Группами с веревками, большими обручами;
Парами.
Таким образом, рассмотрев характеристику общеразвивающих упражнений, можно с уверенность сказать, что общеразвивающие упражнения благотворно влияют на развитие детей с нарушением зрения и позволяют более эффективно выстроить коррекционную работу в процессе физического воспитания.
II. Содержание и методика проведения общеразвивающих упражнений на занятиях по физической культуре с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения
2.1 Особенности и требования к отбору общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения
На основе анализа данных теоретических исследований, перейдем к непосредственному разговору о общеразвивающих упражнениях. В нашей работе мы коснемся тех упражнений, которые используются на занятиях по физической культуре.
Особое внимание необходимо уделить к особенностям и отбору общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения. Надо отметить, что мы используя общеразвивающие упражнения в работе с детьми с сенсорной патологией должны учитывать не только общепедагогические требования к отбору и особенностям проведения, но и коррекционные требования и особенности проведения данных упражнений. Только сделав эти упражнения коррекционно - направленными, мы можем полноценно решать поставленные перед нами задачи коррекционной направленности и гармонического развития личности ребенка с нарушением зрения.
Опираясь на исследования, представленные в работах Сековец Л.С. и наблюдения за детьми, что для эффективного восприятия материала на занятиях по физической культуре, при выполнение общеразвивающих упражнений, с целью организации зрительного восприятия и ориентировки в пространстве необходимо:
Создавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучения приспособления или оборудования, с которым выполняется действие);
Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий – более осмысленные процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности. Систематичность восприятия в процессе наблюдения позволяет проследить действие в динамике, видеть его изменения. Выделять главное и второстепенное;
Предъявлять оптимальный объем информации. Слишком большой объем в движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии;
Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии, сопутствующие заболевания) при восприятии предметов и действий;
Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях;
Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту;
Обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятия должно быть хорошо освещено, иметь контрастность сочетаний объектов пространства при восприятии детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах доступных для восприятия;
Выполнение данных рекомендаций послужило основой для создания условий и выбора средств для развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве у детей с учетом возможностей зрительных функций и физической подготовленности детей. Зная общие условия организации, необходимо подробней остановится на требованиях предъявляемых к общеразвивающим упражнениям.
При построении комплексов исходят из коррекционно – педагогических задач, учитывают особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы. В выборе и проведении последовательности упражнений руководствуются следующими методическим положениями:
Подбираются упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических качеств;
Особое внимание уделяется на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы и дыхание;
Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например: после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед);
В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное. В котором движения выполняются с большим напряжением;
Упражнения сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием 9приседания, упражнения из исходного положения лежа);
Учитывая это положения, упражнения следует располагать в следующем порядке:
Специальные дыхательные упражнения (если они есть) проводятся первыми, так как требуют внимания. Кроме того создаются благоприятные условия для дальнейшей физической работы;
Упражнения для рук и плечевого пояса – для формирования правильной осанки. При отсутствии специальных дыхательных упражнений по возможности надо фиксировать вдох и выдох;
Повороты, наклоны в сторону или наклоны вперед;
Упражнения для ног из исходного положения стоя (махи, приседания, упражнения на координацию с некоторыми элементами спортивной гимнастики, выставление ног с вытягивание носка, на развитие функции равновесия);
Наклоны туловища вперед (с прямой или согнутой спиной из исходного положения стоя, стоя на коленях и др.);
Упражнения для ног и брюшного пресса из исходного положения лежа на спине, сидя и т.п.;
Упражнения для туловища из исходного положения, лежа на животе;
Опираясь на выше изложенные требования отбора общеразвивающих упражнений, необходимо учитывать особенности выполнения упражнений детьми с нарушением зрения:
Включение в комплекс упражнений коррекционных заданий (упражнения на формирование осанки, координацию движений, на развитие и укрепление органов дыхания и кровообращения, которые должны быть скоординированы с упражнением для мышц глаз);
При выполнение общеразвивающих упражнений индивидуально дозируются темы, количество упражнений в зависимости от степени зрительного дефекта;
Подбор упражнений с учетом используемых пособий и снарядов;
Необходимо во всех возрастных группах включать упражнения из разных исходных положений: стоя, сидя, лежа на спине, животе, на боку и т.д.
2.2 Развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве в процессе общеразвивающих упражнений
Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами незаменимы для развития зрительного восприятия и ориентировки. Надо отметить, что каждый из выбранных предметов оказывает своеобразное воздействие. Предметы подбираются в зависимости от поставленных коррекционных задач на занятии.
В решении задачи закрепление представления о цвете, форме предметов, ориентировки на собственном теле мы используем в комплексах такие предметы как яркие погремушки, флажки (у которых ткань закреплена на палочках из разного материала), кубики разного размера, мячи резиновые, обручи, ленты, султанчики, гимнастическая палка и т.д.
Погремушка – это первый предмет, который можно дать детям. Погремушка сама по себе вызывает у детей радость, интерес к ней оказывает комплексное воздействие не только на зрительный анализатор, но и слуховой, тактильно-двигательный. Погремушку удобно удерживать в руке, что помогает ребенку преодолеть моторную неловкость. С погремушкой удобно выполнять движения руками в разные стороны, выполнение пружинок, в сочетании с движениями рук, повороты корпуса. Звук, издаваемый погремушкой служит сигналом ритмичности выполнения движений с другими ребятами, что способствует развитию координации и скоростных качеств движений.
Закрепление поставленных задач происходит уже на стадии раздачи предметов, когда ребенку предлагается задание взять погремушки заданного цвета.
Флажки – этот предмет также хорошо знаком ребятам и они себя чувствуют с ним комфортно. В процессе упражнений с флажками (если в каждую руку ребенка раздать флажки разного цвета) совершенствуется представление о правой и левой стороне тела. Выполняя поднятие рук, ребенок может проконтролировать правильность выполнение задания в соответствии со счетом (этапом упражнения). Действия с флажками способствует координации движения кисти и ориентировки в предмете по отношению к своему телу. Флажок может служить продолжение руки ребенка или может удерживаться в руке вертикально, в зависимости от этого меняется возможность выполнения упражнений и зрительные образы предмета ( когда флажок вертикально руке ткань видно не всю, в отличии от положения продолжения руки когда они вытянуты в сторону и т.д.) «Указывание» флажками в разных направлениях способствует развитию макроориентировки в пространстве зала.
Кубики – по характеру и влиянию сходны с предыдущими предметами, но требуют более точных движений кистей рук, моторных усилий. При выполнении упражнений с кубиками, ребенок знакомится с формой предметов, закрепляя зрительные представления моторными – кубик (объемная геометрическая форма) находится в руке и ребенок тактильно её воспринимает. Общеразвивающие упражнения в которых необходимо перемещать кубики вокруг своего тела, совершенствуется умение ориентировки «от себя», ребенок меняет положение кубиков по отношению к своему телу. Данные упражнения выполняются стоя, с наклонами (расположить кубик перед собой, слева, справа), сидя, с поворотом корпуса, лежа: например – и.п.: стоя, ноги слегка расставлены, кубики вниз, на раз – наклон, кубики кладутся по бокам; на два – выпрямится; на три – наклониться, взять кубики; четыре – выпрямится, руки с кубиками внизу и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4