Уменьшение уровня эфферентных и афферентных влияний. Снижение частоты мышечных сокращений приводят к изменению состояния сократительного аппарата мышц, а также к нарушению структуры и функций синапсов. Снижается сила мышц, статическая и динамическая выносливость, мышечный тонус.
Существенное уменьшение нагрузки на сердечно-сосудистую систему за счет снижения «кислородного запроса» приводит к ослаблению функциональных возможностей кардиореспираторной системы. Деятельность сердечно-сосудистой системы становится менее экономичной, что проявляется в снижении систолического объема крови и силы сердечных сокращений. Развивается выраженная ортостатическая неустойчивость, снижение функционального потенциала и устанавливается общая детренированность организма (А.П. Исаев и соавт., 2003).
При гипокинезии происходят изменения в адаптационно-трофической функции вегетативной нервной системы. Ограниченная двигательная активность приводит к выраженной дискоординации механизмов неспецифической защиты организма. Наблюдается снижение функционального тонуса центральной нервной системы, создается предрасположенность к различным заболеваниям (В.Н. Дубровский, 2001).
Таким образом, снижение энерготрат, уменьшение структурных элементов мышц и понижение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, вызванные длительной гипокинезией является не патологией, а приспособлением организма к изменившимся уровням жизни. Гипокинезия детей и подростков является серьезной социально-экономической проблемой, требующей разработки профилактических и коррекционных мероприятий.
1.6 Спортивная гиперкинезия и ее влияние на растущий организм
Причиной появления гиперкинезии является стремление тренера и самого юного спортсмена повысить достижения в избранном виде спорта путем чрезмерного увеличения напряженности тренировок. Это напряжение достигается путем форсирования тренировки, проведение ее с повышенными нагрузками или сокращения интервалов отдыха (А.Г. Сухарев, 1991).
При гиперкинезии образуется симптомокомплекс, связанный в первую очередь с функциональными изменениями центральной нервной системы. В результате интенсивной работы наблюдаются признаки утомления, перенапряжения нервных центров и появления нарушения в деятельности сердечно-сосудистой системы, проявляющейся в неадекватно высокой реакции на физическую нагрузку, в замедлении восстановительных процессов, в нарушении ритма сердечной деятельности. Большие физические нагрузки вызывают снижение сопряженности при воздействии неблагоприятных эндогенных и экзогенных факторов. Возникающие сдвиги снижают иммунологическую реактивность организма и его неспецифическую сопротивляемость (А.П.Исаев и соавт., 2003 ).
Спортивная специализация, как известно, сопровождается преимущественным развитием тех морфофункциональных признаков, которые обеспечивают высокие спортивные результаты. Такая односторонняя адаптация организма приводит к образованию весьма устойчивых доминирующих систем и сопровождается торможением других систем. Создается физиологическая основа для дисгармоничного развития.
Важной мерой профилактики гиперкинезии является ограничение интенсивности и длительности действия однообразных физических нагрузок. Наиболее целесообразно и оправдано переходить от односторонней адаптации и одностороннего развития к комбинированной адаптации и гармоническому развитию. Изменения в организме, вызванные мышечной деятельностью, зависят не только от силы воздействия раздражителя, но и от уровня развития функциональных возможностей основных систем организма, которые определяются возрастом и степенью тренированности (А.Г. Сухарев, 1991).
Таким образом, основой профилактики спортивной гиперкинезии является соблюдение существующих физиологических норм и рекомендаций относительно возрастного ценза и правильной организации учебно-тренировочных занятий с каждым спортсменом. Основываясь на закономерностях развития отдельных функциональных систем организма в онтогенезе и правильности нормирования тренировочных занятий можно достичь максимальной физической подготовленности, а также наивысших результатов.
1.7 Двигательная активность и здоровье детей
Основной путь укрепления здоровья детей - соблюдение благоприятных социально-экономических условий. В комплексе этих факторов особая роль принадлежит физическому воспитанию.
Концепция укрепления здоровья средствами физической культуры предполагает повышение неспецифической устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды. Рациональное занятие физическим воспитанием стимулирует процессы роста и гармоничного развития, благоприятно отражающихся на созревании и функциональном совершенствовании жизненно важных систем организма. повышении его биологической надежности.
Занятия физическими упражнениями совершенствуют реакции терморегуляции и закаливание организма, обеспечивают его устойчивость к простудным заболеваниям. Формируются функциональные структуры двигательного анализатора и развиваются резервные возможности организма. Нормализуется деятельность отдельных органов и функциональных систем, а также определяется коррекция врожденных и приобретенных дефектов физического развития. Повышается тонус коры большого мозга и создание положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья (В.Г. Тристан, 1994).
Формирование здоровья детей является управляемым процессом. Целенаправленно воздействуя средствами физического воспитания можно достигнуть желаемого эффекта. В связи с этим, необходимо каждому индивидууму, в зависимости от возраста, пола, исходного состояния здоровья и физической работоспособности систематически использовать оптимальные по продолжительности средства физического воспитания. Затем, прослеживая эффективность их воздействия на организм. Вносить коррективы в программы физического воспитания, достигая конечной цели-улучшения здоровья, как на уровне индивидуума, так и на уровне всей популяции.
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Исследования проводились у практически здоровых детей в возрасте от 11 до 14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет» г. Тюмени. Изучение осуществлялось в 2-х группах детей: в первой группе стаж занятий составлял менее 1 месяца (контрольная группа), во второй – 2-5 лет, занимающихся дзюдо.
В каждой группе изучено по 24 человека.
Исследование показателей сердечно-сосудистой системы и функциональных проб системы внешнего дыхания проводилось до и после нагрузки.
2.2 Методы исследования
Для изучения нами были выбраны следующие физиологические показатели: артериальное давление (систолическое и диастолическое), пульсовое давление и частота сердечных сокращений.
Артериальное давление (в мм.рт.ст.) измерялось на правой руке в условиях относительного покоя в положении сидя по Н.С. Короткову. Из полученных параметров рассчитывалось пульсовое давление: ПД = АДС-АДД. Частота сердечных сокращений (уд. в мин.) измерялась на правой руке за 1 минуту.
Выполнялись гипоксические пробы: Генчи И Штанге.
Проба Генчи- регистрации времени задержки дыхания после максимального выдоха. Исследуемому предлагают сделать глубокий вдох, затем максимальный выдох. Исследуемый задерживает дыхание при зажатом носе и рте. Регистрируется время задержки дыхания между вдохом и выдохом.
Проба Штанге- регистрируется время задержки дыхания при глубоком вдохе. Исследуемому предлагают сделать вдох, выдох, а затем вдох на уровне 85-95% от максимального. Закрывают рот, зажимают нос. После выдоха регистрируют время задержки.
Мышечная сила кисти (правой и левой руки)регистрировалась с помощью ручного динамометра. Мышечная выносливость определялась следующим образом: у испытуемого определялось максимальное значение мышечной силы кисти. С помощью секундомера фиксировалось время, в течение которого испытуемый удерживал на динамометре значение 50% от своего максимального значения.
2.3 Методы статистической обработки полученных результатов
Все полученные данные были обработаны статистически по методу Стъюдента-Фишера. Для оценки достоверности полученных результатов проводилось:
А) нахождение среднего арифметического значения (М)
М = Е / п
Е- сумма вариант,
П – число вариант.
Б) определение среднего квадратического отклонения (Ъ)
Ъ = + Еа /П-1
Еа – сумма квадратов отклонений каждой варианты от М.
В) определение ошибки средней арифметической
м = Ъ / П-1
Г) определение критерия достоверности Стьюдента
Т = М 1 – М 2 / м1 + м2
Д) по таблицам определялся уровень достоверности Р. Различия считались достоверными при Р < 0,05.
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. Характеристика показателей сердечно-сосудистой системы и мышечной силы кисти у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо в ДЮЦ «Атлет»
3.1 Характеристика показателей артериального давления у детей, занимающихся дзюдо и у детей в контрольной группе
Результаты измерения показателей артериального систолического давления у детей, занимающихся дзюдо, представлены на таблицах 1,2.
Таблица 1. Значения артериального систолического давления (САД) у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо, свыше 2 лет и у детей контрольной группы (до и после нагрузки).
Срок
занятий
САД(мм.рт.ст.)+ м
До нагрузки
После нагрузки
Различие
Мм.рт.ст.
П
До 1 месяца
107,9 +1,8
111,3+ 1,9
3,4
24
2 –5 лет
*115,0 + 1,7
113,8 + 2,0
1,2
* - различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы.
Как видно из таблицы 1 у детей, которые занимались дзюдо менее 1 месяца значения САД после нагрузки имеют тенденцию к увеличению(на 3,4), а у спортсменов – к уменьшению. Значения САД у детей, занимающихся дзюдо достоверно выше, чем у детей из контрольной группы (Р < 0,05).
Таблица 2. Значения артериального диастолического давления (ДАД) у детей 11-14 лет, занимающихся дзюдо свыше 2 лет и у детей контрольной группы (до и после нагрузки).
Занятий
ДАД(мм.рт.ст.)+ м
61,7 + 2,6
66,3+2,0
4,6
2 – 5 лет
* 72,9 + 1,7
70,0 + 1,9
2,9
* - различия статистически достоверны относительно значений у контрольной группы
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7