Рефераты. Роль общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания детей с нарушением зрения

Ленты с палочками (без палочек), султанчики (пучок лент) – выполняя упражнения данными предметами у ребенка происходит не только развитие зрительного восприятия, но у ребенка появляется стремление выполнять движение красиво. Ленты и султанчики помогают более отчетливо выделять характер движения – плавность, мягкость или стремительность. Пестрота лент активизирует зрительное восприятия. Передвижение разноцветной точки в контрастном пространстве заинтересовывает глаз и вызывает у самого ребенка положительные эмоции.

Мячи резиновые – мяч постоянный спутник игр ребенка, он удовлетворяет активное стремление ребенка к движениям. По нашему мнению это самый удачный и функциональный предмет для развития движения ребенка и коррекции развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.

В общеразвивающих упражнениях мы используем мячи разного размера, веса, цвета. На этапе подготовки к выполнению общеразвивающих упражнений, когда необходимо отобрать нужные мячи, ребенок тренируется в дифференцировки по признакам – цвет, размер, форма. Ребенку приходится делать выбор, например, из трех предметов разных по величине, стимулируя тем самым зрительную оценку, которую он может затем подкрепить тактильным сравнение, формирую тем самым способы бисенсорного восприятия. С мячом выполняются разнообразные действия перекатывание (из руки в руку, за спиной), перебрасывание, перекладывание Действия с мячом, в процессе общеразвивающим упражнений, способствует развитию глазомера (при прокатывании мяча или его подбрасывании), ориентировочных действий, глазодвигательных функций (удерживание и прослеживание мяча)

Гимнастическая палка, шест – в упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, лучшее осознание «смысла» движения, что способствует развитию ориентировки на собственном теле, определять свое положение в пространстве и соответственно умение располагать тело в пространстве в соответствии с заданием. Тренируется мышечная память, которая играет немаловажную роль в ориентировки в пространстве. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой и шестом конкретизируют движения и параллельно с этим помогают правильно его выполнить ребенку, что дает ощущение успешности в своих действиях и движениях.

Обручи – упражнения с этим предметом влияют на развитие координации, пространственных ориентировок. Расположение обруча в пространстве по отношению к своему телу и к пространству зала, закрепляют ориентировка «от себя» и «от других предметов». Использование меток на обручах помогает ребята сосредотачивать и перемещать взгляд в заданных направлениях.

Скакалки, веревки – общеразвивающие упражнения с этими предметами развивают координацию движений, ритмичность (при подскоках). Наверное после мяча это самые любимые предмет у детей. Работая с ними ребенок познает свойства материалов из которых они изготовлены, по средствам непосредственного контакта и зрительной оценки. Например, тонкая скакалка из резины легче поднимается и выглядит как узкая полоска, а веревка тяжелее и выглядит как неровная, волнистая линия.

Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно прослеживает их траекторию движения, тем самым тренируя глазодвигательные функции, функцию сосредоточения и прослеживания, то есть варьирование формы, цвета, размера, яркости, контраста пособий способствует выработки адаптационных механизмов зрения, создает условия для стимулирования зрительного восприятия.

В общеобразовательных упражнениях прослеживается тесная связь и с лечебно-восстановительной работы. Например, давая детям с расходящимся косоглазием упражнения с опусканием предметов, рук вниз, выполнение упражнений на полу (прокатывание мяча), мы сводим зрительные оси, а упражнения с поднимание рук при сходящимся косоглазии, оси разводит.

Очень часто в общеразвивающих упражнениях мы используем карточки-схемы движений, кукол, проволочных человечков. Выполнение задания, с которыми, направлены на развитие зрительных представлений о движении, переносе образа движения на другие предметы, развитие бинокулярного зрения и ориентировки на собственном теле и теле другого человека, схемы, куклы.

Ребятам можно предлагать следующие задания:

- Выполни движение по карточке-схеме, проволочному человечку;

- Найди карточку-схему с движением, которое я сейчас выполнил или выполнил твой друг;

- Смоделируй на кукле, проволочном человечке;

Общеразвивающие упражнения и принятие исходного положения в процессе упражнений, являются хорошим средством для связи движений и словесный обозначений, для активизации в словаре пространственных терминов (определяющих направление, расположение)

Задания: Расскажи, какое упражнение я сейчас показал? Какое исходное положение принял? Аналогичные задания дети могут давать друг другу.

И наконец, самым эффективным средством для развития зрительного восприятия, навыков ориентировки в пространстве является задания, когда сами ребята проводят комплексы общеразвивающих упражнений. По тому удается ли это ребенку, можно судить об общем физическом развитии ребенка и степень коррекции и компенсации вторичных отклонений.


2.3 Примерные комплексы общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения


В коррекционно-педагогической практики разработано и используется много разнообразных комплексов общеразвивающих упражнений. И в дальнейшем ещё будет разработано столько же, так как вариации движений, исходных положений, предметов, условий могут быть разнообразны в зависимости от поставленных коррекционно-педагогических задач.

На занятиях, проводя общеразвивающие упражнения, мы часто используем те, которые имитируют движения животных, птиц. Это помогает внести в комплекс элемент интереса, забавы, а также способствует расширению зрительных представлений об окружающем, закрепление зрительного образа о реалиях окружающей действительности. При выполнении упражнений можно пользоваться предметными, силуэтные и контурные картинками, с целью активизации зрительного восприятия, выработки бинокулярности и тренировки амблиопичного глаза. Вот некоторые из упражнений:

1.                 Имитация ходьбы слона – спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога – прямая).

2.                 Имитация ходьбы пингвина – спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.

3.                 Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.

4.                 Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.

5.                 Имитация движения полета птиц. Ребята выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.

6.                 Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.

7.                 Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.

8.                 Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.

9.                 Имитация прыжков лягушки. Прыжки – из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.

10.             Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз.

Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз. При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

1. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста).

2. И. п. – лёжа на спине, руки опущены вдоль туловища, в правой руке мяч или султанчик. Поднять руку с мячом (султанчиком) вверх (за голову) и, опуская её, передать мяч (султанцик) в другую руку. То же другой рукой. Смотреть на мяч (султанчик). Повторить 5 – 6 раз каждой рукой. При поднимании руки – вдох, при опускании выдох.

3. И. п. – лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 – 20 сек. Дыхание произвольное.

4. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 – 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.

5. И. п. – то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 – 20 сек.

6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх – влево. То же левой ногой вверх – вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 – 8 раз каждой ногой (на носки ног одеваются цветные толстые резинки для волос).

7. И. п. – то же, прямая нога слегка поднята (резинки одеты). Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 – 15 сек. каждой ногой.

8. И. п. – стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться – вдох, опустить палку – выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 – 8 раз.

9. И. п. – стоя, держать кубики впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 – 20 сек. Смотреть то на один, то на другой кубик. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном направлении.

10. И. п. – стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 – 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой.

11. И. п. – стоя, смотреть только вперёд. Повернуть голову направо, затем налево. Повторить 8 – 10 раз в каждую сторону. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся на расстоянии 3 м и более (гимнастическая стойка, метка на стене).

Комплексы упражнений при близорукости.

Упражнения для укрепления мышц шеи и спины.

У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 3 – 4 в каждый комплекс.

1. Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове.

2. И. п. – стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд.

3. И. п. – сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п.

4. И. п. – сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление.

5. И. п. – стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться.

6. И. п. – стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться.

7. И. п. – лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати полу. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п.

8. И. п. – то же. Прогнуться в грудном отделе позвоночника, вернуться в и. п.

9. И. п. – лёжа на животе, руки вдоль туловища. Поднять голову и плечи, прогнуться, вернуться в и. п.

10. И. п. – то же. Приподнять голову, плечи и прямые ноги, прогнуться.

Упражнения для укрепления передней брюшной стенки

Наклоненное вперёд туловище при близорукости во время стояния, ходьбы и сидения способствует расслаблению и ослаблению мышц передней брюшной стенки. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 2 – 3 в каждый комплекс.

1. И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища, на животе стоит кубик. Сделать вдох, приподнимая брюшную стенку и кубик, затем выдох, втягивая её.

2. И. п. – то же. Сделав вдох и не выдыхая, выпятить и втянуть брюшную стенку. Повторить несколько раз.

3. И. п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Приподнять голову, руки вперёд, пытаясь дотянуться до висящего мячика, затем опустить.

4. И. п. – лёжа на спине, руки, на затылке. Поднять голову и плечи, затем опустить.

5. И. п. – лёжа на спине. Согнуть ноги и подтянуть к груди с помощью рук.

6. И. п. – сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги подняты. Развести ноги, затем выполнить скрестное движение «ножницы», вновь развести.

7. И. п. – сидя на полу, носками держаться за нижнюю рейку гимнастической стенки, руки вдоль туловища. Слегка наклониться назад и вернуться в и. п. То же, кисти на затылке. То же, но руки подняты вверх.

При выполнении упражнений на укрепление передней брюшной стенки при близорукости высокой степени нужно учитывать, что нежелательны продолжительные и напряжённые переходы из положения сидя в положение лёжа и обратно. Вдох выполняется в и. п., а при напряжении передней брюшной стенки – выдох. Степень применяемых усилий не должна быть большой.

Специальные упражнения для наружных мышц глаз

Приведённые ниже специальные физические упражнения(или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости). Для повышения интереса детей к этим упражнения они имеют образные названия.

1. «Закрываем двери»: И. п. – сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 – 5 сек., а затем открыть глаза на 3 – 5 сек. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

2. «Крылья бабочки»: И. п. – сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.

3. «Катаемся по горке»: И. п. – стоя. Смотреть прямо перед собой 2 – 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 – 5 сек., опустить руку. Повторять 10 – 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. «Качели» И. п. – стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

5. «Моем окно» И. п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. «Красим забор» И. п. – сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 – 12 раз.

7. «на колесе обозрения» И. п. – сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 – 6 раз).

Выводы


Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений, которые им вызваны, и компенсации особая роль принадлежит физическому воспитанию.

Так как общеразвивающие упражнения являются неотъемлемой частью физического воспитания, то они, в сочетании педагогическими и медицинским средствами, направлены на комплексное развитие личности ребенка – развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, овладении мелкой и крупной моторикой, овладении двигательными умениями.

Результаты работы с детьми по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве при выполнении комплексов общеразвивающих упражнений зависит от ряда условий:

                Создание комфорта для зрительных функций;

                Правильное построение комплекса с учетом особенностей детей с нарушением зрения;

                Индивидуально - дифференцированный подход;

                Использование пропедевтического обучения;

                Создание у детей эмоционально – положительного отношения к упражнениям (игровые и сюжетные моменты)

                Учет состояния здоровья ребенка;

Учитывая необходимые требования и создавая оптимальные условия (подбор пособий, их унификация, например метки на атрибутах), учитывая особенности зрительного заболевания, мы можем оказать прямое воздействие на орган зрения и способствовать улучшению отдельных его функций.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.