия, помогает его контролировать и корректировать, а также характеризуется переходом от "сопровождающей" к "системообразующей". (6)

А.А. Деркач определяет управленческую рефлексию как размышления, возникающие при затруднениях в решении управленческих задач, включающие поиск причин затруднения и коррекцию способов управленческой деятельности Первоначальный этап рефлексии заключается в коррекции способа действия и ее познавательному обеспечению. В соответствии с процессом рефлексии различают основные функции - три из них первичны (познание, критика, нормирование). На их основе выделяют вторичные функции снабжения и обеспечения, функция перестановки акцентов в управленческой деятельности с осмысления на построение плана осуществления деятельности. (7)

Таким образом, рефлексия осуществляется как перед деятельностью, так и внутри деятельности и по завершению (с целью анализа). Из выше сказанного вытекает, что рефлексия является ведущим слоем всех управленческих процессов и самой функциональной структуры управленческой деятельности остается осуществление различных рефлексивных процессов, а основу мастерства управленца составляет умение гибко осуществлять рефлексию в той или иной функции. Вторичную основу мастерства управленца составляет набор умений, способствующих реализации снабженческой и корректировочной функции.

Центральное звено в рефлексии - критика. Она ответственна за проблематизацию, которая протекает первоначально мало осознанно. Вместе с появлением концепций, понятийно-категориальных средств характер критики существенно изменяется в сторону большей определенности этих тонких процедур, их средственно-технологической насыщенности и подконтрольности.

В наиболее очевидной форме различия выявляются в том случае, если критика становится перенесенной в соответствующую коммуникацию. В ней специалист выступает первоначально в роли организатора коммуникации и автора исходной точки зрения, предоставляя возможность осуществлять понимание и критику другому специалисту и привлекая в качестве арбитра представителя соответствующей науки.

Определение уровня развитости управленческой деятельности осуществляется через рефлексивный анализ деятельности. Содержание критериев привлекается из науки, а применение - из культуры мышления и общей культуры. А.А. Деркач выделяет концептуальный и ценностный анализ управленческой деятельности. Первый фиксирует применяемые обобщенные сущностно-значимые представления об управленческой деятельности, выступающие в качестве развитых критериев целостного анализа, либо к мыслительному конструированию этих представлений.

Второй характеризуется либо как фиксация готовых и соответствующих ситуации предельных, абстрактных отношений к деятельности, выступающих в качестве специфических средств самоопределения, либо как ситуационно значимое смещение в ряду ценностей через коррекцию отношения или содержания мировоззрения.

Таким образом, сущностные характеристики процесса управления в психологии и акмеологии имеют различия в подходах к управленческой деятельности, управленческим задачам, управленческим функциям и критериям уровням анализа. (8)


Заключение


Таким образом, в акмеологических исследованиях принятия управленческих решений оптимальность как принцип и соответствующая ему концепция базируется на результатах теоретических разработок сопряженных областей знаний и используется в качестве методологического принципа. Оптимизационный цикл, построенный на основе совокупности оптимизационных идей и сущности акмеологического подхода, является своего рода алгоритмом оптимизации в акмеологии, предполагающим как многообразие параметров, так и доминирование результативно-целевых и процессуально-динамических его характеристик. Функционирование оптимизационного цикла апробировано в акмеологическом исследовании на примере принятия управленческих решений и доказало свою состоятельность.

В социокультурных условиях, когда управленец принимает решения и осуществляет его реализацию, возникающая необходимость коррекционных действии всегда несет момент коррекции объектов. Чем более технологизирован процесс реализации решений, чем больше диктат нормы для исполнителей, тем в большей степени отношение к исполнительской деятельности сохраняет этот момент, а все остальные моменты, учитывающие жизнедеятельностные, социальные и другие обстоятельства, редуцируются.

Управленческая деятельность - целенаправленная, самоорганизующаяся, развивающаяся социально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью.

Для оптимизации управленческих процессов исследователи предлагают использовать элементы проигровки их практики гештальт терапии. В наибольшей степени рефлексивный театр, рефлексивные игры приносят практическую пользу в проблемных ситуациях, когда обеспечивается продолжение попыток реализации прежних норм, когда инновационная и творческая ориентации, ценности становятся ведущими. Иначе говоря, в задачу актера входит демонстрация рефлексивного выхода, рефлексивного процесса, в котором меняется роль практического слоя, превращающегося в источник материала затруднений, в место апробаций решений, в приложение к рефлексивному процессу.

Высшее мастерство управленца в обычных условиях очень трудно фиксировать и выявляется лишь косвенно в отрывочных наблюдениях исследователей, в фрагментарных рассказах самих мастеров и т.п. Как правило, в реальных условиях нет возможности спокойно реконструировать все детали принятия решений, динамику коррекционных воздействий. Какие бы ни были полными материалы по произведенным управленческим процедурам, они оставляют большое поле для догадок, которые нельзя проверить в силу принципиальной рефлексивности и непредсказуемости в траектории конкретных действий, присущих управленцу достаточно высокого уровня профессионализма.

Факторы успешной реализации управленческого решения являются следующие: удовлетворение от самого процесса выполнения, возможность проявить особенности личного стиля в организации решения, моральное признание результатов труда, наличие материального поощрения, желание следовать инструкции жесткий контроль за выполнением, стремление избежать конфликтов, высокозначимый результат для личной карьеры, нетрудно достичь результата, доказать другим и себе, что можешь сделать это.

Факт принятия оптимального управленческого решения связано с высокой профессиональной компетентностью руководителя.

Е.В. Куликова, обобщившая акмеологические исследования в области проблем профессиональной компетентности и выявившая общее и особенное в процессе ее развития, показала, что общие акмеологические закономерности развития профессиональной компетентности отражают ее взаимосвязь с:

1) субъектностью как интегральной способностью к саморегуляции в деятельности и саморазвитии;

2) рефлексией как процессом осмысления и переосмысления содержания профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом;

3) акме-мотивацией как направленностью зрелой личности на эффективное решение задач

4) управления и задач личностно-профессионального развития и обеспечение его поступательного, акме-ориентированного характера.

Процесс управления реализуется в деятельности руководителя, в которой психология управления выделяет следующие компоненты: диагностика и прогнозирование состояния и изменений управленческой подсистемы; формирование программы деятельности подчиненных, направленной на изменение состояний управленческого объекта в заданном направлении; организация исполнения решения. В личности руководителя психологией управления различаются:

1) его управленческие потребности и способности;

2) его управленческая концепция.

Таким образом, сущность или содержательная сторона управления заключается в поддержании целостности, достижении целей, развития организации, представляющей собой систему скоординированной деятельности двух и более лиц, обеспечивающихся за счет планирования, организации, регулирования и контроля, опирающихся на повторяющиеся циклы получения и переработки информации.

На основе проанализированного материала можно сделать вывод о том, что развитая рефлексия у руководителя, способность принимать на себя ответственность за принимаемые решения, активная жизненная позиция и направленность личности на решение задач является проявлением профессиональной компетентности личности руководителя, что в свою очередь связано с уровнем оптимальности принимаемых управленческих решений. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что оптимизации управленческой деятельности способствуют факторы принятия ответственности на себя за деятельность, рефлексии и личностной активности подтвердилась полностью. Поставленные задачи выполнены, цель достигнута.

Практическая значимость данной работы заключается в возможности составлении практической программы акмеологического тренинга для руководителей, с целью повысить эффективность их управленческой деятельности и оптимизировать принимаемые управленческие решения.


Литература


1. Анисимов О.С. Акмеология и методология: проблемы психотехники и мыслетехники. - М.: Наука, 1998.

2. Анисимов О.С., Деркач А.А. Основы общей управленческой акмеологии. -М.: Наука, 1995.

3. Анисимов О.С. Новое управленческое мышление: сущность и пути формирования. М.: Наука, 1991.

4. Бранский В.П., Пожарский С.Д. Социальная синергетика и акмеология. - СПб.: Питер, 2002.

5. Герасимов Б.Н., Яковлева Н.Г. Профессионализм управленцев: структура, оценка, развитие. СПб.: СПбГИЭУ, 2003.

6. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Литкон, 2007.

7. Деркач А.А. Акмеологические основы управленческой деятельности. - М.: Академия, 2006.

8. Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1-5. - М.: "Профи", 2000-2002.

9. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. - М.: "Нова", 2000.

10. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология. Учебное пособие. - СПб.: "Питер", 2003.

11. Машов А.К. Психология профессионализма // Сборник - по акмеологии и политической психологии. М.: "Просвет", 1999

12. Ильин В.В., Пожарский С.Д. Философия и акмеология. - СПб., 2003.



Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.