Рефераты. Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки

У спортсменов этапа базовой подготовку (табл. 5) отмечена взаимосвязь максимальной скорости плавания и характеристик структуры специальной силовой выносливости в кратковременной работе на суше и в воде. Это свидетельствует о проявлении специфики силовой подготовленности пловцов уже на данном уровне тренированности: выполнение кратковременных тренировочных упражнений на суше и в воде с дополнительными отягощениями и сопротивлениями (что соответствует направленности методики силовой подготовки на этапе базовой тренировки пловцов) дает больший эффект для увеличения максимальной скорости плавания на коротких дистанциях.


Таблица 5. Взаимосвязь максимальной скорости плавания спортивными способами и характеристик специальной скоростно – силовой и силовой выносливости пловцов этапов базовой подготовки и углубленной специализации

спортивные способы

базовый этап (п=24) (г)

этап углубленной специализации 0г=30), (г)


ИССВЗО» вода

ИССВЗО» суша

ИСВ2' суша

ИССВЗО» вода

ИССВЗО» суша

ИСВ2' суша

кроль на груди

0,49

0,49

0,63

-0,42

0,65

0,56

баттерфляй

0,47

0,46

0,03

-0,39

0,59

0,68

кроль на спине

0,42

0,33

0,13

-0,44

0,36

0,58

брасс

0,41

0,32

0,27

0,40

0,48

0,60


Взаимосвязь существенна при: Р < 0,05: r = 0,40 r = 036

Р < 0,01; r = 0,51 r = 0,46

Взаимосвязь, установленная у пловцов этапа углубленной специализации между максимальной скоростью плавания и структурой силовой выносливости, отражает специфику методики силовой подготовки на этапе углубленной специализации. Как правило, развитие силовых возможностей пловцов данного этапа подготовки, проявляемых в неспецифических условиях, несколько опережает развитие сипы, проявляемой в специфических условиях водной среды. Замедленное развитие специфической силовой выносливости пловцов свидетельствует о необходимости целенаправленного развития силовых способностей пловцов в условиях водной среды на этапе углубленной специализации.

Регрессионный анализ подтвердил наличие установленных взаимосвязей, но предлагаемые математические модели являлись неадекватными. Коэффициент детерминации во всех случаях не превышал значения 031.

Взаимосвязь максимальной скорости плавания и характеристик техники плавания спортивными способами у пловцов на этапе базовой подготовки и углубленной специализации.

Анализ взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик техники плавания спортивными способами показал, что на этапе углубленной специализации наиболее значимым является величина шага пловца, отражающая уровень силовой и технической подготовленности и темп движений (r = 0,43). У пловцов этапа базовой подготовки отмечена отрицательная взаимосвязь максимальной скорости плавания и временных характеристик гребка (время цикла r = 0,40; время проноса r = 0,58; время достижения 1-го пика реакции опоры r = 0,48; время достижения 2-го пика реакции опоры r = 0,46). Выявленная взаимосвязь градиента-1 и градиента-2 (r = 0,41; r = 0,45) с максимальной скоростью плавания у спортсменов этапа базовой подготовки свидетельствует о необходимости формирования умения наиболее полно реализовывать силовые возможности в гребковых движениях, быстро достигать оптимальных величин тяговых усилий во всех фазах гребка.



3.3 Межполовые различия силовой подготовленности и характеристик техники плавания у спортсменов этапа базовой подготовки


Сравнительный анализ взаимосвязи силовых показателей, проявляемых в неспецифических условиях, выявил сильную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания только у спортсменок.

Девочки лучше, чем мальчики, реализуют умение концентрировать мышечное усилие на суше для достижения максимальной скорости плавания. Полученная зависимость подтверждает необходимость развития силовых качеств пловцов в неспецифических условиях на суше для локальной мышечной тренировки, способствуя улучшению межмышечной координации.

Из характеристик неспецифического проявления силовых качеств у мальчиков только скоростно-силовая выносливость в 30-секундной работе на тренажере имеет взаимосвязь с максимальной скоростью плавания, что отражает значимость фактора, обшей силовой подготовленности пловцов для увеличения максимальной скорости плавания.

У девочек также выявлена существенная взаимосвязь индекса скоростно-силовой выносливости в 30 – секундной работе на суше с величиной максимальной скорости плавания.

Корреляционный анализ взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик силовой подготовленности, проявляемых в специфических условиях в плавании на привязи, позволил выявить некоторые межполовые различия.

У девочек выявлено большее количество показателей, характеризующих фактор специфической силовой подготовленности пловцов. Выявленная зависимость согласуется с методическими положениями теории и методики спортивной тренировки о разносторонней подготовке спортсменов на начальных этапах тренировочного процесса.

Установлено наличие взаимосвязи максимальной скорости плавания и характеристик сипы тяги руками и ногами при плавании кролем на груди и отсутствие аналогичной зависимости от максимальной силы тяги при плавании в полной координации, что характеризует процесс становления техники плавания. Так, например, методика целостно – раздельного метода обучения подразумевает первоначальное освоение отдельных элементов техники плавания с последующим целостным ее совершенствованием.

У мальчиков выявлена существенная взаимосвязь максимальной скорости плавания кролем на груди с максимальной силой тяги при плавании в полной координации (r = 0,71), что свидетельствует о зависимости достижения максимальной скорости плавания от хорошей скоординированности гребковых движений руками и ногами.

Анализ характера взаимосвязей временных характеристик техники плавания кролем на груди и максимальной скорости плавания показал, что у девочек и мальчиков этапа базовой подготовки величина максимальной скорости плавания в основном обусловлена укороченными (по времени) гребковыми движениями. И у мальчиков и у девочек установлена отрицательная взаимосвязь времени проноса руки над водой с максимальной скоростью плавания. В то же время, общее время цикла имеет отрицательную взаимосвязь только у мальчиков (r = 0,68). Это свидетельствует о способности девочек, имеющих различные временные характеристики взаимодействия гребущей поверхности рук с водой, достигать одинаковой скорости плавания при непременно быстром проносе руки над водой. У мальчиков более выражен темповой компонент техники плавания, что подтверждается значительной положительной взаимосвязью между характеристиками темпа и скорости при проплывают контрольного отрезка (r = 0,63). У девочек аналогичная взаимосвязь несущественна.

Установлено, что у мальчиков и у девочек максимальная скорость плавания обусловлена противоположно направленной зависимостью от величины импульса силы, характеризующего действие силы во времени.

Так, у мальчиков выявленная отрицательная взаимосвязь (r = 0,68) импульса сипы и максимальной скорости плавания подтверждает предположение об акцентированном «темповом» варианте плавания кролем на груди.

У девочек выявлена положительная корреляционная зависимость максимальной скорости плавания и величины импульса сипы (r = 0,69). Следовательно; для девочек этапа базовой подготовки важным для увеличения максимальной скорости плавания является создание условий для большего взаимодействия с опорой. Этого можно добиться или увеличением времени гребка при сохранении степени развиваемого усилия или увеличением максимальной силы, проявляемой в гребке, при сохранении его временных характеристик.

Силовые характеристики спортсменов, проявляемые во времени, в различные фазы гребкового движения, отражают особенности распределения силового усилия в специфических движениях. Количественную оценку характеру распределения дает показатель градиента. В плавании кролем на груди выделяют две основные фазы гребка, которые условно можно разделить на начало гребка (захват и подтягивание) и конец гребка (отталкивание и выход из воды).

Градиент-1 (скорость достижения максимальной величины реакции опоры в первой половине гребка) и градиент-2 (скорость достижения максимальной величины реакции опоры во второй половине гребкового движения) имеют существенную положительную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания только у девочек. Девочки уже на этапе базовой подготовки способны достаточно успешно дифференцировать усилия во время гребковых движений, создавая тем самым большую скорость плавания. У мальчиков не выявлено какой-либо значимой взаимосвязи этих показателей. У девочек отмечена отрицательная взаимосвязь максимальной скорости плавания с величиной достижения 1-го пика реакции опоры (r = 0,71), что характеризует путь создания высокого значения градиента -1 – уменьшением времени достижения максимального усилия в начале гребка.

Несмотря на выделенные ранее различия во взаимосвязи максимальной скорости плавания с характеристиками техники плавания и показателями силовой подготовленности, проявляемой в специфических и неспецифических условиях, специальная силовая выносливость, проявляемая в плавании на привязи в течение 30-секунд, имеет одинаковую взаимосвязь с максимальной скоростью плавания. Это является показателем необходимости разносторонней силовой подготовки пловцов уже на начальных этапах тренировочного процесса. Использование средств и методов, адекватных уровню развития и подготовленности пловцов, позволит успешно решать задачи развития силовых способностей пловцов и совершенствования техники плавания.




Выводы


1. Структура силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации характеризуется следующими выделенными факторами: на этапе базовой подготовки – максимальная сила тяги руками на суше, максимальная сила тяги в воде (ногами, руками), показатели выносливости, регистрируемые в воде; на этапе углубленной специализации – максимальная сила тяги руками на суше, в воде (руками, ногами, в полной координации), показатели выносливости, регистрируемой на суше и в воде.

2. Предложенные математические модели позволяют прогнозировать максимальную скорость плавания по показателям силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации. Значения коэффициентов уравнений линейной множественной регрессии позволяют выделить значимые факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость плавания спортивными способами.

3. Установлена взаимосвязь максимальной скорости плавания и характеристик техники плавания; у спортсменов этапа базовой подготовки выявлена существенная взаимосвязь максимальной скорости плавания с характеристиками техники плавания способами кроль на труди (время цикла- r = 0,40; время проноса- r = 0,58; время достижения 1 пика реакции опоры- r = 0,48; время достижения 2 пика реакции опоры- r = 0,46) и брасс (импульс- r = 0,49); у пловцов этапа углубленной специализации установлена существенная положительная взаимосвязь максимальной скорости плавания и шага во всех спортивных способах плавания, (соответственно, r = 0,69; r = 0,63; r = 0,64; r = 0,38 в брассе), также динамических характеристик техники в способах плавания кроль на груди (r = 0,41) кроль на спине (r = 0,47) и баттерфляй (r = 0,39).

4. Неспецифическое проявление силовых способностей пловцов имеет корреляционную зависимость с максимальной скоростью плавания всеми спортивными способами только на этапе углубленной специализации.

У спортсменов этапа базовой подготовки существенная взаимосвязь неспецифического проявления силовых способностей с максимальной скоростью плавания выявлена только в плавании кролем на груди, и с величиной тяговых усилий на суше при имитации фазы гребкового движения в конце «гребка».

5. Проявление силовых качеств в специфических условиях водной среды (максимальная сипа тяги при плавании на привязи) имеет более тесную взаимосвязь с максимальной скоростью плавания спортивными способами на этапе углубленной специализации, чем на этапе базовой подготовки.

6. Выявлены существенные межполовые различия в плавании кролем на груди на этапе базовой подготовки; 1) девочки достигают максимальной скорости плавания в большей степени за счет дифференцированного распределения усилий в гребковых движениях; у мальчиков отмечена взаимосвязь максимальной скорости плавания и темпа движений: 2) у девочек максимальные силовые показатели и скоростно-силовая выносливость, зарегистрированные на суше, обуславливают достижение максимальной скорости плавания; у мальчиков только индекс скоростно-силовой выносливости, зарегистрированной в неспецифических условиях, имеет влияние на изменение максимальной скорости плавания; 3) у девочек выявлено большее количество взаимосвязей максимальных силовых показателей, зарегистрированных в специфических условиях, с максимальной скоростью плавания, чем у мальчиков.




Список литературы

1.                 1960–1999 годах // Теория и практика физической культуры. – 1995. – №1. - С. 49. Современная система спортивной подготовки/ Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. – М., 1995.

2.                 Бальсевич В.К., Запоражанов В.А. Физическая активность человека. Киев: Здоровья, 1987. -224 с.

3.                 Бауэр В.А. Научно-организационнные основы системы подготовки спортивного резерва в Российской Федерации. Автореферат. Дим. Канд. Пед. Наук.-М., 1994.-26 с.

4.                 Большой энциклопедический словарь: В 2 т. – М., 1991. – Т. I.-С. 306.

5.                 Ботвинников А.Д. Организация и методика педагогических исследований. – М., 1981.

6.                 Булгакова Н.Ж. Учебник для ин – тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт., 1979. – 320 с.

7.                 Введение в научное исследование по педагогике: Учеб. пособие для студ. пед. институтов / Под ред. В.И. Журавлева. – М., 1988.

8.                 Володина В.С. Основы теории и методики физического воспитания. Учебное пособие. Красноярск: КГПИ, 1991. – 240 с.

9.                 Матвеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учебное пособие для педагогических институтов и учащихся педагогических училищ. – М.: Просвещение. 1991. – 191 с.

10.             Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. для ин – тов физ. культ. – М., 1991.

11.             Петров П.К. Методика подготовки и защиты курсовых и выпускных квалификационных (дипломных) работ по специальности 0022300 – Физическая культура и спорт «Квалификация – педагог по физической культуре и спорту»: Учебное пособие. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. – 126 с.

12.             Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. – Киев: Виша школа. Головное изд – во, 1984. – 352 с.

13.             Селуянов В.Н., Шестаков М.П., Космина И.П. Основы научно – методической деятельности в физической культуре: Учебн. Пособие для студентов вузов физической культуры. – М.: СпортАкадемПресс, 2001. – 184 с.

14.             Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной тренировки. Издательство «СААМ». М. – 1995. 448 с.

15.             Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов пед. ин – ов и пед. училищ. по спец №2115 «Начальная военная подготовка и физ. воспитания» и №1910 «Физ. культура.» / Б.М. Шиян, Б.А. Ашмарин, Б.Н. Минаев и др.; Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.

16.             Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «академия», 2000. – 480 с.

17.             Шлемин А.М., Брыкина А.Т. Гимнастика. Учебник для ин – тов физ. культ. – М.: Физкультура и спорт, 1979. – 215 с.

18.             Влияние тренировочной работы различной направленности на изменение характеристик техники плавания, силовых возможностей и ЭМГ./ Фомиченко ТГ., Балакши ТМ., Медведев В.П., Сорокина Г.В., Плотников А.В. / В сб. Актуальные вопросы современного плавания. – Волгоград: ВГИФК., 1993., 0,25 пл. (в соавторстве, авторские – 75%).

19.             Балакши Т.М., Фомиченко T.Г., Медведев В.П., Управление произвольными двигательными действиями в локомоциях плавания. / Тез. докл. 1 межвуз. науч.-практ. конф.» Медицина, охрана здоровья. Физкультура и спорт.» – Волгоград: Перемена, 1994. – 0,15 пл. (в соавторстве, авторские – 60%).

20.             Фомиченко T.Г., Балакши T.М., Кукушкин АА. Структура силовой подготовленности спортсменов – пловцов групп спортивного совершенствования ДЮСШ плавания. / Метод – рекоменд, для тренеров, специалистов по плаванию. - Волгоград: ВГИФК, 1996. – 0,75 п.л. (в соавторстве, авторские – 70%).

21.            Фомиченко Т.Г., Балакши Т.М., Структура силовой подготовленности спортсменов-пловцов учебно-тренировочных групп ДЮСШ плавания./ Метод – реком. для тренеров и специалистов по плаванию. – Волгоград: 1996. – 0,75 п.л. (в соавторстве, авторские – 70%)

22.            Балакши Т.М., Взаимосвязь максимальной скорости плавания спортивными способами и показателей максимальных силовых возможностей пловцов, проявляемых в специфических условиях водной среды. // Научные и методические проблемы физического воспитания, спорта и оздоровительной физической культуры. Вып. 2. – Волгоград: 1996. – 0,5 п.л.

23. Амосов Н.М. Разумеется о здоровье. – М., 1987. стр. – 64.

24. Антропов М.В. Работоспособность учащихся и ее динамика в процессе учебной и трудовой деятельности. – М., 1968. стр. – 147.

25. Веленский М.Я., Сафин Р.С. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей. – М., 1989. стр. – 54–58.

26. Ильинич В.И. Студенческий спорт и жизнь. – М., 1995. стр. -121.

27. Олимпийская энциклопедия. – М., 1979. стр. – 158, 161.

28. Решетников Н.В., Кислицын Ю.Л. Физическая культура. – М., 2002. стр. -126,127–137.

29. Ильинич В.И.М. Физическая культура студента, 2000. стр. -380 – 397.

30. В.Д. Гончаров. Человек в мире спорта. – М., ФиС, 1987

31. Ильин Е.Л. психология физического воспитания: Учебник для институтов и факультетов физической культуры: 2-е изд., испр. И доп. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – 486 с.: ил.

32. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986.

33. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учебник. – М., 1997.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.