Рефераты. Адаптация в новом коллективе

Адаптация в новом коллективе

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ.                                                                                   2

ГЛАВА 1. Принципы профессиональной пригодности.              3

ГЛАВА 2. Адаптация на рабочем месте                                        7

ГЛАВА 3. Введение в курс дела новых сотрудников.                  15

              3.1. Наставничество.                                                        15

              3.2. Введение в курс дела новых сотрудников                20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.                                                                             29

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.                                                            30

ВВЕДЕНИЕ.


Использование персонала организации является комплексной функ­цией и предполагает, что при ее реализации происходит обмен куплен­ной работодателем стоимости труда на определенные блага, которые полу­чает работник за свой целенаправленный труд. Использование персона­ла – это следующий этап в управлении им. Итогом функции формирова­ния персонала организации является получение определенного качества персонала, в определенном количестве, на конкретные рабочие места на заданный период времени. Задача использования персонала органи­зации – это не только обеспечение условий для выполнения производ­ственных функций на конкретных рабочих местах, но и репродуцирова­ние организационного поведения для создания благоприятного социаль­но-психологического климата, развития организационной культуры, создания позитивного имиджа организации. Поэтому процесс использо­вания персонала организации должен быть интегрирован в общий про­цесс эффективной деятельности организации.

Использование персонала организации отвечает на следующие ключевые вопросы:

·                   как адаптировать принятых новых работников к организации;

·                   какого организационного поведения организация должна добиться от своих работников и их групп;

·                   с помощью чего можно достичь в организации необходимого заданного поведения;

·                   как избежать конфликтов с работниками и их группами?

Таким образом, использование персонала организации состоит из следующих комплексных подфункций управления:

·                   управление адаптацией персонала организации;

·                   управление организационным поведением персонала.

ГЛАВА 1. Принципы профессиональной пригодности.


Технический прогресс, непрерывное развитие средств производства. изменение общества в целом ставят перед человеком огромное количество задач, которые ему приходится решать. Однако темпы совершенствования самого человека существенно ниже, что создает постоянные проблемы для его адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды.

Немаловажную роль в снижении давления со стороны постоянно изменяющегося мира играет правильный выбор будущей профессии, которая наиболее точно соответствует способности конкретного человека к осуществлению определенных видов деятельности, степени его профессиональной пригодности. Чем ближе требования рабочего места, которые предъявляются к исполнителю, к его способностям и возможностям, тем проще и интереснее ему работается.

Профессиональная пригодность определяется совокупностью индивидуальных особенностей человека, влияющих на успеш­ность освоения какой-либо трудовой деятельности и эффективность ее выполнения. Профессиональная пригодность человека зависит от следующих факторов:

1) наличие профессионально важных качеств для конкретной деятельности;

2) уровень подготовленности (общей и специальной);

3) состояние здоровья;

4) функциональные (психические, физиологические и др.) возможности человека;

5) уровень удовлетворенности человека процессами и резуль­татами: своего труда;

6) идейный  и   моральный   облик  человека,   нравственные качества.

Профессиональная пригодность формируется в течение всей жизни; человека и может меняться под влиянием различных об­стоятельств. В. А. Бодров выделяет следующие ключевые этапы формирования профессиональной пригодности:

1) трудовое воспитание и обучение – воспитание у ребенка любви к труду, овладение простейшими орудиями и способами труда, формирование готовности к труду, потребности и пони­мания его необходимости, развитие общетрудовых навыков;

2) профессиональная ориентация – помощь в выборе профес­сии на основе профессионального просвещения, консультации, коррекции профессиональней планов;

У) профессиональный отбор – определение степени пригод­ности человека к определенному виду деятельности на основе сопоставления его индивидуальных особенностей с требованиями профессии;

4) профессиональная подготовка – обоснование рекоменда­ций к программам, методикам, средствам обучения и тренировки, к объективным методам и критериям оценки уровня профессиональной подготовленности;

5) профессиональная адаптация – разработка средств, методов к критериев оценки особенностей приспособления субъекта труда к содержанию и условиям конкретной деятельности и обоснование рекомендаций по ускорению этого процесса;

6) профессиональная деятельность – обеспечение рациональ­ной организации (регламентации), условий и процесса (содер­жания) трудовой деятельности, высокой эффективности, качест­ва, безопасности труда, профессионального совершенствования, охраны здоровья, удовлетворенности трудом;

7) профессиональная аттестация – периодическая оценка профессиональной квалификации в целях определения соответ­ствия занимаемой должности и обоснование рекомендаций по должностным назначениям, перемещениям, а также по направ­лению на учебу, переподготовку;

8) профессиональная реабилитация – восстановление функ­ционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний, при развитии стойких доминантных состояний в результате частых профессиональных неудач[1].

Для того чтобы определить пригодность человека к той или иной профессии, необходимо учитывать: индивидуально-психологические особенности личности и требования, предъявляемые профессией к идеальному исполнителю. Индивидуально-психологические особенности складываются как из врожденных характеристик человека, так и из тех, которые сформировались в процессе его развития и которые следует рассматривать как по­стоянные факторы его деятельности.

Индивидуально-психологические особенности личности включает три основных компонента: 1) типологические особен­ности; 2) личностные особенности; 3) познавательные функции.

К типологическим особенностям относят свойства нервной системы человека. Эти свойства являются врожденными, неиз­менными и поэтому выступают в качестве постоянных парамет­ров надежности и работоспособности. Наиболее известное пред­ставление о свойствах нервной системы человека отражено в учении о темпераменте.

Под темпераментом понимают динамические характеристики психической деятельности. Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной (двигательной) сферы и свойства эмоциональности[2].

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой — физической и социальной. Проявления темперамента в двигательной сфере I можно рассматривать как частные выражения общей активности, но только выраженные во внешних двигательных актах. Когда го­ворят об эмоциональности как проявлении темперамента, то име­ют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность.

Личностные особенности являются базисными характеристи­ками человека, которые влияют на его поведение, деятельность и т. д. Они формируются в течение жизни под влиянием окру­жающей среды, воспитания, типологических особенностей личности. Например, наличие у пилотов таких качеств, как недис­циплинированность, легкомыслие, чрезмерная гордость, жажда восхищения, предрасполагает к возникновению летных проис­шествий.

Завершают перечень индивидуально-психологических особенностей личности познавательные функции. К познавательным, функциям относят, прежде всего мышление и его высшую форму – интеллект. Своевременная и правильная ориентация в тру­довой ситуации, а также адекватная оценка личной роли в ней достигаются путем сложной интеллектуальной  деятельности. Чем эффективнее познавательная деятельность у человека, тем адекватнее его поведение условиям окружающей среды. Помимо адекватности реакции учитывается также скорость в принятии решений,  наличие готовых алгоритмов действий в повторяющихся ситуациях, а также достаточный творческий потенциал для создания новых моделей поведения.

Многочисленные исследования показали, что оценка свойств личности является одним из эффективных путей выявления индивидов, которые являются наиболее пригодными и на­дежными в определенных профессиях.

Другой аспект выявления профессиональной пригодности тесно связан с изучением и классификацией видов трудовой дея­тельности – профессий. Изучение профессий проводится с целью выявления ключевых требований, которые предъявляет та или иная профессия к исполнителю. Эти требования вытекают из преобладающего вида трудовой деятельности, условий труда, уровня ответственности и других параметров.


ГЛАВА 2. Адаптация на рабочем месте


Выбор профессии, которая подходит под индивидуаль­но-психологические особенности личности – важный, но не единственный  фактор, который определяет степень будущей, профессиональной   успешности человека. Каждый   работник нуждается в дополнительной помощи для адаптации на новом рабочем месте, в новой профессии.           

Считается, что если правильно проведен этап подбора сотрудника, он сам будет эффективно выполнять свои функции в соответствии с требованиями рабочего места. И лишь в дальнейшем возникнет необходимость проводить мероприятия по моти­вации сотрудника (тренинги, программы повышения квалифи­кации, ротацию и т. д.). Однако на практике оказывается, что «наиболее высокий процент принятых на работу покидает орга­низацию именно в течение первых трех месяцев»[3]. Причем в не­которых случаях этот показатель достигает 70-80 %[4].  Как указы­вает Т. Ю. Базаров, 90 % людей, уволившихся с работы в течение первого года, «приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации»[5].

Важность правильной адаптации и введения в курс дела но­вых сотрудников трудно переоценить. При поступлении на рабо­ту кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и чего она ожидает от них. У самих кандидатов заранее формируются определенные ожида­ния и представления об их будущей работе. В том случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, сотрудник будет чувствовать разочарование, неудовлетворенность и в конце концов уволится. Конечно, частично нереалистичные ожидания возникают из-за того, что сведения, которые предоставляют на этапе отбора, не соответствуют действительности. Однако чаще всего причиной разочарований становятся не условия труда, а отношение в организации к новичку. Чувство ненужности и по­терянности, которое испытывает большинство людей в первые недели на новом месте работы, а также объективные сложности в организации своей работы в связи с недостатком информации невозможно компенсировать никакими финансовыми условиями и льготами. Поэтому для решения этой проблемы необходимо использовать и развивать такой инструмент, как адаптация персонала.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.