Рефераты. Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений

Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений












Акмеологические особенности оптимизации управленческих решений


Содержание

 

Введение

Глава 1. Акмеологический подход к развитию руководства и оптимизации его деятельности

1.1 Профессиональное и акмеологическое развитие руководства

1.2 Оптимизация управленческой деятельности

1.3 Различия понимания управления в акмеологии и психологии менеджмента

Глава 2. Управленческая деятельность в акмеологии

2.1 Управленческая компетентность

2.2 Признаки управленческой деятельности

Заключение

Литература



Введение


Данная работа посвящена исследованию проблемы акмеологических особенностей оптимизации управленческих решений.

Акмеологический подход, акмеологические методы и технологии находят все более широкое применение в практике подготовки кадров высшей квалификации, разработке индивидуальных программ личностно-профессионального развития, в планировании и воплощении профессиональной карьеры.

По определению А.А. Деркача, управленческая акмеология - область научного знания, характеризующаяся множеством методов и технологий, отражающая и обеспечивающая осуществление высших форм управленческой деятельности и развитие способностей профессиональному совершенствованию специалистов сферы управления.

Данное направление акмеологии получило особое развитие и популярность, так как ориентировано на оптимизацию деятельности руководителя вне зависимости от области профессиональной деятельности, данные подход адаптирован для всех групп специальностей.

Специфика управленческой деятельности определяется тем, что собственное виденье мира, которое создается у руководителя, не является продуктом только его собственного труда, а определяется мнением других людей, информацией, которую они сообщают руководителю, исходя их собственных представлений.

Известно расхождение в понимании управленческой деятельности в психологии и акмеологии. Рассмотрению данного факта уделяется место в данной работе.

Объект исследования: управленческая деятельность руководителя.

Предмет исследования: акмеологические аспекты оптимизации управленческих решений.

Цель: Исследовать акмеологические факторы оптимизации управленческих решений

Задачи:

1. рассмотреть феномен акмеологических основ руководства и ее оптимизации;

2. рассмотреть феномен управленческой деятельности в акмеологии и факторов ее улучшения.

Гипотеза: Оптимизации управленческой деятельности способствуют факторы принятия ответственности на себя за деятельность, рефлексии и личностной активности.


Глава 1. Акмеологический подход к развитию руководства и оптимизации его деятельности

1.1 Профессиональное и акмеологическое развитие руководства


Личность руководителя самовыражается в профессиональной деятельности. Проблемы профессионализма и профессионала руководителя, выявление условий, при которых обеспечивается профессиональный рост и достижение управленцем профессионального "акме", разрабатываются в плане исследования продуктивного личностно-профессионального роста, профессионализма личности, субъективных условий и факторов развития профессионала руководителя. Большой вклад в разработку теоретических положений принадлежит О.С. Анисимову, В.Г. Асееву, А.А. Бодалеву, В.М. Герасимову, А.А. Деркачу. (1) (2) (5) (6) (7)

Г.В. Акопов и Е.М. Савицкая отмечают среди инвариантов акмеологического профессионализма среди прочих умение быстро принимать решение, особенно в дефиците времени, способность принять на себя ответственность за принятые решения, перспективность, умение четко формулировать цели, наличие жизненных планов как конкретных программ реализации целей и др. Перечисленные инварианты являются важными составными частями принятия грамотного управленческого решения.

В социокультурных условиях, когда управленец принимает решения и осуществляет его реализацию, возникающая необходимость коррекционных действии всегда несет момент коррекции объектов. Чем более технологизирован процесс реализации решений, чем больше диктат нормы для исполнителей, тем в большей степени отношение к исполнительской деятельности сохраняет этот момент, а все остальные моменты, учитывающие жизнедеятельностные, социальные и другие обстоятельства, редуцируются. (11)

Золотовская Л.М. описывая управленческую деятельность, отмечала, что она сама по себе сама по себе специфична и имеет ряд специфичных особенностей, относящиеся к внешним и внутренним. К внешним условиям относятся, в первую очередь, жесткие временные ограничения, хроническая информационная неопределенность, наличие высокой ответственности за конечные результаты, не регламентированность труда, постоянная нехватка ресурсов, частое возникновение так называемых; экстремальных - стрессовых ситуаций.

К внутренним условиям относятся, в частности, необходимость одновременного выполнения многих действий и решения многих задач, противоречивость нормативных (в том числе и законодательных предписаний, их неопределенность, а часто - и отсутствие), несформулированность в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности, а иногда их отсутствие; множественная подчиненность руководителя различным вышестоящим инстанциям и обусловленная этим противоречивость требований с их стороны; практически полная неалгоритмизованность деятельности и др.

Специфика управленческой деятельности определяется тем, что собственное виденье мира, которое создается у руководителя, не является продуктом только его собственного труда, а определяется мнением других людей, информацией, которую они сообщают руководителю, исходя их собственных представлений. (10)

Таким образом, управленческая деятельность - целенаправленная, самоорганизующаяся, развивающаяся социально-психологическая система взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, связанных с решением управленческих задач, достижением новых результатов в соответствии с основной целью. Этой точки зрения придерживались такие исследователи, как А.Л. Журавлев, А.И. Китов, Е.А. Климов, Е.С. Кузьмин, Н.В. Кузьмина и др. (1)

В социокультурных средах в тех случаях, когда можно учитывать индивидуальные особенности исполнителей, управленцы часто встречаются с барьером индивидуальных жестких стереотипов жизнедеятельностного типа, с инстинктивной основой тех, кем приходится управлять. Управленец должен достаточно хорошо анализировать, прогнозировать эти возможные, доступные для исполнителя усложнения, чтобы вписывать в свои планы достижения намеченных целей. В силу малой прогнозируемости промежуточных шагов в поведении исполнителя, процессуально-нормативное управление в большей степени становится целевым, а ситуационно-нормативная рефлексия управленца преобладает над иными формами рефлексии. Естественно, что для совмещения поставленных задач с возможностями указанного типа исполнителей требуется тщательный анализ индивидуальных особенностей людей, наличие больших типологических карт, помогающих опознать принадлежность человека к определенному типу и прогнозировать наиболее вероятные рисунки поведения. (12)

1.2 Оптимизация управленческой деятельности


Оптимизация мотивационной регуляции профессиональной деятельности в сверхнормативном режиме, формирование конструктивной мотивационной стратегии поведения и индивидуализация мотивационной сферы личности являются действенными инструментами повышения компетентности руководителя.

Для того, чтобы моделировать управленческую деятельность требуется иметь ее фиксированные образцы и концептуальные воззрения относительно сущности этой деятельности. Фиксация образцов, в силу рефлексивного характера мыследеятельности управленца и демонстрационной скрытности многих мыслительных, субъективно-реализационных процедур, может сталкиваться со сложностями. Непосредственно действенная, коррекционная сторона не раскрывает внутренних оснований действий, если эти основания, их порождение не выражено таким же внешне замечаемым действиями в рефлексивной коммуникации и общении. Следовательно, при осуществлении моделирования управленческой мыследеятельности нужно снять проблему демонстративного выражения всех основных процедур.

Для оптимизации управленческих процессов исследователи предлагают использовать элементы проигровки их практики гештальт терапии. В наибольшей степени рефлексивный театр, рефлексивные игры приносят практическую пользу в проблемных ситуациях, когда обеспечивается продолжение попыток реализации прежних норм, когда инновационная и творческая ориентации, ценности становятся ведущими. Иначе говоря, в задачу актера входит демонстрация рефлексивного выхода, рефлексивного процесса, в котором меняется роль практического слоя, превращающегося в источник материала затруднений, в место апробаций решений, в приложение к рефлексивному процессу.

Рождаемые игромодели уже не повторяют практики, а являются инновационными. Сценарии перестают быть жестко нормативными, так как нельзя заранее предусмотреть содержание будущего результата. Может быть фиксирован лишь тип результата. Кроме того, содержание сценария становится меняющимся в ходе самой игры и выделяется абстрактная основа сменяемости содержания временного сценарного замысла. Для реализации функций режиссера требуется исключительная чувствительность к динамике рефлексивно-действенного процесса на сцене, что стимулирует быстрый рост рефлексивной самоорганизации. Кроме того, управление и организация актерскими действиями становится доступной лишь при наличии мощной критериальной базы, как интеллектуально ориентированной, так и духовно организованной. Это означает, что режиссер превращается в профессионального потребителя методологических, культурологических и духовных содержаний, как результатов соответствующей подготовки.

Естественным результатом поэтому является огромное значение для игротехники владение современной мыслительной культурой, культурой межсубъективных взаимодействий, этической компетентностью и адекватностью и т.д. Игры подобного рода позволяют вовлекать в рефлексивное моделирование носителей соответствующих знаний, способностей, опыта, напряжения проблемных ситуаций. Сложилось название игр указанного типа - "организационно-деятельностные игры" или ОДИ. (5)

Как уже было сказано, профессиональное мастерство опирается при благоприятных внешних условиях, на пройденный путь от простейших профессиональных процедур к наиболее сложным, на уровень развитости механизма рефлексивной самоорганизации и уровень развития личности.

Поэтому чем сложнее проблема, поставленная перед игро-моделированием, чем более высокий уровень требований к профессиональным процедурам, рефлексивной саморегуляции и личности она предполагает для ее разрешения, тем в большей степени игра становится моделирующей профессиональное мастерство управленца или управленческой команды. Высочайший уровень тогда требуется и от игротехнического коллектива, поскольку новые типы игр проводятся в межгрупповом взаимодействии, когда каждая группа игроков актуализирует действия определенного персонажа и каждой группе придается отдельный игротехник. Кроме того, руководитель игры может иметь свой аналитический и диагностический сервис, следящий за движением общезначимого содержания, хода игры, характером межсубъективных взаимодействий, мыслекоммуникативных отношений, межгрупповой динамики, состоянием отдельных игроков, лидеров, аутсайдеров, состоянием и уровнем дееспособности, успешности, неуспешности и т.д. самих игротехников и игротехнической команды в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.