Рефераты. Совершенствование системы управления санаторно-курортными зонами

Таким образом концепция «курортного предприятия» предусматривает предоставление размещения, питания и ряда дополнительных услуг стремящихся к отдыху и оздоровлению здоровья. Наиболее популярным местом размещений таких предприятий являются территории предоставляющие возможности для отдыха и лечения в естественных климатических и природных условиях: на морских побережьях, горных районах и т.д. Специалисты полагают, что предприятия - прообразы современных курортных гостиниц начали свое развитие со II века до н. э. - времени появления древнеримских бань с минеральными источниками, служащими местом отдыха высшего общества.

В структуре рекреационных предприятий в обязательном порядке должны быть предусмотрены помещения для оказания медицинских услуг лечебно-профилактического характера, предоставления диетического питания, занятия спортом и активным отдыхом и д. р.

Важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются курортные предприятия, обусловлены сезонностью спроса, что в значительной степени сказывается на загрузке их материальной базы. Многие курорты являются сезонными по своей сути (например, зимние или летние курорты). Продолжительность периода активного функционирования может варьироваться от 90 до 180 дней, что часто зависит от климатических и ряда других факторов. С целью выравнивания загрузки в период межсезонья в последние годы многие курортные предприятия стали стремиться к созданию новых рынков.

Сезонность спроса на туристские услуги порождает и ряд других проблем особой из которых является найм и сохранение квалифицированной рабочей силы. Как правило, сезонный характер найма рабочей силы в курортных предприятиях ослабляет влияние таких важнейших мотивационных факторов, как продвижение по служебной лестнице и возможность сделать карьеру. Во многих случаях вопросы мотивации здесь трудно разрешимы, и часто происходит так, что администрация предприятия вынуждена нанимать каждый сезон на работу новую группу служащих, что влечет значительные расходы на их профессиональную подготовку.

Еще одну группу серьезных проблем представляет обеспечение сохранности и поддержание зданий и оборудования в надлежащем состоянии в несезонный период когда предприятие закрыто. Для решения этих проблем в зарубежной практике избрали путь использования сложной электронной аппаратуры, позволяющей сократить штат охраны без потери эффективности охранных мероприятий.

К особенностям рекреационных туристских услуг относятся:

Широкое участие персонала в производственном процессе. Важной особенностью рекреационных услуг, отличающей их, прежде всего от услуг промышленности, где в большей степени используются машины и автоматы, является широкое участие людей в производственном процессе. Наличие высококвалифицированного персонала играет немаловажную роль в успехе рекреационного предприятия.

Сезонный характер спроса. Для рынка рекреационных услуг характерно колебание спроса в зависимости от времени года (большинство рекреантов отдыхают в летние месяцы), что в значительной степени влияют на загрузку предприятий.

Взаимозависимость рекреационно-туристских услуг и цели поездки. Решение гостя посетить определенное место обычно основывается не на факторе наличия в этом месте конкретного рекреационного предприятия, а принимается совсем по другим причинам: возможность развлечься, отдохнуть, заняться спортом, принять лечебные ванны и т.д. Человек, планирующий свою поездку во время отпуска, выбирает сначала определенное место посещения или регион , возможно, целую страну. Только после этого он задумывается о выборе подходящего рекреационного предприятия, гостиницы или другого средства размещения. Однако все может происходить и в обратном порядке, если человек из собственного опыта знаком с определенным предприятием.

Качество предоставляемых услуг, уровень комфорта и наличие богатой лечебной базы являются также необходимыми условиями успеха рекреационного предприятия. Рекреационные предприятия различаются по различным критериям.

Среди них:

уровень цен;

уровень комфорта;

лечебная база;

вместимость коечного фонда;

месторасположение;

обеспечение питанием;

продолжительность путевки;

специализированный медицинский профиль предприятия.


1.2 Система управления – основа деятельности предприятия


1.2.1 Понятие системы управления предприятия

Перед тем, как давать характеристику системы управления организации, введем следующие понятия: «система», «организация».

В мире всё системно. Рассматривается ли машина, живой организм, общество или какая-нибудь его часть — все они представляют собой системы. «Вся доступная нам природа, — писал Ф. Энгельс, — образует некую систему, некую совокупную связь тел, причем мы понимаем здесь под словом тело все материальные реальности, начиная от звезды и кончая атомом...»[3]. Системы имеют самые разнообразные формы. При всем многообразии все системы можно условно разделить натри вида:

технологические,

биологические,

социальные (в т. ч. социально-экономические).

В международной науке управления даются различные определения систем. Среди них можно выделить следующие:

с точки зрения М.Х. Мескона «система — это набор взаимосвязанных и взаимозависимых частей, составленных в таком порядке, который позволяет воспроизвести целое».[4]

по определению Б.З. Мильнера «система» – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Уникальной характеристикой при рассмотрении систем являются внутренние отношения частей. Каждая система характеризуется как дифференциацией, так и интеграцией. В системе используются разнообразные специализированные функции».[5]

В.А. Розанова определяет систему, как единство, состоящее из взаимосвязанных частей, каждая из которых приносит что-то конкретное в уникальные характеристики целого.[6]

Аналогично, существует множество определений понятия «организация». Итак, под организацией понимается «сознательно координируемое социальное образование с определенными границами, которое функционирует на относительно постоянной основе для достижения общей цели или целей». Под словами «сознательно координируемое» следует понимать управление, под «социальным образованием» — то, что организация состоит из отдельных людей или их групп, взаимодействующих между собой.

Народное хозяйство, отрасли, регионы, производственные объединения, предприятия и организации являются сложными, большими и динамично развивающимися социально-экономическими системами. Так, предприятие (или организация) является системой, целостным образованием, особым объединением ее частей. Именно это объединение приводит к появлению нового качества, необходимого для достижения целей, ради которых создается предприятие как система.

Элементы любой системы представляют собой системы (подсистемы) более низкого порядка, а каждая «система», в свою очередь, обычно выступает как отдельный элемент более высокого порядка. Предприятие (организация) является большой системой.[7] В ее coставe имеются подсистемы, каждая из которых выполняет свои определенные функции. Для того чтобы поддерживать отдельные части в одном организме и формировать завершенное целое, в каждой системе осуществляется интеграция. Хотя организации распадаются на отдельные части или составные элементы, они сами являются подсистемами в рамках более крупной системы. Существуют не только системы и подсистемы, но и сверх системы. Классификация этих понятий зависит от особенностей предмета анализа. При этом целое не является простой суммой частей, поскольку систему следует рассматривать как их единство.

Принципиальное значение для функционирования организаций имеет обратная связь. Здесь под обратной связью понимается процесс, позволяющий получать приток в систему информации или денег для модифицирования производства выпускаемой продукции или налаживания выпуска новой продукции.


Рисунок 1.2.1. Организация - открытая система


После того, как мы дали характеристику организации, как системы, перейдем непосредственно к ее основной составляющей – системе управления.

В работе Глущенко В.В., Глущенко И.И. «Исследование системы управления: социологические, экономические, прогнозные, плановые, экспериментальные исследования» под системой управления понимается «конкретный аппаратурный, нормативный, функциональный вариант реализации технологий, позволяющий решать конкретную проблему управления», а также считаются «системы, которые предназначены для такого воздействия на объект управления, которое переводит этот объект в желаемое состояние и (или) придает параметрам происходящих в нем процессов определенные количественные или качественные значения».[8]

Система управления организацией представляет собой самостоятельную систему, но может входить в систему более высокого порядка.


Рисунок 1.2.2. Простейшая модель системы организации: 1 - управляющие воздействия и информация по прямому каналу связи; 2 - информация о состоянии управляемой подсистемы по обратному каналу связи; 3 - ресурсы на входе системы; 4 - выход системы (продукция, услуги, выполненные обязательства); 5 - внешние задающие воздействия; 6 - исходящая информация и документация (решения), воздействующие на внешнюю среду; 7 - информация о внешней среде.

Каждая система управления имеет определенное назначение и соответственно должна содержать целевую функцию, определяющую характер взаимодействия всех ее элементов. При реализации такой функции в системе организации всегда можно выделить объект управления (управляемую подсистему) и субъект управления (управляющую подсистему), между которыми должна осуществляться связь по прямому (от субъекта к объекту - управляющие информация и воздействия) и обратному (от объекта к субъекту - информация о состоянии объекта) каналам связи (рис. 1.2.2.). Кроме того, должны осуществляться другие внутренние и внешние связи.

Таким образом, любая организация представляет собой совокупность двух подсистем управления: управляющей и управляемой.

Управляющая подсистема выполняет функции управления производством. Она включает в себя аппарат управления со всеми работниками и техническими средствами: устройства связи, сигнализации, счетную технику и так далее. В первую очередь это линейное управление: директор предприятия, его заместители, начальники цехов, мастера. Сюда также входят и функциональные, или штабные организации: служба заводоуправления и цехов. В каждом хозяйственном звене управление решается по-разному, то есть количество ступеней и количество управляющих органов на каждой ступени определяется целями, задачами и функциями управления.

Управляемая подсистема осуществляет многообразные процессы производства. В нее входят участки в составе определенных групп рабочих мест, цехи в составе производственных и вспомогательных участков, предприятия в составе основных и вспомогательных цехов, отрасли в составе предприятий и так далее. Их функционирование взаимосвязано и взаимообусловлено.

1.2.2 Организационная структура предприятия – важнейший элемент системы управления

«Под организационной структурой управления необходимо понимать совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающая их функционирование как единое целое.»[9]

Организационная структура управления складывается из состава, соотношения, расположения и взаимосвязи отдельных подсистем организации. Создание такой структуры направлено, прежде всего, на распределение между отдельными подразделениями организации прав и ответственности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.