Рефераты. Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки

Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки















Структура силовой подготовленности пловцов высокой квалификации на этапе базовой подготовки


Введение

 

Актуальность. Спортивный результат в плавании во многом обусловлен уровнем развития физических качеств спортсменов, и в большей степени, силовой подготовленностью пловцов.

Силовые способности, характеризующие возможность спортсмена к проявлению рабочих усилий для преодоления значительных внешних сопротивлений, определяют и максимальные скоростные способности пловцов.

Возможности используемых в настоящее время средств силовой подготовки ограничены. Основным условием применения средств силовой подготовки является соответствие режиму работы, характеру распределения мышечных усилий при плавании, что ограничивает использование любых типов тренажеров на суше. Исследованиями эффективности процесса силовой подготовки юных пловцов выявлено, что уже на этапах базовой подготовки и углубленной специализации, являющихся фундаментом высших спортивных достижений, наблюдается некоторое несоответствие между силовой подготовленностью, достигнутой на суше, и степенью ее реализации в плавании.

Выявление динамики развития силовых возможностей пловцов, скорости плавания, изменения гидродинамических характеристик техники плавания способствует совершенствованию технологии силовой подготовки спортсменов путем формирования оптимальной структуры силовой подготовленности на различных этапах тренировочного процесса.

Анализ специальной литературы и данных обобщения передового спортивного опыта показал, что вопросы методики специальной силовой подготовленности пловцов, этапов базовой подготовки и углубленной специализации до настоящего времени недостаточно научно разработаны; существующие данные о структуре силовой подготовленности пловцов противоречивы и зачастую фрагментарно характеризуют отдельные ее стороны; отсутствует информация о специфических и неспецифических проявлениях силовых возможностей пловцов различной квалификации при плавании спортивными способами; не определены условия становления спортивно-технического мастерства с учетом изменения техники плавания и уровня силовой подготовленности.

Необходимость комплексной оценки структуры силовой подготовленности с учетом временных и динамических характеристик техники спортивных способов плавания на этапах базовой подготовки и углубленной специализации, недостаточная проработанность этого вопроса в теории и методике спортивного плавания, определили актуальность настоящего исследования.

Объект исследования: процесс силовой подготовки спортсменов – пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.

Предмет исследования: структура специальной силовой подготовленности пловцов, проявляемая в специфических и неспецифических условиях с учетом характеристик техники спортивных способов плавания.

Цель работы: совершенствование структуры силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.

Гипотеза: Предполагается что, определение количественной оценки временных и динамических характеристик техники плавания спортивными способами и ее взаимосвязь со специфическим и неспецифическим проявлением силовых способностей позволит выявить структуру силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.

Задачи исследования:

1. Изучить структуру силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации

2. Установить, зависимость максимальной скорости плавания спортивными способами от структуры силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации.

3. Разработать математические модели прогнозирования максимальной скорости плавания по показателям силовой подготовленности, проявляемых в специфических и неспецифических условиях.

4. Выявить меж половые различия проявления силовой подготовленности, характеристики техники с учетом максимальной скорости плавания.

Методологическая база исследований: Методологической основой дипломного исследования является деятельностный подход в познании силовой подготовки и концепция структурно-функционального анализа.

Достоверность полученных данных определяется методологической базой исследования, многообразием и адекватностью методов, один из которых предусматривает применение средств математического моделирования с использованием технических и программных средств ЭВМ.

Организация исследования. Педагогическое экспериментальное исследование проводилось на базе ДЮСШ «Олимп» г. Сургут СК «Водолей».

В исследовании приняли участие 54 пловца этапов базовой подготовки и углубленной специализации квалификацией Ш разряда – КМС.

Научная новизна: Получены данные о структуре силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации с учетом кинематических и динамических характеристик техники спортивных способов плавания; на основе исследования зависимости максимальной скорости плавания от характеристик силовой подготовленности пловцов этапов базовой подготовки и углубленной специализации получены уравнения множественной линейной регрессии, которые устанавливают степень влияния различных факторов на скорость плавания спортивными способами; определены меж половые различия структуры силовой подготовленности спортсменов этапа базовой подготовки.

Практическая значимость: Определение структуры силовой подготовленности спортсменов с учетом характеристик техники плавания позволяет увеличить эффективность разработки технологии силовой подготовки спортсменов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации. Математические модели позволяют прогнозировать величины максимальной скорости плавания с учетом показателей силовой подготовленности.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Оптимальная структура силовой подготовленности пловцов этапов базовой подготовки и углубленной специализации характеризуется определенным соотношением проявления силовых качеств в специфических (в воде) и неспецифических (на суше) условиях. На этапе базовой подготовки – максимальная сила тяги руками на суше, максимальная сила тяги в воде (ногами, руками), показатели выносливости, регистрируемые в воде; на этапе углубленной специализации – максимальная сила тяги руками на суше, в воде (руками, ногами, в полной координации), показатели выносливости, регистрируемой на суше и в воде.

2. Математические модели скорости плавания позволяют прогнозировать максимальную скорость плавания в зависимости от структуры силовой подготовленности пловцов на этапах базовой подготовки и углубленной специализации. Значения коэффициентов уравнений линейной множественной регрессии позволяют выделить значимые факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость плавания спортивными способами.

3. Параметры силовой подготовленности и техники плавания кролем на груди на этапе базовой подготовки демонстрируют выраженный половой диморфизм. Достижение максимальной скорости плавания у девочек обусловлено дифференцированным распределением усилий в гребковых движениях, максимальными силовыми показателями, зарегистрированными на суше; у мальчиков максимальная скорость плавания в большей степени зависит от темпа движений, индекса скоростно-силовой выносливости, зарегистрированного в неспецифических условиях на суше.


1. Теория и методика силовой подготовки пловцов

1.1 Современное состояние методики силовой тренировки и тенденции ее совершенствования


Из литературы известно о положительном влиянии силовой подготовки пловцов на изменение спортивного результата и совершенствование техники плавания. Так, включение изотонических и изокинетических упражнений в ежедневные тренировочные программы в течение 10 месяцев, привело к улучшению скорости проплывания дистанции 50 м и улучшению спортивного результата на соревновательной дистанции.

Эффективность силовой подготовки и ее влияние на технику плавания во многом определяется подбором соответствующих средств тренировки. По степени соответствия режиму работы организма при выполнении соревновательного упражнения выделяют три группы средств:

специфические – различные формы (варианты) выполнения основного спортивного упражнения с задачей приспособления организма к режиму его работы в условиях соревнований;

специализированные – адекватные соревновательным условиям по наиболее существенным двигательным и функциональным параметрам режима работы организма, играющие основную роль в развитии процесса его морфофункционального совершенствования;

неспецифические – формально не соответствующие соревновательному упражнению по двигательной организации, но способствующие развитию функциональных возможностей организма в требуемом направлении; их задача заключается в усилении тренирующего эффекта специализированных средств за счет дополнительного избирательного воздействия на те или иные физиологические системы и функции организма.

Практически при подборе средств специальной физической подготовки следует руководствоваться принципом динамического соответствия, согласно которому они должны быть адекватны соревновательному упражнению по следующим критериям: группам мышц, вовлекаемым в работу, амплитуде и направлению движения; акцентируемому участку амплитуды движения; величине усилия и времени его развития; скорости движения, режиму работы мышц.

При планировании средств силовой подготовки в различных тренировочных занятиях целесообразно учитывать два основных положения. Первое – обеспечить методические условия, необходимые для успешного повышения соответствующего силового качества, второе – средства силовой подготовки не должны противоречить другим задачам тренировочного занятия и обеспечивать успешную работу над совершенствованием других сторон подготовленности пловца.

По степени соответствия мощности, развиваемой в упражнениях на специальных тренажерах типа «Биокинетик», «Экзер-Джени», «Мини-Джи» и т.д., мощности гребкового движения в воде, выделяются следующие группы упражнений специальной силовой направленности.

• Основные: величина отягощения – 50–60% от максимально возможного – упражнения на тренажерах «Мини-джим», «Биокинетик», Хюттеля-Мертенса, с гидродинамическим сопротивлением, на блочных устройствах, с резиновыми амортизаторами;

• Специальные: величина отягощения – 60–75% от максимально возможного – упражнения на тренажерах «Мини-джим», Хюттеля-Мертенса, «Экзер-джени», с гидродинамическим сопротивлением, наклонная тележка;

• Специально-вспомогательные: величина отягощения -75–100% от максимально возможного – статические усилия; все упражнения, перечисленные ранее, но с большим отягощением.

Тренировочные упражнения скоростно-силовой направленности, преимущественно для развития скоростных качеств пловцов, также рекомендуется классифицировать в соответствии с проявляемой мощностью. Специалисты отмечают, что упражнения на тренажерах на суше оказывают существенное влияние на изменение структуры гребка в плавании. Так, например, сила, измеренная в имитационных гребковых движениях с использованием эластичных шнуров и «мини-джим» достигает максимальных значений около 200–300 Н, а максимальные значения механической мощности – 500 W. При этом скорость «гребка» руками изменяется в диапазоне между 1 и 4 м/с в зависимости от используемого типа устройства. Эти результаты показывают преимущества и ограничения использования тренажеров. Ранее предполагалось, что имитация плавательных гребков руками не может повлиять на силу, скорость и временные характеристики одновременно. Однако установлено, что различные механические характеристики тренажеров, применяемых на суше, вызывают количественно различное временное распределение силы и (или) скорости и (или) механической мощности внутри цикла гребка рукой.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.