Рефераты. Влияние специальной физической подготовки в занятиях спортивным ориентированием на совершенствование выносливости

А.С.Лосев в книге «Тренировка ориентировщиков-разрядников» в психологической подготовке выделил два раздела:

­  морально-волевая подготовка;

­    регулирование и формирование оптимальных психических (эмоциональных) состояний.

Решение многих психологических вопросов в спортивном ориентировании можно найти в общей и спортивной психологии.

Выделяют три психологических аспекта, имеющих практическое значение для спортивного ориентирования: зрительная память, внимание, специальная разминка спортсмена-ориентировщика.

Роль памяти в жизни человека трудно переоценить: без нее была бы невозможна любая деятельность. И.М.Сеченов указывал, что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека в положении новорожденного. В процессе своей деятельности спортсмен-ориентировщик многократно запоминает участок карты, чтобы контролировать свой путь по местности, и участки местности, чтобы постоянно чувствовать и контролировать свое местонахождение на карте. Процесс запоминания условных знаков карты и воспроизведения реальных форм местности и, наоборот, идет постоянно, от старта до финиша. Причем запоминание и воспроизведение проходит на фоне физической нагрузки, нередко при физической и психической усталости.

Тренер норвежской национальной команды В.Лорентцен считает, что развитие «памяти карты» позволяет быстрее проходить дистанцию. Зрительная память важна и в летнем, и в зимнем ориентировании и восстановления при прохождении маркированной трассы. Спортсмен- ориентировщик постоянно использует кратковременную (оперативную) и долговременную память. Часто действие обоих типов памяти идет одновременно. Пример: при движении по местности спортсмен, взглянув на карту, запомнил необходимый для движения участок и рассуждает: «Бегу по дороге до второй развилки с тропой, далее по тропе до поляны и т.д.» В действии кратковременная память: участок после прохождения можно забыть. Но в то же время спортсмен, запомнив, что предстоит движение по системе полянок через «непроходимку», и, учитывая опыт прошлых выступлений (долговременная память), мысленно дает себе команду: «Впереди участок с полянками в «непроходимке», легко сбиться с правильного варианта движения, лучше снизить скорость» [1].

Спортсмены-ориентировщики имеют хорошо развитую зрительную память, и ее совершенствование прямо связано с повышением мастерства. Наряду с исследованиями некоторых авторов (А.Л.Моисеенко, Е.С.Приймак) подобная работа была проведена в 1983 г. В Ульяновском пединституте на факультете физической культуры [19].

Участники эксперимента были разделены на 5 групп: мастера и кандидаты в мастера спорта, перворазрядники, спортсмены 2-го разряда, спортсмены 3-го разряда и группа новичков, знающих топографические знаки, группа новичков, не знающих топографических знаков. Участнику каждой группы давалась на 10 с карта с нанесенными десятью контрольными пунктами, не соединенными в какую либо логическую дистанцию. После запоминания участники отмечали контрольные пункты на чистой карте. Правильно воспроизведенные участниками группы КП суммировались, и выводилось среднее значение для каждой группы. В конечном результате выводилось количество правильно нанесенных КП из 40 возможных (4 варианта карт по 10 КП).

Полученные данные проводятся ниже: 1-я группа - 20,2; 2-я группа - 16,6; 3-я группа - 14,5; 4-я группа - 10,0; 5-я группа - 7,7.

Результаты показывают увеличение объема зрительной памяти с повышением квалификации спортсменов.

Чтобы определить сентизивный (благоприятный) возрастной период для развития объема зрительной памяти, был проведен эксперимент, в котором приняли участие 1200 школьников Ульяновской области. Результаты эксперимента показали, что объем зрительной памяти существенно растет в возрасте с I по IV класс, далее стабилизируется с небольшими отклонениями в ту или иную сторону: I класс - 4,28; II класс - 5,35; III класс - 6,32; IV класс - 7,44; V класс - 7,00; VI класс - 7,39; VII класс - 7,32; VIII класс - 7,16 [1].

Исследования дали возможность рекомендовать тренерам детских спортивных школ по спортивному ориентированию работать над развитием зрительной памяти в более определенный срок (I - IV классы). В другой период для достижения желаемого результата придется затратить больше времени и усилий.

Для развития зрительной памяти многими авторами разработаны упражнения, применяемые в тренировках со спортсменами-ориентировщиками.

1.  На столе лежат предметы, покрытые газетой. Газету убирают на несколько секунд. Участники должен записать или запомнить эти предметы, Для усложнения задания увеличивают количество предметов и уменьшают время для запоминания.

2.       Простую спортивную карту расчерчивают на квадраты со стороной 5 см. Участники перерисовывают участок карты квадраты такой же величины на чистой бумаге

3.       Спортивную карту разрезают на кусочки, Предлагается из них сложить целую карту, используя такую же контрольную карту.

4.       Зарисовать на бумаге все, что запомнилось на карте, которая была показана в течение короткого отрезка времени (20, 15, 10).

5.       Перенос КП с контрольных карт на чистую (на скорость и точность).

6.       Участник проходит определенный участок местности, запоминая его, затем рисует на чистом листе бумаги.

7.       Участник получает карту с дистанцией на ограниченное время. Запоминает опорные ориентиры от КП до КП, связанные с рельефом. Затем зарисовывает их [12].

Физическая подготовка спортсмена - ориентировщика

Физическая подготовка спортсмена направлена на укрепление и сохранение здоровья, формирование телосложения спортсмена, повышение функциональных возможностей организма, развитие физических способностей - силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости.

Современный спорт предъявляет высокие требования к физической подготовке спортсменов. Это объясняется следующими факторами:

1. Рост спортивных достижений всегда требуют нового уровня развития физических способностей спортсмена.

2. Высокий уровень физической подготовленности - одно из важных условий для повышения тренировочных и соревновательных нагрузок. За последние 20-25 лет показатели нагрузок в годичном цикле у сильнейших спортсменов мира увеличились в 3-4 раза. Вследствие этого резко возросло и количество спортсменов с хроническим перенапряжением миокарда. Это заболевание характерно в основном для спортсменов, имеющих недостатки в физическом развитии, в деятельности отдельных органов и систем.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого возраста, квалификации и вида спорта. Однако каждый вид спорта предъявляет свои требования к физической подготовленности спортсменов - уровню развития отдельных качеств, функциональным возможностям и телосложению. Поэтому имеются определенные различия в содержании и методике физической подготовки в том или ином виде спорта, у спортсменов различного возраста и квалификации.

Виды, задачи и средства физической подготовки

Различают общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

ОФП представляет собой процесс всестороннего развития физических способностей, не специфичных для избранного вида спорта, но так или иначе обуславливающих успех спортивной деятельности.

Задачи ОФП:

1) Повышение и поддержание общего уровня функциональных возможностей организма.

2) Развитие всех основных физических качеств - силы , быстроты, выносливости, ловкости и гибкости.

3) Устранение недостатков в физическом развитии.

Средствами ОФП являются упражнения из своего и других видов спорта. Значительное место отводится также упражнениям на развитие ловкости и гибкости. Меньший удельный вес имеют упражнения на развитие общей выносливости.

СФП направлена на развитие физических способностей, отвечающих специфике избранного вида спорта. При этом она ориентирована на максимально возможную степень их развития.

Задачи СФП:

1) Развитие физических способностей, необходимых для данного вида спорта.

2) Повышение функциональных возможностей органов и систем, определяющих достижения в избранном виде спорта.

3) Воспитание способностей проявлять имеющийся функциональный потенциал в специфических условиях соревновательной деятельности.

4) Формирование телосложения спортсменов с учетом требований конкретной спортивной дисциплины. В процессе СФП следует направленно воздействовать на те компоненты телосложения, от которых зависит успех в избранном виде спорта и которые можно целенаправленно изменять с помощью средств и методов спортивной тренировки.

Основными средствами СФП спортсмена являются соревновательные и специально-подготовительные упражнения.

Соревновательные упражнения - это целостные действия или совокупность действий, которые служат средством ведения соревновательной борьбы в том же составе, что и в условиях соревнований по выбранному виду спорта.

В методическом соотношении различают: а) собственно соревновательные упражнения, которые выполняются в реальных условиях спортивного состязания, в полном соответствии с правилами соревнований, установленных в данном виде спорта; б) тренировочные формы соревновательных упражнений, которые совпадают с соревновательными упражнениями по составу действий и общей направленности, но отличаются от них по особенностям режима и форме действий.

Специально - подготовительные упражнения - это такие действия которые имеют существенные сходства с соревновательным упражнением по координационной структуре движений, пространственным, пространственно - временным, ритмическим и энергетическим характеристикам, нервно - мышечным напряжениям и по имущественному проявлению физических способностей [21].

Техническая подготовка спортсмена - ориентировщика

Техника - это приемы работы с компасом, измерение расстояния, движение по площадным и линейным ориентирам, выдерживание направления, преодоление препятствий и т. д. [5].

Тактика это выбор определенных приемов для прохождения определенных участков дистанции.

Количество технических и тактических приемов накапливается у ориентировщика с опытом участия в соревнованиях. Для этого нужно вести дневник и записывать и удачные, и неудачные находки. Удачные - отрабатывать на тренировках и использовать в дальнейшем, а от неудачных - быстрее избавляться [18].

К техническим приемам в ориентировании можно отнести:

­    Чтение карты.

Глядя на карту, за условными знаками надо видеть местность, глядя на местность - видеть карту. Быстрое чтение, а главное, понимание карты должно постоянно отрабатываться на тренировках. После тренировки, во время «заминочного» бега, желательно читать любую отвлеченную карту. При движении по местности с чтением карты необходимо использовать прием с применением большого пальца (БП): на старте спортсмен держит карту таким образом, чтобы большей палец левой руки располагался вдоль предполагаемого направления движения, а ноготь отмечал место старта. Остановившись в какой-то момент на дистанции, и определив свое место нахождения, палец перемещают в соответственную точку. И так на протяжении всей дистанции. Этот прием позволяет значительно экономить время: отпадает необходимость при каждой остановке просматривать все поле карты и отыскивать свою точку местонахождения.

­    Определение азимута движения по карте.

При определении азимута нужно сориентировать карту и встать лицом по направлению движения. Снятие азимута проводится прикладыванием компаса к карте, вращением ампулы компаса с рисками. Этот прием нужно доводить до автоматизма и пользоваться им в движении. Прежде всего, надо отрабатывать правильность работы с компасом, помня об ошибках, которые уводят спортсмена на180 градусов от нужного направления:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.