Рефераты. Спастическая параплегия Штрюмпеля прогрессирующего характера

Клиностатический рефлекс - замедление пульса при переходе исследуемого из вертикального положения в горизонтальное. В норме замедление на 4-6 ударов в минуту. Подсчет пульса нужно проводить через 15-25 секунд после изменения положения больного при исследовании орто- и клиностатического рефлексов.

При опросе и наблюдении у больного выясняют состояние функции тазовых органов (нормальная, задержка, недержание мочи и кала, императивные позывы).

У данного больного патологических изменений не выявлено.


Высшие мозговые функции

Сознание больного (ясное, оглушенное, сопорозное, коматозное). Ориентирование во времени и месте. Критика. Контакт больного с врачами и окружающими (осуществляется легко, затруднен, невозможен). Память (сохранена, ослаблена, отсутствует). Интеллект соответствует возрасту и образовательному цензу. Настроение (ровное, депрессивное, эйфоричное, повышенная раздражительность, плаксивость). Внимание (ослабление, истощаемость).Поведение больного при обследовании (адекватное, психомоторное возбуждение). Сон (скорость засыпания, продолжительность и глубина ночного сна, характер сновидений). Наличие галлюцинаций, бреда, навязчивых мыслей и действий. Ипохондрические состояния.

Исследование гнозиса (способности узнавать предметы, животных, людей по виду, цвету, запахам и другим характерным признакам) проводится согласно следующей методике:

Исследование функции гнозиса

Тип гнозиса

Методика исследования

Особенности исследования

Стереогноз

Врач предлагает больному закрыть глаза и вкладывает в его руки какие-либо известные предметы (ключ, карандаш, спички, очки) и просит назвать их

У больного не должно быть существенных расстройств поверхностной и глубокой чувствительности в соответствующей руке. При взгляде на предмет больной быстро узнает его

Схема тела

Врач просит больного показать, где у него правая, а где левая рука; ответить, сколько у него рук и ног, есть ли паралич

Больные нередко критически относятся к своим ощущениям (например, к «наличию» нескольких рук или ног), но все воспринимают их как реальность

Зрительная гнозия

Врач показывает больному ряд знакомых предметов (книга, тетрадь, ручка) и просит назвать их

Необходимо убедиться, что больной видит показываемый предмет. Формы зрительной агнозии разнообразны и могут касаться не узнавания знакомых предметов, людей, красок

Слуховая гнозия

Врач предлагает больному закрыть глаза и назвать источник шума. Например: узнать часы по тиканью, стеклянный стакан по звону, радио по голосу диктора

Необходимо убедиться, что у больного сохранен слух


Исследование речи проводят по ходу опроса больного о жалобах, сбора анамнеза и обследования. Обращают внимание на плавность речи, правильность произношения слов. Определяют речевую активность, наличие расстройств артикуляции, афатических нарушений. Методика выявления моторной и сенсорной афазии представлена в табл:

Исследование моторной речи

Вид исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Повторение букв, слогов, слов, фраз

Врач просит больного повторять за ним буквы, затем слоги, слова. Нужно подбирать слова трудные как для произношения (с большим количеством согласных), так и по смыслу. Например: метрострой, астронавтика, кораблекрушение, воздухоплавание и т.п. Затем следует повторение фраз коротких и длинных с конкретным и абстрактным содержанием. (На дворе дождь. Суворов – великий полководец. Космическая ракета достигла Луны. Худой мир лучше доброй ссоры и т.п.)

В какой мере удается повторение букв, слов, предложений, рядовая речь?

Автоматическая рядовая речь

Врач просит больного считать от 1 до 10,

затем в обратном порядке и т.п.

Если больной не может начать счет,

то врач начинает счет сам. Просит

больного продолжать или спеть песню.

Удается ли порядковая речь?

Называние предметов

Больной должен назвать показываемые ему предметы (стакан, ключ, ложка, книга). Затем больному предлагают назвать предметы по описанию их свойств. Например: «Как называют то, из чего пьют чай? Что вставляют в окна? Какого цвета небо?»

Есть ли нарушения структуры речи – парафазия и персеверация?

Разговорная речь

Врач просит больного ответить на вопросы как личного (где живет, состав семьи, где работает), так и общего характера (события общественные, исторические). Затем врач предлагает больному рассказать что-либо о своем прошлом, пересказать какое-либо известное литературное произведение

Охотно ли больной говорит, не испытывает ли затруднения в подыскивании слов, достаточен ли его словарный запас. Чисто ли это моторная афазия или имеются элементы сенсорной афазии, аграфии, алексии?

Исследование сенсорной речи

Вид исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Понимание смысла слов

Врач называет вслух ряд окружающих предметов и просит больного показать их. Например: «Покажите, где простыня, где подушка, где стакан?»

Все задания должны даваться только через слово, недопустимы подсказки с помощью жестов



Понимание и выполнение простых инструкций

Врач просит больного выполнить несколько заданий. Например: «Покажите язык, закройте глаза, поднимите правую руку, возьмите стакан в левую руку…»

Правильно ли выполняются простые задания и более сложные инструкции

Понимание и выполнение сложных инструкций

Врач просит больного выполнить несколько сложных заданий. Например: «Когда я подниму правую руку, возьмите левой рукой стакан и поставьте его в центре тумбочки»

Сразу ли больной понимает обращенную к нему речь или приходиться несколько раз повторить задание

Способность различать правильные и неправильные в смысловом отношении фразы

Врач говорит больному несколько сходных в звуковом отношении, но различных по смыслу фраз, правильных и неправильных. Например: «Волк съел козленка, так может быть? Волк съеден козленком, может быть так? Лисица съела зайца и заяц съеден лисицей – это одно и то же или нет?»

Какие имеются дефекты речи (парафазия, персеверация, жаргонофазия)

Понимание смысла рассказа

Врач рассказывает коротко, но динамично какую-либо историю и затем просит больного повторить ее содержание или сказать, кто герой рассказа, что стало с действующими лицами и т.п.

Чистая ли это форма сенсорной афазии или имеются элементы моторной афазии, алексии, аграфии


Амнестическая афазия выявляется при показывании различных знакомых больному предметов и просьбе назвать их.

Среди других нарушений речи следует обратить внимание на ее монотонность, наличие дизартрии, анартрии, афонии, скандированной речи и т.д.

У данного больного гнозис сохранен, сенсорной и моторной афазии нет.

Наличие апраксии у больного определяется при производстве действий, привычных для человека.

Методика исследования праксиса представлена в табл:

Исследование функции праксиса

Вид исследования

Методика исследования

Степень нарушения

Подражание движениям

Больной подражает движениям врача. Например: а) поднять вверх руку, затем обе руки, одну поднять, другую отпустить, развести их в стороны; б) делать из двух указательных пальцев различные знаки – Г, Л, Т и т.п.; в) воспроизвести вслед за врачом некоторые движения, например, погрозить пальцем, приставить руку к носу, уху

При моторной апраксии подражание невозможно или затруднено, при идеаторной или конструктивной апраксии оно обычно удается больному



Движение по устному заданию

Врач просит больного произвести ряд движений по устному заданию: а) манипуляции с частями собственного тела. Например: дотронуться левой рукой до кончика носа, до лба, до правого уха; б) манипуляции действительными предметами. Например: вдеть нитку в иглу, положить спички в коробку, причесаться; в) манипуляции с воображаемыми предметами: больной, не имея соответствующего предмета в руках, должен показать, как едят ложкой, как пьют воду из стакана, ловят мух, стреляют из ружья

Нарушения наблюдаются обычно в той или иной мере при моторной или идеаторной апраксии

Конструирование целого из частей

Врач: а) складывает из спичек или кубиков какую-либо фигуру и просит больного из того же материала скопировать ее в точности; б) просит больного начертить план комнаты, многоугольник, лицо человека

Конструирование сильно расстроено при конструктивной апраксии.

В небольшой степени может страдать при моторной апраксии. При идеаторной апраксии чаще не нарушается.


Для выявления аграфии и алексии просят больного под диктовку писать и читать.

Методика представлена в табл.:


Исследование функции письма

Вид исследования

Методика исследования

Особенности исследования

Списывание

Больной должен скопировать буквы, фразы из таблицы, букваря или книги

Удается ли копирование или больной допускает ошибки?

Письмо под диктовку

Врач диктует больному буквы, слова, целые предложения из букваря или книги

Каков темп письма, нет ли замедления, так ли больной писал раньше, что изменилось?

Рядовое письмо

Врач предлагает больному самостоятельно написать перечень дней недели, месяцев года, числовой ряд

Написание названий показываемых предметов

Врач показывает больному ряд предметов (ручка, часы, халат, стул) и просит написать их название на бумаге

Нет ли литеральных и вербальных параграфий?

Запись ответов на вопросы

Врач предлагает больному: а) ответить письменно на ряд вопросов; б) написать пересказ какого-либо известного литературного произведения, исторического события; в) описать какое-либо время года, явление природы

Сопоставить дефекты письменной и устной речи. Запас слов в письменной речи чаще бывает богаче, чем в устной, но может быть и наоборот

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.