Рефераты. Разработка нового туристского продукта экскурсионно-познавательной направленности "Памятные места Могилева" в Республике Беларусь для российских туристов

- летний отдых на Черном море;

- детский отдых;

- пляжный отдых;

- транспортное обслуживание.

На развитие индустрии туризма в Могилевской области оказывают влияние ряд факторов, среди которых можно выделить: социальные, экономические и политические факторы развития. При этом, большинство специалистов выделяют целый ряд таких факторов [15].

К социальным факторам развития относятся рост численности населения, особенно городского, в регионе; рост реальных доходов и соответственно покупательной способности населения; изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе; повышение культурного и образовательного уровня населения в регионе, что способствует развитию стремления к познанию, к использованию опыта других стран в своей профессиональной деятельности; изменение структуры потребительского спроса (увеличение спроса на услуги, в частности на туризм, образование, здравоохранение и т. д.

Экономические факторы развития характеризуют развитие регионального транспорта; развитие региональных средств массовых коммуникаций; перераспределение собственности в регионах; необходимость обеспечения экономической самодостаточности территорий на основе прежде всего эндогенных процессов регионального общественного воспроизводства; специализация экономических регионов на определенных видах экономической деятельности.

К политическим факторам развития можно отнести: качественное изменение управленческих региональных функций; политическая стабильность в стране и регионе, лояльность местных властей к предпринимательской инициативе в области развития мелких туристских предприятий.

При этом стоит отметить, что указанные факторы в отдельные периоды времени могут быть определяющими в развитии индустрии туризма, а другие – лишь производными. Однако можно предположить, что лишь в случае совокупного благоприятного положения этих факторов (большинства из них) возможно развитие индустрии туризма не только на региональном, но и на государственном уровне.

Для характеристики факторов развития индустрии туризма в Могилевской области изначально следует установить, какие из общеустановленных факторов являются для данного региона неопределяющими, производными, практически не влияющими, на процесс развития индустрии туризма в регионе в настоящее время. Среди таких факторов следует выделить как ряд социальных факторов (рост численности населения, особенно городского, в регионе; рост реальных доходов и соответственно покупательской способности населения; изменение соотношения рабочего и свободного времени населения в регионе), так и экономические (специализация экономических регионов на определенных видах экономической деятельности), и политические факторы (политическая стабильность в стране и регионе). Дело в том, что эти факторы довольно продолжительное время остаются стабильно благоприятными и сейчас, когда Республика Беларусь вступила на путь развития туристической отрасли экономики, они не могут оказывать серьезного влияния на процесс развития индустрии туризма, поскольку их благоприятное положение изначально положительным образом сказывается на туристском потенциале как государства в целом, так и Могилевской области, в частности [53].

Интересно рассмотреть другие, менее благоприятные, с точки зрения развития индустрии туризма факторы, совершенствование которых остается вопросом открытым, и при благоприятном его решении способные значительно повысить потенциал туристской отрасли экономики Могилевской области.

При анализе именно таких факторов хотелось бы в первую очередь остановиться на политических, т.е. таких, которые определяются не столько экономическими и социальными условиями – а волевым решением органов государственной власти. Совершенствование законодательной базы, происходящее в настоящее время, является определяющим фактором, поскольку именно от уровня профессионализма законодательной власти зачастую зависит сама возможность развития индустрии туризма.

В Республике Беларусь, согласно Закону от 25.11.1999 года «О туризме» государственное регулирование в сфере туризма осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами и иными государственными органами в пределах их полномочий в соответствии с законодательством [1]. При этом Президент Республики Беларусь определяет единую государственную политику в сфере туризма, а Совет Министров Республики Беларусь обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере туризма.

При этом, определяющим нормативно-правовым актом, регулирующим направление развития туризма в стране остается Программа развития туризма в Республике Беларусь на 2006-2010 годы. На основе этой Программы регионы государства, в том числе и Могилевская область разработали свои местные программы. Так, на территории Могилевской области действует Программа развития туризма в Могилевской области на 2006 - 2010 годы, которая предусматривает в качестве основной цели развитие познавательного туризма и развитие объектов экскурсионного показа [2].

Анализ правового фактора развития индустрии туризма на территории Могилевской области показал, что здесь наметились отдельные положительные тенденции, которые однако, не лишены определенного бюрократизма со стороны местных органов власти, что, в конечном счете, сказывается на темпах развития туризма. Благодаря либерализации условий деятельности в сфере туризма, mhtml:file://I:\документы\дисциплины\туризм\диплом\диплом\Предпринимательство Могилевской области - Положительная динамика в развитии индустрии туризма достигнута в Беларуси - Минспорта.mht!modules.php?name=News&new_topic=26в Беларуси в индустрии туризма достигнута положительная динамика в развитии. Так, в соответствии с Национальной программой развития туризма в Беларуси в 2008 году проведена работа на 440 объектах, что в 2 раза больше, чем в 2007 году. Введены в строй 222 объекта, из них 137 - объекты, строительство которых в прошлом году только началось и в том же году успело успешно завершиться [8]. В 2009 году работа в этом направлении несколько замедлилась, что связано с мировым экономическим кризисом, но, в целом, положительная динамика развития туристической отрасли сохранилась.

Реализация подпрограммы Национальной программы развития туризма «Развитие инфраструктуры туризма в 2006-2010г.г.» [2] позволила улучшить имидж городов и поселков через создание и посещение новых туристических объектов, повлияла на увеличение товарооборота, создание рабочих мест. Особое внимание в прошлом году уделялось развитию объектов общественного питания придорожного сервиса, размещения и досуга, а также улучшению сервиса оказываемых услуг. Только на территории малых городов и средних поселений в 2009 году проведена работа по обустройству 16 объектов туристической инфраструктуры.

Как видим, Могилевская область преуспела в этом направлении, несмотря на то, что регион не обладает такой развитой инфраструктурой и ресурсами, как соседние регионы – Витебская, Минская и Гомельская области.

Интересным представляется рассмотрение экономических факторов развития туризма в Могилевской области. Среди них наиболее важными являются: развитие регионального транспорта; развитие региональных средств массовых коммуникаций; перераспределение собственности в регионах.

Относительно первого из указанных факторов следует сказать, что пассажирские и грузовые перевозки в Могилевской области осуществляет ряд государственных предприятий (Республиканское унитарное Могилевское автомобильное предприятие «Облавтотранс» (РУМАП «Облавтотранс»), Транспортное республиканское унитарное предприятие «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» (ТРУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги»)), а также множество частных перевозчиков, зачастую предлагающих наиболее качественный сервис и закрывающих несколько стратегически важных для развития туризма направлений [3].

Могилевская область обладает довольно развитой сеть автомобильных и железнодорожных дорог. В целом, исходя из оценки Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь регион обладает достаточной сетью автодорог с усовершенствованным асфальтовым покрытием. Кроме того, транспортная сеть области характеризуется хорошими показателями в сфере развития дорог местного значения. Практически все районные центры, даже такие маленькие, как Горки, Кричев, Быхов располагают объездными путями, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития дорожного хозяйства Могилевской области. Районы в пределах области связаны между собой несколькими линиями автодорог, что предоставляет транспортным предприятиям эффективно соорганизовывать свою работу с имеющимися возможностями. В настоящее время на территории области проводятся работы по совершенствованию покрытия автомобильных дорог – грунтовые дороги сменяются асфальтированными, расширяется дорожное полотно, увеличивается пропускная способность автодорог и мостов. В то же время, в Могилевской области не ведется работ по постройке новых направлений.

Маршрутная сеть области, включающая в себя 130 городских, 382 пригородных, 78 междугородных и 3 международных маршрута обслуживается 706 автобусами различной вместимости. Данная сеть разработана с учетом потребностей населения в перевозках на основе постоянного изучения пассажиропотоков, увязана с графиком движения поездов по железнодорожным станциям, охватывает все города и городские поселки, центральные усадьбы колхозов (совхозов), сельских Советов, агрогородки и другие населенные пункты в соответствии с государственными социальными стандартами, которые в области выполняются на 100% [53].

Водный транспорт имеет два пункта дислокации – в Могилеве и Бобруйске, что обуславливается географическими причинами – судоходностью рек – Днепра и Березины, соответственно.

Речной порт «Могилёв» находится на реке Днепр в пределах областного центра. На балансе имеется 9 буксирных теплоходов, 8 несамоходных судов, пассажирская плавверанда "Волна", плавучий пункт технического обслуживания флота.

Речной порт «Бобруйск» находится на реке Березине и предназначен для перевозки лесных грузов, добычи песка строительного с последующей его реализацией дорожно-строительным предприятиям республики. Общая протяженность водных путей на которых работает порт "Бобруйск" составляет 369 км. На вооружении порта находятся 6 единиц буксирного флота, 24 единицы несамоходного флота, 5 единиц портальных кранов, один плавучий, кран, две земмашины для добычи песка [47].

РУП «Могилевское отделение Белорусской железной дороги» - сложное многопрофильное хозяйство, которое обслуживает 30 тысяч квадратных километров территории Могилевской области. В отделение также входят 5 районов Минской области, 3 - Гомельской области и один район Витебской области. На обслуживании у предприятия находится более чем 1180 километров главных, 495-станционных и 231 подъездных железнодорожных путей. За состояние этих важнейших параметров прямую ответственность несут четыре дистанции пути - Кричевская, Могилевская, Осиповичская и Бобруйская [47].

Анализ показал, что развитие и состояние транспортной инфраструктуры в Могилевской области находится на довольно высоком уровне, способном обеспечить в настоящее время перемещение большого потока пассажиров по территории региона и за его пределами. Однако и здесь есть отдельные моменты, лишающие индустрию туризма некоторых возможностей в своем развитии. Например, водный транспорт не обладает ни одной единицей техники, способной перевозить туристов на дальние расстояния, что исключает возможность предоставления гостям области такой востребованной услуги – как водная прогулка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.