Рефераты. Профориентация детей-инвалидов по зрению p> Начиная со средней школы, педагоги очень внимательно следят за развитием интересов воспитанников, за проявлениями их способностей. Поэтому к 10-11 классу становится возможным определить дальнейшее обучение в том или ином специализированном классе.

К предпоследнему году обучения школьник уже самостоятельно может выбрать направление дальнейшей трудовой деятельности. Школа даёт возможность выбора между обучением в классе с углублённым изучением математики, где старшеклассники изучают языки программирования, вычислительную технику, работают с компьютером и т.д., обучением в классе с проф. подготовкой массажистов, где им преподают теоретические курсы медицинского колледжа и организуют практические занятия как на базе специальных кабинетов школы, так и стажировку в медицинских учреждениях города В. Пышмы и Екатеринбурга.

После окончания математического класса и сдачи квалификационных экзаменов выпускнику присваивается квалификация «вычислитель-программист».
После же успешного освоения теоретического и практического курса обучения
(828 часов) в классе с медицинской проф. подготовкой выпускнику присваивается квалификация «массажист».

Также был организован класс с углублённым изучением гуманитарных наук: литературы, истории, музыки, права. Здесь дети постоянно знакомятся с классической и современной литературой, проводят литературные вечера, поэтические встречи, посещают музеи и выставки, собираются на музыкальные лектории и т.д. Перечень мероприятий очень велик, и все они направлены на то, чтобы после окончания школы облегчить ребёнку поступление и обучение в гуманитарном Вузе, дать ему такой багаж знаний, который позволил бы будущему слепому студенту решить многие проблемы, связанные с чтением литературы по тому или иному предмету самостоятельно.

Также на базе учебно-производственных мастерских ведётся проф. подготовка будущих рабочих УПП ВОС с учётом запросов этих предприятий.

Сегодня проводится, на наш взгляд, уникальный эксперимент совместно с
СоИном УГППУ по профессиональной ориентации детей в специальности социальной сферы. Преподаватели Вуза проводят занятия в специализированном классе по отдельным дисциплинам первых курсов института. это значительно облегчит как обучение будущих студентов, так и разработку коллективом Вуза организационных и учебных материалов по подготовке незрячих специалистов. В случае положительных результатов это даст возможность поиска доступных специальностей в других Вузах и средних учебных заведениях, что ещё более облегчит будущую профессиональную подготовку инвалидов по зрению.

Нам хотелось бы, чтобы опыт, накопленный в этой школе, более широко распространился на другие специализированные школы-интернаты страны.

Также видится очень важной проблема, которая характеризуется тем, что слепые после окончания школы при установлении социальных контактов испытывают очень серьёзные затруднения. Неадекватные установки слепых к себе и своему дефекту, зрячим людям, также как и неверные представления зрячих о слепых и их возможностях, являются основным препятствием включения инвалидов по зрению в активную учебную и трудовую деятельность и, следовательно, их социально-трудовой и социально-психологической реабилитации. Поэтому необходимо изучение межличностных отношений в коллективах, состоящих из лиц с нарушениями зрения. Причём тифлопедагог, специалист по социальной работе и социальный педагог должны не только изучать межличностные отношения в таких коллективах, но и уметь управлять ими в целях налаживания нормальных межличностных контактов между инвалидом по зрению и его зрячим коллегой на будущем рабочем месте для установления благоприятного социально-психологического климата, формирования активной жизненной позиции у каждого члена коллектива.

То есть, при профессиональной подготовке необходимо уделить особое внимание вопросам обучения налаживания отношений между слепыми и зрячими людьми, так как в нашей стране пропаганде тифлознаний среди населения до сих пор не уделяется внимания. Часто слепые попадают в ситуации, о которых говорит доцент Челябинского политехнического института
И.В. Вишев: «…Не всегда складываются нормальные отношения…с коллегами по работе. Одни…начинают…чрезмерное сочувствие (часто из самых благих намерений), но теряя при этом чувство меры, другие…стараются вести себя подчёркнуто панибратски, что…подчёркивает наличие физического дефекта, третьи…предпочитают игру «в жмурки»,..они…»дружески» хлопают тебя по плечу…и хотят, чтобы ты их узнал. Необходимо самообладание и тактичность, чтобы…выравнивать эти взаимоотношения и доводить их до обычных…незрячий преподаватель не должен спекулировать на своём физическом недостатке…нужно быть всегда готовым выполнить любое задание…Должны быть выработаны ровные и реалистичные отношения с окружающими, что может явиться лишь следствием трезвой оценки происходящего. Иных путей, по-видимому, не существует».6
Иногда инвалиды оказываются не в состоянии преодолеть возникающие перед ними препятствия в налаживании контактов со зрячими коллегами. Многократное повторение фрустраций приводит к снижению активности, безынициативности, отказу от любой деятельности, что недопустимо.

Заключение.

Завершая наше исследование, мы приходим к выводу, что дети с нарушениями зрения обладают рядом особенностей в психическом развитии, которые отрицательно сказываются во всех сферах их деятельности. Но при своевременной и правильной коррекционной работе большие компенсаторные возможности психического развития слепых создают определённые предпосылки для доразвития всех основных функций и их деятельности в дальнейшем в различных сферах труда.

Таким образом, профессиональная ориентация слепых и слабовидящих старшеклассников является возможной и необходимым элементом их последующей социальной реабилитации и адаптации в обществе. А включение людей с глубокими нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства представляется актуальным и перспективным. Это открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране. Только активное участие в трудовой деятельности даёт им возможность стать полноценными членами общества, создаёт условия для формирования разносторонне развитой личности.

Существенным осложняющим фактором является недостаточная разработка организационных и учебных материалов по подготовке слепых и слабовидящих специалистов, что проявляется в первую очередь в недостатке литературы по системе Брайля, особенно учебной литературы для ВУЗов.

Анализ деятельности различных категорий слепых и слабовидящих специалистов и студентов, рассмотрение опыта профориентации и профподготовки детей в Свердловской областной школе-интернате для слепых детей позволяют отметить, что при устранении указанных препятствий слепые и частично видящие, использующие тактильно-слуховой способ восприятия информации, могут овладеть многими специальностями, за исключением тех, где требуется такая степень включения зрительного анализатора, что компенсация его с помощью тифлотехнических средств в настоящее время и в обозримом будущем оказывается недостаточной или отсутствует.

В нашей работе основное значение придаётся школьному этапу обучения на базе факультативов в специализированных классах. Опыт, накопленный в процессе обучения в таких классах коллективом педагогов в Свердловской областной специальной средней школе для слепых и слабовидящих детей позволяет сделать выводы:
. Являясь новой формой дифференциации обучения, занятия в специальных классах позволяют учитывать и развивать специальные интересы и способности учащихся с глубокими нарушениями зрения, соответствуют их профориентации;
. Изучение дополнительных специальных предметов, включение детей в практические занятия носят ярко выраженную трудовую и политехническую направленность;
. Практические занятия в области будущей специальности вырабатывают у учащихся ценные практические умения и навыки;
. С целью улучшения качества обучения требуется система отбора на основе длительного изучения учащихся;
. Для ускорения внедрения достигнутых результатов необходимо утвердить в качестве базовых 2-3 региональные школы для слепых и слабовидящих детей со специальными классами по профессиональной подготовке детей, организовать выпуск малых серий разработанных тифлоустройств.

Литература:


1. Ананьев Б.Г. Теория ощущений.—Л.: Из-во ЛГУ, 1961.—Гл. 1-2.—455с.
2. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания и труда.—М.: Из-во АПН РСФСР, 1959.—Гл.1.
3. Армитэдж Т.Р. О воспитании слепых и их занятиях.—Спб,1889.—С. 69.
4. Буткина Г.А. Некоторые вопросы затруднения социально-психологической адаптации взрослых слепых//Дефектология.—1977.—№6.
5. Виллей П. Педагогика слепых: Пер. с франц./Под. ред. Гандера.—М.:

Учпедгиз, 1936.—С. 70-71.
6. Вишев И.В. Некоторые проблемы социально-психологической реабилитации незрячего преподавателя в ВУЗе//Материалы научно-практической конференции незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС, 1983.—С. 27.
7. Выготский Л.С. К психологии и педагогики детской дефектности.—Дефектология.—1974.—№3.—С.71-76.
8. Выготский Л.С. Коллектив как фактор развития аномального ребёнка.// Соб. соч.—М.: Педагогика, 1982.—Т.5.
9. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций.—М.: Из-во АПН РСФСР,

1960.—С.55-57.
10. Выготский Л.С. Слепой ребёнок.// Собр. соч.—М.: Педагогика, 1983.—Т.5.
11. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии: Учебник для

ВУЗов.—М.: Из-во Юристъ, 1996.—631 с.
12. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты.—М.: Просвещение, 1956.—Гл. I-

III/
13. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения.—М.: Просвещение,

1973.—Гл. I-III/
14. Зотов А.И. Дефект зрения и психическое развитие личности //

Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1981.—С.3-18.
15. Зотов А.И. Очерк по теории зрительных ощущений.—Л.: ЛГПИ им. А.И.

Герцена, 1971.—Гл. 1—3.—164с.
16. Зотов А.И., Зотов Л.А. Сравнительное изучение соотношения типов и видов памяти у слепых и слабовидящих школьников.—Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена,

1981.—С.69-83.
17. Киселёв В.Н. Из опыта обучения незрячих студентов на математических факультетах ЛГУ//Опыт работы незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС,1983.—С. 27.
18. Коваленко Б.И. Возвращение ослепших к трудовой жизни.—М.: Учпедгиз,

1946.—191 с.
19. Кондратов А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1985.—Гл. 3.—208 с.
20. Кондратов А.М. Восстановление трудоспособности слепых: Учебно- методическое пособие.—М.: Из-во ВОС, 1976.—143 с.
21. Корман Б.О. О специфике работы в коллективе ВУЗа незрячего зав. кафедрой гуманитарного профиля// Материалы научно-практической конференции незрячих работников интеллектуального труда.—М.: Из-во ВОС,

1983.
22. Кулагин Ю.А. Восприятие средств наглядности учащимися школы слепых.—М.:

Просвещение, 1969.—Гл. IV.
23. Литвак А.Г. Практикум по тифлопсихологии: Учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов/ А.Г. Литвак, В.М. Сорокин, Т.П. Головина.—М.:

Просвещение, 1989.—110 с.
24. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии.—Л.: ЛГПИ им. А.И.

Герцена.—1973.—Гл. III.
25. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии: Учеб. пособие.—Л.:

ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1973.—155 с.
26. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.: Просвещение, 1982.—Гл. 7.—208с.
27. Литвак А.Г. Тифлопсихология.—М.:Просвещение, 1985.—Гл.

3,4,6,8,12.—208с.
28. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии.—М.: Просвещение, 1973.—С. 272.
29. Князев М.С.//Опыт работы незрячих работников интеллектуального труда.—М.:Из-во ВОС, 1983.—С. 35.
30. Морозов Н.Г. Интересы и мечты слепых и слабовидящих школьников //Спец. школа.—1964.—Вып. 1.—С. 57-64.
31. Силкин Л.Н. Психологическая диагностика личности и психотерапия инвалидов по зрению.—М.: Из-во ВОС, 1984
32. Сорокин В.М. Некоторые вопросы воображения в общей и специальной психологии //Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих.—Л.:

ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1982.—С. 61-73.
33. Белоголовцев С.Д.//Опыт работы работников интеллектуального труда.—М.:

Из-во ВОС, 1983.—С.41.
34. Фомина Л.А., Румянцева П.Л. Слуховое и тактильное внимание слепых детей. // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И. Герцена.—Л., 1955.—Т.100.—С.311-321.
35. Хватцев М.Е. Недостатки речи у слепых детей и подростков и методы предупреждения и устранения их. // Учен. зап. ЛГПИ им. А.И.

Герцена.—Л.,1983.—Т. 13.—С.127-156.
36. Ярмоленко А.В. Осязание в процессе познания и труда.—М.: Из-во АПН

РСФСР, 1959.—Гл. 1.

Оглавление.

Введение. 2


Глава I. 6


§1.1. Компенсация в тифлопсихологии. 6


§1.2. Внимание слепых и слабовидящих. 8


§1.3. Речевая деятельность слепых и слабовидящих. 10


§1.5. Восприятие слепых и слабовидящих. 14


§1.6. Представления слепых и слабовидящих. 16


§1.7. Память слепых и слабовидящих. 17


§1.8. Мышление слепых и слабовидящих. 18


§1.9. Воображение слепых. 20


§1.10. Личность и межличностные отношения при тяжёлых нарушениях зрения.
22


Глава II. 28


§2.1. Деятельность при дефектах зрения. 28


§2.2. Общие сведения о труде слепых. 30


§2.3. Труд слепых за границей. 30


§2.4. Выбор сферы трудовой деятельности слепых. 31


§2.5. Особенности, возникающие при выборе профессии. 33


§2.6. Профессии интеллектуального труда, доступные слепым. 34


§2.7. Из опыта отечественной профориентации детей-инвалидов по зрению.
38


Заключение. 40


Литература: 42


Оглавление. 44

29

33


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.