Рефераты. Профориентация детей-инвалидов по зрению p> «Совместная деятельность сохранных анализаторных систем должна способствовать формированию смешанного типа памяти либо, при абсолютном доминировании в деятельности одного анализатора, создавать соответственно одноимённый тип памяти».16

§1.8. Мышление слепых и слабовидящих.

«Мышление—опосредованное и обобщённое отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности».11

Мышление возникает и развивается на основе чувственного отражения. Но связь мышления с ощущениями, восприятиями и представлениями не исчерпывается зависимостью от количества и качества чувственных данных, а имеет двусторонний характер. Возникая на базе «живого созерцания», мышление оказывает корригирующее влияние на процессы чувственного познания, проявляющееся в осознанности и обобщённости образов.

Дефекты функций зрения оказывают влияние на процесс интеллектуального развития.

Однако, «…отсутствие или неполноценность зрительных впечатлений не может остановить или исказить до неузнаваемости общий ход развития мышления, т.к. основные физические, пространственные и временные свойства и отношения движущейся материи с достаточной полнотой отражаются сохранными анализаторными системами».26

Функции мышления при слепоте те же, что и у зрячих людей. Однако при дефектах зрения затруднено восприятие. Поэтому мышлению слепых приходится преодолевать пробелы и пропуски чувственного восприятия.

Одной из детерминант компенсации неполного или неточного восприятия у слепых и слабовидящих—фундаментальное свойство мышления—опосредованность, позволяющая ему при помощи умозаключений раскрыть сущность недоступных для восприятия предметов и явлений.

Следует подчеркнуть, что человеческое мышления выявляет существенные связи и отношения и их обобщает, но оно отражает также и свойства и сущность объектов. Именно эта возможность отражать свойства и сущность объектов в их общих и существенных определениях лежит в основе компенсаторной функции мышления. «Не абстрактные схемы, не символы, а…реальные конкретные представления, образы воображения и понятия, отражающие недоступные для непосредственного восприятия объекты, формируются у слепых и слабовидящих в результате опосредованного отражения, что способствует расширению и углублению познавательных возможностей».27

Успешность мыслительных операций на уровне чувственного отражения зависит от сохранности и степени развития анализаторного аппарата.

Глубокие нарушения функций зрения влекут затруднения в сфере восприятия. Они также затрудняют операции анализа и синтеза различных сторон познания окружающей действительности. Это объясняется, во-первых, недостаточно полным отражением свойств и признаков объектов, а, во-вторых, сложностью осязательного и нарушенного зрительного восприятия, препятствующих формированию целостного образа, в результате, чего страдает сравнение и дифференцировка. Эти же причины являются основой трудностей при вычленении наиболее существенных, характерных свойств и связей объектов познания.

Одна из важных мыслительных операций—сравнение—установление степени тождества или различия при сопоставлении объектов. Сравнение, также как анализ и синтез, включены во все мыслительные операции.

Невозможность или сложность получения ряда чувственных данных при дефектах зрения препятствует тонкому различению и дифференцировке объектов, а значит и их сравнению.

На операции сравнения основана классификация и систематизация, т.е. объединение объектов по сходным признакам. По данным А.Г. Литвака, часто наблюдающееся у слепых выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации.

Абстрагирование—отвлечение от одних сторон объекта при одновременном выделении других; обобщение—объединение объектов на основе общих существенных признаков; конкретизация—применение обобщённых знаний к частным, конкретным случаям. Опираясь на факты, свидетельствующие о трудностях, испытываемые слепыми при анализе-синтезе, а также исходя из положения о единстве чувственного и логического, можно говорить о том, что дефекты в сфере чувственного познания отражаются на всех мыслительных операциях.

Таким образом, «…полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную сферу, «…отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности и мышления слепых».27 К такому выводу приходит А.Г. Литвак и мы вместе с ним.

Но опыт тифлопедагогической деятельности многих исследователей, в том числе и А.Г. Литвака, показывает, что эти недостатки не делают мышление слепых необратимо неполноценным. В процессе обучения и воспитания в значительной мере устраняется основная причина замедленного развития мышления—пробелы в сфере чувственных, конкретных знаний. Направляя и организуя восприятие, расширяя и уточняя круг представлений, формируя на их основе полноценные понятия, учитель специальной школы способствует успешному развитию системы операций мыслительной деятельности слепых.

Один из основных дидактических принципов—принцип наглядности имеет для слепых особо важное значение: на его основе возможно нормальное усвоение понятий, которые по своей природе не могут не опираться на наглядные образы действительности.

«Имеются все основания утверждать, что формирование видов и типов мышления при дефектах зрения проходит через те же этапы, что и в норме, и логическое (теоретическое) мышление может развиваться только на основе высокоразвитого наглядно-действенного и наглядно-образного мышления».23

Итак, мыслительная деятельность слепых подчиняется в своём развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. И хотя сокращение чувственного опыта вносит определённую специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить его сущности.

Отмеченные выше отклонения в развитии мышления от нормы могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

§1.9. Воображение слепых.

Воображение—«психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта…».11

Воображение—это форма отражения действительности, в которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того никогда не воспринимавшиеся.

Преобразуя имеющиеся представления и понятия, воображение расширяет сферу познания, даёт возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности.

Воображение отличается по своим функциям от представлений (образы памяти воспроизводят, а образы воображения реконструируют прошлый опыт), но тесно с ними связано. Поэтому, узость круга, фрагментарность, недостаточная обобщённость и другие недостатки образов памяти сказываются на процессе воображения.

Сужение сферы чувственного познания при дефектах зрения обедняет восприятие и представление и ограничивает воображение. Герман Джестроу,
Челпанов, изучавшие сновидения слепых, установили их зависимость от времени и степени нарушения зрения: наиболее яркие сновидения имеют место у лиц, ослепших в зрелом возрасте. Сновидения же ослепших в детстве бедны образами, туманны и лишены зрительных элементов.

Но, не смотря на ограниченные возможности, воображение слепых используется в процессах деятельности, восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя, таким образом, компенсаторную функцию.

Важная роль в компенсации дефектов зрения принадлежит «воссоздающему воображению». При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступных для непосредственного отражения.

Ослепшие, на основе сохранившихся зрительных представлений могут создавать новые яркие образы воображения. А наличие остаточного зрения расширяет такие возможности в это виде психической деятельности.

То есть, сила воображения находится в прямой зависимости от состояния зрительных функций (при прочих равных условиях: возраст, развитие мышления, чувственный опыт и т.д.).

«Независимо от того, образами какой модальности—зрительными, слуховыми, осязательными—оперируют при воссоздающем воображении слепые, процесс их реконструкции протекает так же, как и у нормально видящих, и имеет своей физиологической основой образование новых сочетаний временных нервных связей, ранее сформировавшихся в коре больших полушарий».27

Развитие воссоздающего воображения у слепых—важная задача педагогического процесса и социального работника, ставящего задачу профессиональной ориентации школьника-инвалида. Целенаправленное, управляемое воспитание воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опираясь на недостаточные по полноте и осмысленности представления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни.

Это может проявляться при пассивном воображении, к которому в силу своего малоподвижного образа жизни, недостаточно активного включения в деятельность склонны слепые. «Воображение под влиянием потребностей, чувств и эмоций и не регулируемое волей и сознанием, даёт нереальные фантастические образы: слепые видят себя лётчиками, капитанами и т.д. Такой отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности».30

Необходимо глубокое осознание своего недостатка человеком с дефектом зрения, оценка своих возможностей, знакомство с той сферой деятельности, где он сможет наиболее полно проявить свои силы.

Некоторые авторы отмечают высокое развитие творческого воображения слепых, их особую склонность к литературной, музыкальной и другим видам творческой деятельности. Это иногда находит подтверждение в реальной жизни.

§1.10. Личность и межличностные отношения при тяжёлых нарушениях зрения.

Раскрывая особенности формирования личности школьника с нарушенным зрением, мы сможем формировать активную, гармонически развитую личность, эффективно включать таких детей в учебно-восстановительный процесс, а в последствии таких людей в полноценную трудовую деятельность.

На протяжении многих столетий в обыденном сознании складывалось представление о личности слепого как о личности глубоко ущербной, обладающей рядом специфических черт, отличающих слепых от нормально видящих. Слепым присвоены разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых
(внушаемость, негативизм) черт характера. Всё это—прямое следствие нарушения зрения. Поэтому слепой—человек абсолютно иного рода. А возможности формирования положительных свойств и совершенствование его личности считались крайне ограниченными.

Л.С. Выготский показал, что любой дефект, любой телесный недостаток является фактором, изменяющим отношения человека с окружающим миром, главным образом с людьми, и дающим в результате «социальную ненормальность поведения».8

То есть, органический дефект изменяет социальную позицию, провоцирует возникновение у слепого иных, нежели у зрячих, социальных установок.

Для слепых отсутствие зрения само по себе не является фактором психологическим, они не чувствуют себя погружёнными во мрак.
Психологическим фактором слепота становится только тогда, когда они вступают в общение со здоровыми людьми.

Нарушение социальных контактов приводит к отклонениям в формировании личности слепого и может вызвать появление негативных характерологических особенностей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.