Рефераты. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР

Таблица 2. Характеристика метаболических реакций в СД девушек-спринтеров групп спортивного совершенствования СДЮШОР в беге на 400 м, ±

Группа и год об учения

Результат, с

Биохимические показатели

La'3 мин, мМ/л

Рн, мМ/л

Кр, мкМ/л

Гл, мМ/л

УТГ, 3-й

65, 75

13, 68±1, 99

1, 69±0, 16

106, 0±14, 23

4, 94±0, 60

УТГ, 4-й

62, 65

14, 56±0, 98

1, 74±0, 21

107, 5±21, 79

5, 33±0, 75

ГСС, 1-й

59, 08

15, 19±1, 34

2, 30±0, 35

134, 83±26, 58

6, 45±0, 47

ГСС, 2-й

57, 32

15, 83±1, 45

2, 45±0, 39

158, 11±33, 69

7, 23±0, 58

ГСС, 3-й

55, 37

16, 01±1, 40

2, 34±0, 31

148, 13±29, 69

7, 40±0, 62

Таблица 3. Вариативность компонентов упражнения при определении параметров нагрузки в тренировочных заданиях у бегуний экспериментальной группы

Дистанция; результат, м/с

Вариативность факторов

Центр эксперимента Оxi

Шаг,

i

Уровень, - 1, 682

Уровень,

-1

Уровень,

+1

Уровень,

+1, 682

150 м (18, 9 с)

I. 7, 937-7, 212

(18, 9-20, 8)

II. 2-8

III.3-9

7, 574

(19, 8)

5

6

0, 363

3

3

7, 212

(20, 8)

8

3

7, 358

(20, 4)

7

4

7, 790

(19, 3)

3

8

7, 937

(18, 9)

2

9

300 м (40, 5 с)

I. 7, 407-6, 726

(40, 5-44, 6)

II. 3-9

III.3-7

7, 066

(42, 5)

6

5

0, 341

3

2

6, 726

(44, 6)

9

3

6, 863

(43, 7)

8

4

7, 269

(41, 3)

4

6

7, 407

(40, 5)

3

7

500 м (1.20, 3 с)

I. 6, 227-5, 682

(1.20, 3-1.28)

II. 3-9

III.3-7

5, 954

(1.24, 0)

6

4

0, 273

3

2

5, 682

(1.28, 0)

9

2

5, 792

(1.26, 3)

8

3

6, 116

(1.21, 8)

4

5

6, 227

(1.20, 3)

3

6

В экспериментальной работе было проведено обследование СД девушек-спринтеров группы спортивного совершенствования (ГСС) 2-го года обучения СДЮШОР в условиях естественного участия в состязаниях (бег на 400 м). Для выявления соревновательной эффективности в целях индивидуализации процесса подготовки спринтеров предлагается контроль за изменениями в энергообеспечении у каждой отдельной спортсменки по показателям КИГ (коэффициент интенсивности глюкозы), КИФ (коэффициент интенсивности фосфагенных реакций), КИК (коэффициент интенсивности креатинкиназных реакций). Они имеют однотипную формулу расчета, например:

100 x La инд.(ср.), мМ/л

КИГ400 = - --------------------------------------------, где

V400 инд.(ср.), м/с

КИГ400 - коэффициент интенсивности глюкозы на дистанции 400 м; Lа инд. (ср), мМ/л - индивидуальный средний показатель лактата, наблюдаемый в процессе восстановления на 3-й или 10-й мин по окончании бега, выражен в единицах системы СИ; V400 инд. (ср.), м/с - индивидуальная средняя скорость бега на дистанции 400 м. Знание показателей указанных коэффициентов дает возможность осуществлять направленный выбор ТЗ с учетом индивидуальной эффективности соревновательной дистанции и вносить соответствующие коррективы в методику тренировки.

Изучение индивидуальных особенностей СД спортсменок позволило разделить их на три группы на основании временных различий в преодолении контрольных отрезков дистанции. В первую группу вошли спортсменки (условно обозначим их А1 и В1), структура СД которых характеризовалась высокой скоростью на первой половине дистанции, значительно большей, чем на второй (V2001>V2002 ); во вторую группу - спортсменки (А2 и В2), достигавшие относительно высокой скорости именно на второй половине дистанции (V2002>Vср.200 2); в третью группу - спортсменки (А3 и В3), удерживавшие высокую скорость до 300-метрового участка дистанции, после которого скорость значительно падала. Отметим, что индивидуально-групповые отличия бегуний экспериментальной (А) и контрольной (В) групп по характеристикам СД подтвердились данными, отражающими особенности энергетики мышечной деятельности этих спортсменок (табл. 4).

Результаты проведенных нами исследований свидетельствуют, что отмеченные различия в уровне спортивных показателей и особенностях соревновательной структуры бега спортсменок обусловлены их энергетическими особенностями. У спортсменок группы А1 отмечаются высокие анаэробно-алактатные показатели по коэффициентам КИФ, КИК, что подчеркивает мощность креатинфосфатного механизма энергообеспечения. По-видимому, комплекс данных свойств функциональной подготовленности объясняется их предрасположенностью к достижению значительной скорости на первых 200 м.

У спортсменок группы А2, как это можно видеть из сравнительного анализа, намного выше средние групповые значения показателей КИГ, отражающие мощность гликолиза в энергетике мышечной деятельности. Отметим, что индивидуальные значения КИФ и КИК у спортсменок А2 уступают средним данным указанных коэффициентов для группы 17-летних спортсменок. Видимо, индивидуальность спортсменок группы А2 может быть учтена в случае, когда будет нивелирована функциональная недостаточность анаэробно-алактатных способностей.

У спортсменок группы А3 рассматриваемые коэффициенты находились в пределах нормальных величин, характерных для бегуний на 400 м ГСС 2-го года обучения. Вместе с тем направления индивидуальной подготовки указанных спортсменок предусматривали повышение функциональной готовности в пределах совершенствования гликолитического механизма энергообразования, обеспечивающего успех в СД бегуний на 400 м.

Результаты проведенных исследований свидетельствуют о том, что среди бегуний ГСС 2-го года обучения встречаются спортсменки с различной структурой СД и функциональными особенностями. На основании полученных данных нами было рекомендовано подготовку спринтеров планировать следующим образом: спортсменкам А1 - основное внимание уделить подготовке к выступлению на дистанции 200 м, спортсменкам А2 и А3 - считать главной для себя дистанцию 400 м и строить подготовку согласно требованиям СД именно на этой дистанции. Практические рекомендации по индивидуализации тренировочного процесса были разработаны применительно к этапу главных стартов соревновательного периода.

Таблица 4. Показатели метаболических реакций в СД бегуний на 400 м экспериментальной группы А на этапе ранних соревнований

Условное об означение групп спортсменок

Скорость бега на дистанции,

м/с

Показатели метаболических реакций, мМ/л

Значения коэффициентов, усл. ед.

Рн

Кр

КИГ

КИФ

КИК

А1

6, 867

15, 38

2, 46

0, 170

224, 0

35, 8

2, 48

А2

7, 055

16, 65

2, 22

0, 157

236, 0

31, 5

2, 23

А3

6, 960

15, 83

2, 34

0, 157

227, 4

33, 6

2, 25

Примечание. Для удобства восприятия все коэффициенты умножены на 100. КИГ - по М. Я. Набатниковой (1988).

Таблица 5. Система тренировочных заданий у спортсменок экспериментальной группы при реализации индивидуалъных программ подготовки

Условное обозначение групп спортсменок

Направленность заданий

Содержание ТЗ

Номера микроциклов и колич. повторений ТЗ в них

Дист

м

Время, с

Отдых,

мин

Колич. раз

1

2

3

4

А1

Совершенствование анаэробно-алактатного механизма

150

19, 8

5

6

 

1

1

 

150

19, 3

3

8

 

 

2

2

300

42, 5

6

5

2

1

 

 

А2

Совершенствование анаэробно-алактатного механизма

150

19, 3

3

8

 

1

1

 

300

41, 3

4

6

2

1

 

 

300

40, 5

3

7

 

 

1

2

А3

Совершенствование анаэробно-гликолитического механизма

300

41, 3

4

6

 

1

1

2

300

42, 5

6

5

 

1

1

 

500

1.24, 0

6

4

2

 

 

 

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.