Рефераты. Профориентация детей-инвалидов по зрению p> В 1925-1930 наиболее распространёнными среди слепых видами труда были: корзиноплетение, изготовление щёток, плетение мебели, музыка, настройка роялей, ручное вязание, работа на трикотажных машинах, игра на органе, преподавание музыки и других предметов, переплёт книг, печатание на пишущих машинках под диктовку, переписывание книг по Брайлю, сетевязание, обработка дерева, работа на телефонных станциях. В этом перечне профессии даны в убывающем порядке по степени их распространённости в ряде государств Европы и Америки.

§2.3. Труд слепых за границей.

С целью более полного выявления трудовых возможностей слепых остановимся на их профессиях в некоторых странах.

В Великобритании во второй половине XIX века Армитэдж энергично защищал возможности интеллектуального труда для слепых и рекомендовал им занятия музыкой, в частности игру на органе, фортепиано и особенно настройку музыкальных инструментов. В области физического труда он отмечает профессии корзинщика, щёточника, столяра, канатчика, вязальщика сетей и т.д. Из женских работ им указаны вязка чулок и сетей, шитьё ручное и машинное. Он также рекомендует слепым заниматься торговлей.

В начале нашего века (1916 г.) в специально организованном для военноослепших учреждении С. Дунстан в Лондоне обучались специальностям: массажист, стенографист, переписчик на пишущих машинках, телефонист, корзинщик, столяр, трикотажник, птицевод, торговец и прочее.

По данным Робба, в Шотландии на ряду со слепыми, трудоустроенными в мастерских, многие работают на дому. Их основные занятия: органист, учитель музыки, настройщик, корзинщик и пр. Изыскиваются новые профессии, в частности на фабрике.

В США, по данным Беста, лишь восьмая часть слепых содержала себя своим трудом. Слепые в США работают в качестве служащих в конторах, юристами, учителями, музыкантами, настройщиками, телефонистами, работают в прачечных, домашними работницами, страховыми агентами, разносчиками газет и др.

П. Вилей указывал, что во Франции есть слепые учёные, артисты, литераторы, журналисты, юристы, преподаватели, но основная масса слепых интеллектуального труда—музыканты.

В России с 1925 года создано Всероссийское общество слепых (ВОС), которое организовало разветвлённую сеть производственных предприятий, в рамках которых происходит трудоустройство инвалидов по зрению. Учебно- производственные предприятия ВОС (УПП ВОС) являлись наиболее оправдывающей себя формой трудоустройства слепых в сфере производства до сегодняшнего дня.

Спецификой УПП является то, что всё здесь подчинено единой задаче рациональному трудоустройству слепых: подбор профиля производства, разработка специальных технологий, применение защитных устройств и нестандартного оборудования, проведение мероприятий по охране остаточного зрения и т.д.

Таким образом, приведённый перечень профессий, которыми занимались и занимаются слепые в разных странах, позволяет сделать вывод, что трудовые возможности инвалидов по зрению весьма многообразны.

§2.4. Выбор сферы трудовой деятельности слепых.

Некоторые тифлопедагоги прошлого, занимаясь проблемами трудоустройства слепых (например, Анагнос), предполагали готовить их лишь к интеллектуальному труду. Такие предположения основывались на тех сложностях, которые существуют при работе слепых в области физического труда. Конечно, слепота вызывает затруднения и при работе в области интеллектуального труда. Кроме того, некоторые слепые, как и зрячие, более склонны к труду в сфере производства. Мы согласны с тем, что слепым, как и зрячим, должна быть дана возможность заниматься и физическим, и умственным трудом, в соответствии с их способностями и наклонностями.

Но, учитывая современное состояние российской промышленности, перспективы её дальнейшего развития, а также то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках УПП ВОС подразумевает разделение технологического цикла на мельчайшие операции (т.е. вовлечение огромных людских ресурсов), что приводит к удорожанию продукции, а также учитывая крайне низкий потенциал обновления технологии и оборудования на этих предприятиях (т.к. нецелесообразна автоматизация технологического процесса), можно допустить возможность неконкурентноспособности этих предприятий на рынке, что подтверждается невозможностью функционирования большинства Учебно-Производственных Предприятий ВОС уже сегодня и что означает нецелесообразность профессиональной ориентации слепых в сферу производства.

Кроме того, трудоустройство слепых на УПП ВОС ведёт к слабой социальной интеграции инвалидов по зрению.

Под понятием «социальной интеграции» слепых мы понимаем расширение их общественных функций и связей, т.е. создание условий для проявления слепыми своих способностей и талантов: в науке, искусстве, педагогической деятельности, юриспруденции, в организационной в организационной и хозяйственной деятельности.

Одной из главных практических задач социальной интеграции является материальное обеспечение слепых не ниже уровня благосостояния зрячих членов нашего общества.

Учитывая выше перечисленные экономические сложности, мы можем утверждать, что сегодня и в дальнейшем благосостояние трудящихся УПП ВОС будет неизбежно снижаться, заинтересованность в труде падать и, следовательно, желание молодых инвалидов трудоустраиваться на этих предприятиях постепенно отпадёт.

Что же касается проявления талантов и способностей, то здесь необходимо отметить, что вся та культурно-просветительная работа, которая проводилась на этих предприятиях, проходила на базе ведомственных Домов
Культуры. Сегодня ВОС не может содержать их. Следовательно, вся кружковая и спортивная работа угасла.

Кроме всего этого нельзя не подчеркнуть то обстоятельство, что трудоустройство слепых в рамках специализированных предприятий влечёт за собой изоляцию их от зрячих и противоречит принципам интеграции со всеми вытекающими отсюда последствиями. Советское государство, создав УПП ВОС, загнало инвалидов в некие «резервации». Жильё строилось рядом с предприятиями, вся местная инфраструктура планировалась с учётом удобства для слепых. Это привело к замкнутому кругу передвижения, к однообразному общению, к строгому упорядочению и однообразию всей жизни. Постепенно все интересы людей сводятся к производственным. Все их действия чётко контролируются и регламентируются. Однообразие действий, узкий круг общения, жёсткая дисциплина не могут не сказаться на психике людей. В первую очередь страдает мышление и творческое воображение, затем эмоционально-волевая сфера. В итоге можно проследить процесс дегенерации личности. Трудовая деятельность в таких условиях перестаёт выполнять свою компенсаторную функцию.

Поэтому мы приходим к выводу о нецелесообразности профориентации старшеклассников в производственную сферу, во всяком случае сегодня, когда она представлена в таком виде.

Но, учитывая то обстоятельство, что в спецшколах в последнее время стали обучать слепых детей олигофренов, что их трудоустройством сегодня никто не занимается, мы предлагаем комплектовать УПП ВОС за счёт таких выпускников и за счёт тех детей, которые не проявили способностей к обучению в средних и старших классах.

Вместе с тем, мы отмечаем, что трудовые возможности в производственной сфере слепых весьма широки ( подтверждением этому служит то разнообразие профилей, которые имеются на УПП ВОС) и могут быть ещё больше расширены.
Каждая профессия должна рассматриваться с учётом всех её положительных и отрицательных сторон. Нужно выяснить, насколько она соответствует особенностям труда слепых и нельзя ли её приспособить к ним. Важное значение имеет остаточное зрение и зрительные представления, сохранившиеся у слепых и слабовидящих. Практически в каждом отдельном случае можно ограничиться выбором между несколькими, наиболее выгодными и подходящими для данного ослепшего.

Последнее заключение справедливо и для выбора профессии в сфере интеллектуального труда.

Когда выбор области труда или профессии затруднителен, их необходимо намечать ориентировочно. В этом случае лучше начинать с более простого, чтобы не подорвать у слепого веру в свои силы.

Необходимо учитывать, что первые трудовые пробы имеют большой психологический результат: даже небольшие успехи радуют слепых, а неудачи ими преувеличиваются.

По утверждению Б.И. Коваленко, «При нормальных условиях и отсутствии других дефектов слепые более или менее легко достигают целей, и что вызывает у них потребность достичь новых, более трудных. Желательно, чтобы в этом была определённая последовательность».18

§2.5. Особенности, возникающие при выборе профессии.

При выборе профессии необходимо иметь в виду, что к слепым буду предъявлены такие же требования в отношении производительности и качества работы, как и к зрячим, занятым в той же профессии. Слепой должен работать полноценно, наравне со зрячим. Тифлопедагоги подчёркивают, что «Не нужно никаких льгот и скидок на слепоту. Их не только нельзя требовать, но и нельзя допускать».20

Для правильного выбора профессии, в первую очередь, необходимо выяснить и учесть интересы ребёнка, его направленность и способности, а так же общую подготовку к намечаемой работе.

«В определённых случаях представляется необходимым воздействовать на школьника мерами убеждения, чтобы изменить его профориентацию и создать правильную трудовую установку».19

При профессиональной подготовке обучение должно быть и теоретическим, и практическим. Вторая сторона подготовки очень важна тем, что помимо всего, что должен изучать для данной профессии зрячий, слепому необходимо усвоить все навыки, помогающие выполнять работу без зрячих.

Содействие окружающих и воля к преодолению препятствий—необходимые предпосылки к успешному овладению слепым выбранной профессии. Он должен не замыкаться в себе, быть активным. Сознание своей общественной полезности укрепляет у слепого веру в свои силы и умение их пользовать.

Иногда «…трудоустройство ослепшего срывается или работа выполняется им неполноценно. В этих случаях причину видят в слепоте, в то время как суть дела—в неправильной организации труда, а иногда в неправильном выборе профессии и недостаточной подготовке к ней. Правильно выбрав профессию и хорошо к ней подготовившись, слепые при обеспечении необходимых организационных условий могут с успехом работать как в области интеллектуального, так и в области физического труда, за исключением тех, которые не пригодны к трудовой деятельности независимо от состояния зрения».18 Это подтверждает Б.О. Корман (доктор филологических наук, профессор): «Специфические трудности, с которыми сталкивается зрячий вузовский педагог, исследователь и руководитель, есть в конечном счёте лишь заостренное и концентрированное выражение тех трудностей, с которыми сталкивается вузовский работник вообще».21

§2.6. Профессии интеллектуального труда, доступные слепым.

Начиная с древних времён, отдельные слепые в различных областях интеллектуального труда. Они достигали этого, благодаря выдающимся способностям и исключительной энергии. В большинстве случаев они не знали об успехах других слепых и в одиночку вели борьбу с многочисленными препятствиями. Положение начинает изменяться лишь за последние два столетия: появляются осведомленность об успехах других и взаимная поддержка.

Однако, несмотря на значительные достижения слепых в области интеллектуального труда, некоторые специалисты весьма сдержанно относятся к доступности его для слепых. Профессор П. Виллей и другие рекомендуют «не увлекаться, не внушать несбыточных надежд»5 и признают профессии интеллектуального труда подходящими преимущественно для слепых, принадлежащих к привилегированным классам населения.

Конечно, в прошлом веке профессии умственного труда были недоступны для обычных людей, ведь они требуют большой образовательной подготовки.
Сегодня тифлопедагогика имеет богатый арсенал методик обучения слепых и слабовидящих детей, поэтому можно с полной уверенностью говорить о доступности этого вида деятельности для инвалидов по зрению. Так В.Н.
Киселёв делится своим опытом обучения незрячих студентов на математических факультетах ЛГУ: «Сразу после зачисления в ВУЗ новых незрячих студентов возникает вопрос собрать ли их в одной группе или рассредоточить равномерно по всем группам? В ЛГУ пошли по первому пути…первым аргументом в пользу этого…является то, что образуется специальная группа по изучению иностранного языка…Во-вторых, все незрячие студенты, находящиеся на курсе, слушают одни и те же лекции, посещают одни и те же семинары, что позволяет им объединяться при подготовке к контрольным работам, зачётам и экзаменам, образуется полный конспект материала, изложенного на лекциях, т.к. то, что не успел записать один, удалось записать другому. В-третьих, это совместная работа с чтецом…

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.