Рефераты. Роль общеразвивающих упражнений в системе физического воспитания детей с нарушением зрения

У такого ребенка значительно сужены возможности общения, взаимодействия с окружающим миром; он нуждается в помощи взрослого в организации предметной и игровой деятельности.

Состояние психических процессов детей с нарушением зрения зависят от микро социальной среды, от стимулирования общей и речевой активности ребенка.

Из выше сказанного следует, что нарушения в психофизическом развитии детей с патологией зрения, приводят к серьезным проблемам адаптации этих детей в окружающем мире. Но, несмотря на все первичные и вторичные отклонения, перед нами взрослыми, стоит задача всестороннего, гармонического воспитания и обучения дошкольника, подготовке его к жизни в обществе, социуме, закладке основы его будущей взрослой жизни наравне со всеми и немаловажную роль в этом играет физическое воспитание.

Вот почему так важно выстроить эффективную систему физического воспитания для дошкольников с нарушением зрения.


1.2 Роль физического воспитания в решении задач развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве


Успешное решение задач, направленных на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений, зависит от развития зрения, зрительного восприятия и ориентировки в пространстве. Несовершенство развития данных параметров снижает возможность формирование практических навыков и умений для удовлетворения различных жизненно необходимых потребностей.

Психолога – педагогический аспект зрительного восприятия и ориентировки в пространстве, как отмечают Л.И. Плаксина, Л.И. Сековец, В.П. Ермаков, содержит оценку информационной способности зрительного анализатора. Которая зависит от таких качеств, как скорость восприятия, точность, полнота.

Снижение сенсорной информации, сенсорно - перцептивных и мыслительных процессов при неполноценном зрительном восприятии вызывает значительные затруднения у детей во всех видах деятельности, особенно в двигательной и пространственной ориентировки.

Особая роль в развитии зрительного восприятия и ориентировки в пространстве отводится физическому воспитанию, принимая во внимание, что восприятие движения – это отражение изменение положения, которые объекты занимают в пространстве. При обнаружении объекта на периферии поля зрения имеет место рефлекторный поворот глаз, в результате чего изображение объекта перемещается в центральное поле зрения, где и осуществляется различение и опознание объекта.

Известно, что основную роль в восприятии движения играют зрительные и кинестетические анализаторы. Параметром движения объекта является скорость, ускорение и направление. Ребенок получает сведения о перемещении объектов в пространстве двумя различными путями: непосредственное восприятие акта перемещения; умозаключения о движении объекта.

С помощью зрения информация о движении объектов создается двумя способами: при фиксированном взоре и с помощью прослеживающих движений глаз. Недоразвитие и нарушение зрения затрудняют восприятие движения. Это обусловлено нарушением остроты зрения, поля зрения, глазодвигательных и других функций зрительной системы.

Наличие яркого оборудования и зрительных ориентиров повышает функциональную активность зрения и зрительную двигательную ориентацию. У ребенка закрепляются представления о цвете, оттенках. Формируется представления о разных характерах поверхностей, звуковых и тактильных ощущениях т.е. происходит развития полисенсоного восприятия.

В процессе прослеживания движений глазами происходит развитие глазодвигательных функций.

Создание игровых ситуаций на занятиях по физкультуре организует ориентировочную деятельность в процессе работы с моделями и схемами. Дети выполняя задание в условном плене, затем переносят их в реальное пространство.

Организация подвижных игр, игр спортивного содержания и игровых заданий позволяют решать задачи прослеживания, локализации, виденья всего игрового пространства с учетом зрительных возможностей детей.

В процессе занятий по физкультуре формируется система ориентации в пространстве. Важное значение при этом имеет точка отсчета, ведущей точкой отсчета для ребенка является собственное тело (в общеразвивающих упражнениях, основных движениях). Происходит овладение знаниями о теле человека, его частях. Развитие мобильности.

Передвижение по шведской стенке, прыжки по клетка, прокатывание предметов по разным поверхностям горизонтальным и вертикальным, выполнение общеразвивающих упражнений, позволяет развивать ориентировку ребенка с нарушением зрения в микроплоскости.

Так как физическое воспитание, а непосредственно занятия физкультурой связано со зрительным поиском не только по направлениям, но и на разном расстоянии в глубину, с движением в пространстве, сменой положения тела, расчетом времени характеристик движений, оно позволяет развивать и совершенствовать ориентировку в макроплоскости и в макропространстве. Примером ориентировки в макропространстве могут служить общеразвивающие упражнения, преодоление полосы препятствий, спортивные и подвижные игры, езда на велосипеде, катание на лыжах и санках.

У детей с нарушением зрения существует такое понятие как зрительно двигательно - пространственная ориентировка (ЗДПО), это ориентировка, в которой функция зрения играет существенную роль в координации движений. В развитии зрительно – двигательной – пространственной ориентировки первостепенная роль отводится физическому воспитанию. Для лучшего понимания условий, обеспечивающих ЗДПО, надо приставить такие виды спорта, как футбол, волейбол, баскетбол. В этих играх дети находятся в постоянном разнообразном движении, им приходится ориентироваться в пространстве площадке относительно игроков. Движущегося мяча, ворот, линий отметки в ограниченное время.

Из выше представленного можно сделать вывод, что физическое воспитание детей с нарушением зрения решает задачи общепедагогической и коррекционной работы.


1.3 Общеразвивающие упражнения в жизни дошкольника


Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания и системе коррекционного развития детей с нарушением зрения. Они необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством оздоровления, укрепления организма.

Общеразвивающие упражнения в детском саду используются на физкультурных занятиях, в утренней гимнастики, во время физкультминуток и зрительной гимнастики, на детских праздниках.

Общеразвивающие упражнения – это специально разработанные движения рук, ног, туловища, шеи и других частей тела, глаз, которые могут выполняться с разным мышечным напряжением, разной скоростью и амплитудой, в разном ритме и темпе, с предметами и без. Происходит развитие двигательных, психических качеств ребенка, подготавливает его к овладению сложными действиями, навыками ориентировки, формируется осанка.

Общеразвивающие упражнения имеют ряд особенностей: они точно дозируются, могут применяться в разных вариантах и комбинациях. Большинство упражнений просты по своей структуре. Они состоят из элементов, которые могут быть выполнены отдельно, что очень эффективно для детей с нарушение зрения в силу особенности их восприятия, им необходимо дозировать, делить на части получаемую информацию для удобства восприятия (это одно из условий коррекционного обучения).

В результате систематического повторения общеразвивающих упражнений создается своеобразный фонд двигательного опыта двигательных качеств и способностей, мышечная память, необходимых как в жизненной практике, так и для формирования сложных пространственных представлений и зрительного восприятия. Наряду с влиянием на формирование опорно-двигательного аппарата, общеразвивающие упражнения являются прекрасным средством для развития органов дыхания. Активное дыхание, т.е. обмен газов в легких, имеет особое значение для организма ребенка. Интенсивность окислительных процессов в тканях ребенка выше, чем у взрослого человека, поэтому ему необходимо большое количество кислорода. Ребенок с трудом переносит кислородное голодание, так как значительное количество энергии расходуется на рост и развитие, а если брать детей с нарушением зрения на снабжение органа зрения – глаза.

Четкий ритм, строгая дозировка, периодическое увеличение и снижение нагрузки в общеразвивающих упражнениях способствует укреплению сердечной мышцы, работы сердца.

Упражнения оказывают большое влияние на развитие нервной системы. А мы знаем из предыдущих глав нашей работы, что дети с нарушением зрения часто страдают и нервно-психическими нарушениями. Быстрота реакций, координация, осознанное овладение движениями имеет значение и для развития познавательной сферы ребенка.

Как правило общеразвивающие упражнения выполняются в коллективе, что способствует развитию у детей организованности, дисциплины, в какой то степени налаживать межличностные отношения, если особенно упражнение выполняется в паре.

Движения становиться более совершенными, когда они выполняются в сопровождении музыки. Музыка воздействует на эмоции детей с нарушением зрения, создает у них определенное настроение, влияет на выразительность детских движений, служит в совеем роде ориентиром. Музыка может содействовать большей амплитуде движений или наоборот, вызывать их сдержанность, четкость в исполнении. Движения становятся непринужденными, координированными, ритмичными.

Наличие предметов в процессе выполнения упражнений обогащает чувственный опыт детей с нарушением зрения, служит дополнительными зрительными ориентирами, упражняет зрительные функции (прослеживания, сосредоточения, фиксации)

Общеразвивающие упражнения имеют свою классификацию:

                По анатомическому признаку (в соответствии с воздействием на отдельные части тела) – упражнения для рук и плечевого пояса; упражнения для туловища; упражнения для ног.

Упражнения указанных групп могут быть направлены:

               На развитие отдельных качеств и способностей – силы, гибкости, ловкости, быстроты, координации, равновесия, ритмичности, пластичности.

               На развитие свойств психики – внимание, сообразительности, ориентировки в пространстве, во времени.

               На повышение функционального уровня систем организма – упражнения для тренировки дыхательной, сердечно - сосудистой системы, активизации обменных процессов.

Общеразвивающие упражнения могут проводится как без предметов, так и с использованием различных предметов и снарядов – гимнастическая палка, мяч, флажки, обручи, скакалки, на гимнастической скамейке, у гимнастической стенки, стульев и др. Предметы создают у детей интерес к занятию, оказывает значительное влияние на освоение движений, развитие сенсорики, двигательных качеств и способностей. Активное действие с предметами в процессе упражнений содействует полисенсорному познанию (цвета, веса, формы, качества материала и других свойств предмета). Действие с предметом дает возможность добиться большей отчетливости двигательных представлений, которые основываются на различных ощущениях и восприятиях. Зрительные восприятия создают образ движения в его динамики, пространственных отношениях. Слух позволяет выполнить движение в определенном ритме и темпе. Предметы способствуют отчетливости восприятия.

Общеразвивающие упражнения могут выполняться:

                При свободном построении в звенья, в круг;

                При построении в колонны (передача предметов друг другу), в круг с большой веревкой;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.