Рефераты. Шейный радикулит

Общие задачи ЛГ в подострый период: укрепление всего организма, снижение патологической проприоцептивной импульсации с шейного отдела позвоночника на плечевой пояс и с плечевого пояса на шейный отдел, улучшение кровообращения в пораженном участке, уменьшение явлений ирритации. Улучшение висцеральной регуляции; адаптация всех систем организма к возрастающей физической нагрузке.

Специальные задачи ЛГ в подострый период:

- при плечелопаточном периартрозе: уменьшение болей в плечевом суставе и верхней конечности, профилактика развития неврогенной контрактуры плечевого сустава, восстановление нормальной амплитуды движений в суставах;

- при заднем шейном симпатическом синдроме: профилактика вестибулярных нарушений;

- при дискогенной ишемической миелопатии: укрепление ослабленных мышц и борьба со спастическими проявлениями заболевания;

- повышение устойчивости вестибулярного аппарата к физическим нагрузкам [18].

С пациентами в контрольной группе нами проводились занятия лечебной гимнастикой по методике аналитической гимнастики Курпана.Ю.И. (2003) [18].

Система аналитической гимнастики включает суставную гимнастику, целью которой является разработка движений (пассивных, активно-пассивных) в отдельных сегментах конечностей и позвоночника, воспитание активного расслабления и реципрокных сокращений мышц-антагонистов.

Все системы аналитической гимнастики включают четыре основных компонента. Приемы, направленные на расслабление отдельных мышечных групп; приемы, улучшающие подвижность в суставах; воспитание активного напряжения определенных мышц; формирование правильных координационных взаимоотношений мышц-антагонистов и целостных двигательных актов.

Проводятся физические упражнения изотонического и изометрического характера, направленные на повышение общей активности пациента, укрепление мышц, восстановление динамического стереотипа.

В занятиях используются упражнения на расслабление мышц, выполняемые больным в исходных положениях лежа и сидя. Для расслабления мышц шеи применяют, в частности, исходные положения: лежа на спине, на боку, при этом целесообразно подложить под шею ватно-марлевую прокладку С-образной формы. Можно предложить пациенту в исходном положении сидя на стуле принять позу, обеспечивающую частичную разгрузку шейного отдела позвоночника, плечевого пояса и верхних конечностей, за счет опоры головы и спины.

Занятие лечебной аналитической гимнастикой по методике Курпана, Ю.И. (2003) с пациентами в контрольной группе в подостром периоде с остеохондрозом шейного отдела позвоночника в приложении 4.

Занятие состоит из трех частей.

Вводная часть (5 минут) использовались общеразвивающие упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, а также дыхательные упражнения, для улучшения общего состояния и более благоприятной реакции сердечнососудистой системы на нагрузки. Общеразвивающие упражнения и дыхательные упражнения - 1:1.

В основной части (20 минут) использовались пассивные и активные упражнения (1:1), специальные и дыхательные упражнения.

ОРУ, ДУ, СУ в соотношении 2:1:1.

Упражнения выполнялись из исходных положений: лёжа и стоя.

Заключительная часть урока:

Задача: снижение общей физической нагрузки, расслабление мышечных групп.

Время: 7 минут использовались различные специальные упражнения, а также дыхательные упражнения, СУ, ДУ в соотношении 4:1.

Общее время занятия: 32 минут [18].

Комплекс физической реабилитации в экспериментальной группе

С пациентами в экспериментальной группе мы также занимались лечебной гимнастикой, однако в основной части занятия мы включали упражнения в изометрическом режиме сокращения (позы–движения) мышц шеи по методике предложенной Сителем А.Б. (2006г). Данные упражнения обладают рядом преимуществ по сравнению с упражнениями в изотоническом режиме: не происходит сужения межпозвонковых отверстий; не происходит раздражения спинномозговых корешков; исключается дополнительная травматизация межпозвонковых дисков; минимальный риск компрессии позвоночной артерии. Ситель А.Б.( 2006г).

Физические упражнения в изометрическом режиме сокращения (позы–движения) мышц шеи позволяют создать надежный "мышечный корсет" шейного отдела позвоночника, увеличить тонус мышц (межостистые, межпоперечные и мышцы-ротаторы), улучшить процессы микроциркуляции в ключевых регионах.

Занятие лечебной гимнастикой, с включением в него упражнений поз–движений мышц шеи при шейном радикулите в подостром периоде у пациентов в экспериментальной группе, приведено в приложении 5. [23]

Занятие состоит из трех частей.

Вводная часть (5 минут). Использовались общеразвивающие упражнения для укрепления мышц туловища и конечностей, а также дыхательные упражнения, для улучшения общего состояния и более благоприятной реакции сердечно-сосудистой системы на нагрузки. ОРУ и ДУ - 1:1.

Основная часть: (20-25 минут). Решаются основные задачи. Используются упражнения, направленные на укрепление мышц плечевого пояса и верхних конечностей (статического и динамического характера), которые чередуют с дыхательными и упражнениями на расслабление мышечных групп. Добавляют упражнения на координацию движений, на выработку пространственного представления, на равновесие.

Упражнения для плечевого пояса и верхних конечностей чередуются с упражнениями для туловища и нижних конечностей. При этом в движения вовлекаются последовательно мелкие, средние, а затем уже и крупные суставы и группы мышц. Используются позы – движения.

Заключительная часть:

Задача: снижение общей физической нагрузки, расслабление мышечных групп.

Время: 5-7 минут использовались различные специальные упражнения, а также дыхательные упражнения, СУ, ДУ в соотношении 4:1.

Общее время занятия: 30-35 минут.[23]


2.2 Методы исследования


Для того чтобы данные эксперимента дали материал, на основании которого можно было сделать самостоятельные выводы о свойствах всей совокупности явлений, педагогический эксперимент должен удовлетворять определенным статистическим требованиям.

В связи с выше изложенным нами четко определена единица наблюдения, выделены изучаемые признаки, выбраны объекты, подлежащие наблюдению, проведено необходимое число наблюдений.

За единицу наблюдения был взят 1 случай заболевания остеохондрозом шейного отдела позвоночника в подостром периоде.

Все пациенты были одного пола, примерно одного возраста, с одинаковой общей физической подготовленностью. Пациенты не имели сопутствующих заболеваний которые могли бы в той или иной степени повлиять на результаты исследований.

Под наблюдением находилось 30 пациентов с остеохондрозом шейного - отдела позвоночника в подостром периоде, из которых мы сформировали две группы: контрольную и экспериментальную по 15 пациентов в каждой группе.

Изучаемые признаки: интенсивность болей по 10-ти бальной шкале. Мышечный тонус с использованием модифицированной шкалы Эшуорта. Силу мышечных групп руки с использованием динамометра. Сухожильные рефлексы. Психологический тест САН.

Интенсивность болей оценивалось при помощи 10-ти бальной шкале

1-2 баллов - нет боли,

3-4 балл - слабая боль,

5-6 балла - умеренная (средняя) боль,

7-8 балла - сильная боль,

9-10 балла - нестерпимая боль [8].

Кистевая динамометрия. Для исследования силы кисти был использован кистевой динамометр марки ДК-100.

Пациенту предлагалось взять кистевой динамометр кистью правой руки, которую необходимо отвести от туловища до получения с ним прямого угла. Вторую руку обследуемый опускает вниз вдоль туловища. После чего предлагалось сжать с максимальной силой пальцы правой кисти 5 раз, делая интервалы в несколько минут и каждый раз фиксируя положение стрелки. Наибольшее отклонение стрелки динамометра является показателем максимальной силы мышц кисти. После этого определяется средняя величина силы мышц руки. Возрастная норма для мужчин 47-55кг [12].

С целью количественной оценки выраженности изменений мышечного тонуса мы выбрали модифицированную шкалу Эшуорта:

– 0 баллов – отсутствие повышения мышечного тонуса; –1 балл – незначительное повышение мышечного тонуса, проявляющееся напряжением, за которым следует минимальное сопротивление при совершении оставшегося (менее половины) объема движения; – 2 балла – более заметное увеличение мышечного тонуса практически во всем объеме движения, но движение производится легко; – 3 балла – значительное увеличение мышечного тонуса, пассивные движении затруднены; – 4 балла – пораженные части ригидны при сгибании или разгибании. Несомненным достоинством шкалы является простота использования, а недостатком – отсутствие четких градаций [9].

Исследование сухожильного рефлекса трицепса. Для этого исследователь располагается с боку от пациента, кладет плечо пациента на свое предплечье (для максимального расслабление мышц руки) так чтобы предплечье обследуемого свободно свисало и составляло с плечом прямой угол. После чего наносится отрывистый удар молоточком по сухожилию трехглавой мышцы. Удар молоточком наносится отрывисто, равномерно, точно по данному сухожилию.

Рефлекс оценивался по пяти бальной системе.

5 – норма, 4 – рефлекс понижен, 3 – рефлекс резко снижен, 2 – напряжение без двигательного эффекта, 1 – нет [21].

Психологический тест САН был использован для оценки самочувствия, активности и настроения. Пациент заполняет типовую карту, где соотносит свое состояние с рядом указанных признаков. Шкала состоит из индексов и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, а так же характеристики эмоционального состояния.

Результат теста рассчитывается по среднему показателю.

5 – 7 баллов – доминирует хорошее настроение; 3,5 – 4,5 балла – доминирование изменчивого настроения; 1- 3балла – преобладает плохое настроение. [22].

Достоверность различий определялась по t критерий Стьюдента для связанных и несвязанных выборок. Различия считались значимыми при p<0,05 [19].

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1 Результаты исследования в контрольной группе


После проведенного курса физической реабилитации у больных в контрольной группе наблюдается положительная динамика в виде снижения болевого синдрома, спастичности мышц, увеличения силы мышц рук, нормализации сухожильных рефлексов, улучшение самочувствия, активности, настроения. Результаты проведенных исследований приведены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что исходный уровень боли у пациентов в контрольной группе по 10-ти бальной шкале составил 4,4 ± 0,2 балла, что характеризуется как слабая боль. После проведенного курса реабилитации субъективные ощущения боли у пациентов в контрольной группе снизились до 1,3 ± 0,1 балла, это свидетельствует о том, что большинство пациентов не испытывают боль, а у некоторых она незначительная.

До начала курса реабилитации у пациентов в контрольной группе мышечная сила сжатия кисти находилась на уровне 33,8 ±4,2 кг. В конце курса данный показатель увеличился до 45,2 ±2,3 кг. Наблюдается достоверность различий показателей мышечной силы до и после проведения лечения в связи с этим мы можем утверждать, что проводимые занятия по лечебной гимнастике по общепринятой методики способствуют увеличению мышечной силы верхней конечности.

До начала физической реабилитации у пациентов в контрольной группе наблюдается увеличение тонуса мышц пояса и свободной верхней конечности до 3,8±0,5 баллов. После проведенных занятий лечебной гимнастики по общепринятой методике наблюдается снижение тонуса мышц верхней конечности почти до нормы 1,3±0,5 балла, данные различии достоверны (p<0,05). Результаты приведены в таблице 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.