Рефераты. Профессиональные болезни

Профессиональные болезни

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ

БОЛЕЗНИ

МЕТОДИЧЕСКОЕ РАЗРАБОТКА

БИНАРНОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕРАПИИ,
СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ
И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Специальность 0401

«Лечебное дело»

Подготовила преподаватель
СОДЕРЖАНИЕ

СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ 3
МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ 4
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ. 5
ПЛАН ЗАНЯТИЯ 7
ОСНАЩЕНИЕ 8
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ 9
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ 10

ЧАСТЬ I РОЛЕВАЯ ИГРА 18

ИГРОВЫЕ ЦЕЛИ: 18
ПРАВИЛА ИГРЫ 19
ИНСТРУКТАЖ (КОМПЛЕКТ РОЛЕЙ И ФУНКЦИЙ ИГРОКОВ) 20
СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 1 23
СЦЕНАРИЙ СИТУАЦИИ № 2. 25
СХЕМА РОЛЕВОЙ ИГРЫ 27
ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУПП 28
ОЦЕНКА «ЭКСПЕРТАМИ». 31
ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ: 32
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИГРЫ И ЗАНЯТИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ 33

ЧАСТЬ II. ПРИЛОЖЕНИЕ 34

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ ТЕСТОВОГО КОНТРОЛЯ 34
ЛИТЕРАТУРА 35

СХЕМА ИНТЕГРАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ

“ИСТОКИ” “ВЫХОД”

|Пропедевтика | | |
|внутренних | | |
|болезней. | | |
|Методы | | |
|исследования | | |
|пульмонологиче| | |
|ских больных. | | |
| | | |
|Сестринское | | |
|дело. | | |
|Манипуляции. | | |
| | | |
|Клиническая | | |
|фармакология. | | |
|Антидоты, | | |
|бронхолитики, | | |
|(2-агонисты, | | |
|метилксантинов| | |
|ые пр-ты, | | |
|противовоспали| | |
|тельные ср-ва | | |
| | | |
|Терапия. | |Социальная |
|Острые и | |гигиена и |
|хронические | |организация |
|бронхиты, | |здравоохранения.|
|пневмокониозы,| | |
|гепатиты. | | |
| | | |
|Общая гигиена.| | |
|Влияние | | |
|производственн| | |
|ых факторов на| | |
|здоровье | | |
|человека. | | |
| | | |
|Соцгигиена и | | |
|организация | | |
|здравоохранени| | |
|я. Организация| | |
|мед. помощи | | |
|городскому | | |
|населению. | | |

МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

В практической деятельности фельдшера, работающего в условиях промышленных производств, встречаются вредные факторы, которые при определенных условиях вызывают развитие профессиональных болезней.
Клинические формы их весьма разнообразны и во многом зависят от физических, химических и биологических особенностей повреждающих факторов, от места воздействия их на организм, путей проникновения в организм, длительности и интенсивности воздействия.

В клинической картине профессиональных болезней могут превалировать как поражения отдельных органов (сердца, легких, печени) так и систем (крови, нервной системы).

В тоже время при воздействии некоторых производственных факторов могут наблюдаються полиорганные поражения вследствие политропного воздействия на организм.

Диагностировать профессиональные болезни является ответственным и нередко весьма сложным делом, т. к. клиническая картина большинства профессиональных болезней (пылевой бронхит, хронический токсический гепатит), особенно на ранних стадиях, мало отличается от клинической картины подобных форм непрофессиональных заболеваний.

Тема актуальна, т. к. при изучении состояния профессиональной патологии по данным Государственной экспертизы по условиям труда (годовая форма № 1) на долю женщин-работниц приходится 2,5 % профессиональных заболеваний, а ведущее место в профессиональной патологии среди женщин принадлежит пылевым заболеваниям легких – 41 %. Кроме того на территории Ростовской области сосредоточены почти все отрасли промышленности России (кроме горнорудной и лесной), а на территории города Волгодонска имеются промышленные предприятия, такие как «Атоммаш», химзавод, комбинат древесных плит, АЭС).
В период становления рыночной экономики и появления новых для России хозяйственных отношений, условия труда продолжают оставаться неудовлетворительными. По материалам съезда гигиенистов и санитарных врачей
(декабрь 1996 год) на предприятиях страны 70-90 % эксплуатируемого оборудования изношено и морально устарело, а 80 % вновь выпускаемого оборудования не соответствует нормам и требованиям безопасности и гигиены труда; уровни вредных производственных факторов превышают предельно допустимые более чем в трети случаев исследований. В связи с тем, что профессиональные заболевания (пылевой бронхит, хронический гепатит токсического генеза) изучаются как региональный компонент, возникла идея провести бинарное занятие с преподавателем предмета «Социальная гигиена и организация здравоохранения» Демьяновой Л.М. Целью такого занятия является: показать преемственность в обучении и алгоритм учебной деятельности, близкой к профессиональной.

РАЗДЕЛ: Профессиональные болезни.

ТЕМА: “Интоксикация веществами раздражающего действия. Пылевые бронхиты”.

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

Учебные:
Ознакомить с проблемой цеховой службы.
Научить диагностировать профессиональные заболевания. Сформировать навыки по оформлению медицинской документации.
Приблизить обучаемого к профессиональной компетентности.

Воспитательные:
Воспитывать чувство бережного, тактичного обращения с пациентами при проведении опроса, обследования, манипуляций. поддерживать традицию сложившихся межпредметных связей.

Развивающие:
Сформировать навык работы с документацией.
Развить навык выступления перед аудиторией. выявить потенциал творческих возможностей каждого студента.

Студент должен знать:
Функциональные обязанности фельдшера на здравпункте.
Основные положения; инструкции; методические материалы по обследованию, диагностике и лечению больных, имеющих профессиональные болезни.
Проведение реабилитационных и профилактических мероприятий.
Приказы № 555 МЗ РФ от 29.09.89, № 90 МЗ РФ от 14.03.96.

Студент должен уметь: анализировать влияние условий труда на развитие профессионального заболевания.
Интерпретировать основные вредные факторы.
Провести целенаправленное обследование, согласно приказа № 535.
Сформулировать диагноз профессионального заболевание.
Назначить рациональную, адекватную терапию.
Уметь оказать экстренную медицинскую помощь при острых интоксикациях и неотложных состояниях.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Продолжительность занятия 170 минут.

|Преподаватель по |Преподаватель по |Студенты гр 1 и |Время в минутах |
|терапии |гигиене |гр 2 | |
|I. Организационная часть |1-2 |
|Объявляет тему |Рассказывает о |Дают |10 |
|занятия |проблемах |характеристику | |
|гр. 1 |изучаемой темы |экологической | |
| |гр. 2 |ситуации в г. | |
| | |Волгодонске. | |
|Знакомит с |Знакомит с |Слушают, делают |3-5 |
|учебными целями |учебными целями: |заметки | |
| |а) конечные | | |
| |б) | | |
| |профессиональные | | |
|тест |тест |Работают с тестами|10 |
|Перечисляет |Проверка текстов |Слушают |5 |
|функции фельдшера |Напоминает о | | |
|на здравпункте. |приказе № 555 | | |
|Напоминает о | | | |
|документации на | | | |
|здравпункте. | | | |
|Проверяет тексты | | | |
|Знакомит с |Дополняет, |Распределяют роли |3-5 |
|инструкцией РИ |уточняет, | | |
| |консультирует. | | |
|II. Самостоятельная работа (ролевая игра). |
|Следят и контролируют регламент | | |
|ситуацию № 1 |ситуацию № 2 |РИ ситуации № 1 |90 |
|Комментируют ошибки по очереди |РИ ситуации № 2 | |
|III. Заключительная часть: дискуссия |
|Проверка |Проверка |Оформление |20 |
|документации |документации |документов | |
|IV. Оценка деятельности групп |
| |мнения студентов |10 |
|группы № 1 |группы № 2 |мнения коллег |10 |
|V. Подведение итогов занятия преподавателями |

Выводы: 1. Что удалось? 2. Что не удалось?
Примечание: Самостоятельная работа по подготовке к занятию 2 дня внеаудиторской работы

ОСНАЩЕНИЕ


| |Фельдшера на ЗП |амбулат. карта (ф 025) |
| | |журналы |
| | |фонендоскоп, тонометр |
| | |приказ № 555 МЗ РФ от 29.09.89; № |
| | |90 от 14.03.96. |
| | |списки работающих во вредных |
| | |условиях |
| | |сумка с лек. препаратами |
| |Цехового врача |амбулат. карта (ф 025) |
| | |диспансерная карта (ф 30) |
| | |диспансерный журнал |
| | |списки работающих во вредных |
| | |условиях |
| | |паспорт участка |
| |Администратора цеха |сан. гигиенический паспорт цеха |
| | |приказ № 555 МЗ РФ от 29.09.89 |
| | |списки работающих во вредных |
| | |условиях |
| |Процедурной м/с |сейф для хранения лек. препаратов |
| | |тетрадь для списания наркотиков |
| | |шприцы, иглы, 2 капельницы |
| | |лотки, спирт, вата, бинт |
| | |перчатки |
| |Помощника сан. врача |приказ № 555 МЗ РФ от 29.09.89 |
| | |бланки анализов |
| | |экстренное извещение в СЭС |
| | |сан. гигиеническая характеристика |
| | |участков (цехов) |
| |Лаборанта |1. бланки анализов (кл. ан. крови, |
| | |биохим. ан. крови, анализ мочи |
| |Фармаколога |1. лекарственные препараты для |
| | |проведения н/т при отравлении |
| | |кислотами, щелочами, бронхолитики, |
| | |антибиотики и т. д. |

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ

ВОПРОСЫ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

ПО ТЕМЕ: “Интоксикация веществами раздражающего действия”.

1. Перечислите основные токсические вещества раздражающего действия.
2. Какова роль физических свойств токсических веществ в развитии поражений органов дыхания?
3. Изложите Ваши представления о патогенезе поражений органов дыхания токсико-химической этиологии.
4. Назовите основные клинические формы поражений органов дыхания токсико- химической этиологии.
5. Опишите клиническую картину отравлений кислотами и щелочами.
6. Назовите принципы оказания неотложной помощи при острых токсических поражениях органов дыхания, печени и почек.
7. Охарактеризуйте комплекс лечебных мероприятий при хронических заболеваниях органов дыхания, поражении печени и почек токсико-химической этиологии.

«Пылевые бронхиты»

1. В каких сферах производства работающие подвергаются воздействию пылевых факторов?
2. Какие виды производственной пыли вам известны?
3. Какие свойства производственной пыли определяют ее способность вызывать хронический пылевой бронхит?
4. Какие факторы производственной среды и особенности организма способствуют развитию этого заболевания?
5. Перечислите жалобы, свойственные больным хроническим пылевым бронхитом.

Имеются ли жалобы специфичные для пылевого бронхита?
6. Какие объективные симптомы выявляются при хроническом пылевом бронхите?

Есть ли среди них специфические?
7. Какие вы знаете основные инструментальные методы исследования, используемые в диагностике пылевых бронхитов?
8. Перечислите критерии этиологической диагностики хронического пылевого бронхита (обоснуйте связь заболевания с воздействием производственной пыли).
9. Перечислите принципы лечения больных хроническим пылевым бронхитом.
10. Направления технической, санитарно-гигиенической и медицинской профилактики пылевого бронхита?
11. Как Вы представляете себе роль помощника санитарного врача в установлении связи хронического бронхита с профессией?

Разбор темы. Контроль исходного уровня знаний.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

ПО ТЕМЕ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ»

(3 ВАРИАНТА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ).

Инструкция: выбери 1 наиболее верный ответ.

Вариант № 1.
1. Для установления профессионального заболевания санитарно-гигиеническую характеристику составляет: а) администрация предприятия б) начальник цеха в) инспектор по технике безопасности г) врач СЭС д) цеховой врач

2. Сроки расследования острых профессиональных интоксикаций: а) 1 сутки в) 3 суток б) 1 неделя г) 1 месяц
1. Сроки расследования хронических профессиональных заболеваний: а) 1 сутки в)1 неделя б) 3 суток г) 1 месяц
2. При не осложненном силикозе наиболее частыми жалобами являются все перечисленные, кроме а) сухой кашель д) боли в грудной клетке б) кашель с мокротой ж) головная боль в) кровохарканье з) затрудненное дыхание г) одышка

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.