Рефераты. Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР

Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР

Проектирование тренировочных заданий в учебных программах для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР

Кандидат педагогических наук, профессор Г. Н. Германов

Воронежский государственный институт физической культуры, Воронеж

Доктор педагогических наук, профессор В. Г. Никитушкин

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

Введение. Эффективность работы спортивных школ во многом зависит от должного обеспечения учебно-воспитательного процесса юных спортсменов программно-методическими документами, определяющее значение среди которых имеют учебные программы по видам спорта. Поэтому возникла необходимость дальнейшего научного совершенствования и творческой переработки программных документов в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, где обоснование нормативного и методического разделов программ становится актуальной научной задачей текущего времени. Как пример был разработан типовой план-проспект построения программ по видам спорта для ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР, учитывающий современные принципы спортивной подготовки юных спортсменов и базирующийся на результатах последних научных исследований, передовом опыте спортивной практики [15]. В основу типового плана-проспекта учебной программы легли требования нормативно-правового характера, регулирующие организационно - методическую деятельность спортивных школ, в нем представлены основные разделы типового положения о спортивной школе [11].

Методическая часть программ по видам спорта наряду с содержанием материала по основным видам подготовки, его распределением по годам обучения и в годичном цикле, рекомендуемыми объемами тренировочных и соревновательных нагрузок содержит практические материалы и методические рекомендации по проведению учебно-тренировочных занятий. Материал для практических занятий на этапе начальной подготовки и учебно-тренировочном этапе рекомендуется представлять в виде тренировочных заданий (ТЗ), сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности: ТЗ разминки, ТЗ для развития отдельных двигательных способностей, ТЗ для комплексного развития физических качеств, ТЗ для совершенствования спортивно-технического и тактического мастерства (табл. 1).

Каждое ТЗ должно ставить и решать конкретные педагогические и воспитательные задачи, включать комплекс упражнений и последовательность их выполнения, характеризоваться величиной нагрузки и режимом ее выполнения (длительность упражнения, интенсивность, количество повторений, режим отдыха), быть снабжено методическими и организационными указаниями. В типовом плане-проспекте учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР приводится примерная схема тренировочного задания для построения микроструктуры подготовки юных спортсменов.

Однако не во всех программах данная методическая установка решена в полной мере. Остаются неясными концептуальные подходы к пониманию сущности ТЗ и технологические аспекты их проектирования.

Опыт многих ведущих и зарубежных тренеров, работающих в различных видах спорта, в том числе со спортивными резервами, показывает, что основной организационной формой и элементом структуры спортивной тренировки является ТЗ. Как мы выяснили, ряд тренеров имеют набор направленных заданий (двигательных, игровых, смысловых и т. п.) с определенной тактикой их использования в тренировочном занятии. Однако многие специалисты рассчитывают на свой личный опыт.

Таблица 1. Примерная схема тренировочного задания

Этап и год обучения

Содержание и характер упражнений

Дозировка нагрузки, режимы выполнения

Методические указания

Организационные указания

Таким образом, разработка блоков ТЗ, систематизация их по преимущественной направленности и остроте воздействия, обоснование возможности их включения в тренировочный процесс юных спортсменов остаются важным направлением научной и экспериментальной практики, требующим неотложного решения в большинстве видов спорта. Работ по экспериментальному обоснованию программированного построения микроструктуры спортивной тренировки явно недостаточно [4, 7, 8].

Постановка проблемы. Отечественные и зарубежные специалисты утверждают, что теория построения спортивной тренировки [8, 9, 13] продолжает развиваться, пополняясь новыми теоретическими воззрениями и научными положениями, расширяющими наше представление о структуре тренировочного процесса юных и квалифицированных спортсменов. До недавнего времени считалось, что основой спортивной тренировки является уровень микроструктуры, представленный отдельным ТЗ или совокупностью занятий, обозначенных как микроцикл спортивной тренировки. Вместе с тем в рамках отдельного ТЗ выполняется достаточно большое множество разнообразных по структуре и ответным реакциям двигательных действий, порой не только выстроенных по принципу кумулятивного наращивания тренированности, но и создающих отрицательную суммацию эффектов. Именно поэтому многие исследователи выделяют в качестве основы микроструктуры тренировки юных спортсменов ТЗ, целесообразное комплексирование и сочетание которых обеспечит эффективное построение каждого из них.

Итак, что же представляет собой ТЗ? Это - первичный элемент (звено) в структуре спортивной тренировки и процесса физического воспитания [1, 2, 14, 10, 12, 16, 5 и др.]. В системе программно-методического обеспечения подготовки спортивных резервов ТЗ сравнительно недавно получили признание и терминологическое обоснование. Современные теоретические представления о сущности ТЗ как исходном элементе структуры тренировки довольно противоречивы. Многие исследователи при этом отождествляют ТЗ с нагрузкой. Однако нагрузка и отдых как компоненты методов упражнения только тогда приобретают педагогический смысл, когда, объединенные в ТЗ связаны педагогической целью по достижению программируемого тренировочного эффекта.

В. Г. Алабин [1, 2] предлагает следующее определение: "тренировочное задание - это часть плана тренировочного занятия, состоящего из одного упражнения или комплекса физических упражнений, выполняемых для решения определенных педагогических задач тренировочного процесса". В своих рассуждениях В. Г. Алабин оговаривает важное условие построения ТЗ - педагогическое и функциональное воздействие на спортсмена в процессе выполнения этого задания. Таким образом, первоосновной в структуре ТЗ следует признать цель - тренировочный эффект, а всю замкнутую структуру представить в виде схемы (см. рисунок).

Тренировочное задание следует определить как технологическую форму организации упражнения для решения целевой педагогической задачи достижения необходимых (должных) проявлений срочного тренировочного эффекта при четком сочетании воздействующих факторов - компонентов упражнения (длительности, интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха).

Вероятно, приведенные выше определение и методологический подход требуют уточнений, позиции и взгляды могут носить спорный, дискуссионный характер. Тем не менее данная проблематика представляет определенный научный интерес, требует научно-методического решения, проведения исследовательских изысканий, постановки практических экспериментов.

Экспериментальные результаты. Воздействие тренировочных нагрузок определяется основными компонентами методов упражнения - интенсивностью и продолжительностью выполнения, числом повторений и длительностью пауз отдыха. Строгое сочетание указанных факторов обуславливает величину и характер достигаемого тренировочного эффекта, причем варьирование каждого из параметров предопределяет направленное специфическое изменение в функциональной активности организма. Анализ научно-методической литературы показывает, что в качестве воздействующих факторов при планировании нагрузок в ТЗ юных бегуний на 400 м используются различные количественные повторения, интервалы отдыха и скорость бега. Так, для развития гликолитической производительности рекомендуются отрезки от 150 до 600 м, интенсивность выполнения упражнения должна варьироватьcя в пределах 90-100 %, интервалы отдыха необходимо устанавливать в 2-8 мин, количество повторений может достигать 3-9 раз и т. д. Столь широкая вариативность значений компонентов методов упражнения не позволяет конкретизировать ТЗ и индивидуализировать процесс подготовки спринтеров.

Структура тренировочного задания

Для программирования нагрузки в ТЗ беговой направленности по методу повторного упражнения у бегуний на 400 м были использованы методы планирования эксперимента при поиске оптимальных условий, которые получили свою обоснованность в педагогических исследованиях.

В проведенном исследовании изучался характер срочных реакций на нагрузку собственно соревновательного упражнения, выявлялась роль энергетических процессов в результативности соревновательной деятельности бегуний на 400 м групп спортивного совершенствования СДЮШОР. В исследовании участвовала 41 спортсменка. Биохимический контроль эффективности соревновательной деятельности проводился в условиях республиканских соревнований по легкой атлетике.

Использовались следующие стандартные методики определения биохимических показателей крови: определение молочной кислоты (лактат) в мМоль/л, контроль за концентрацией неорганического фосфора в мМоль/л, глюкозы (Гл) в мМоль/л.

Сбор материала осуществлялся в условиях соревновательной и тренировочной деятельности. Пробы капиллярной крови из пальца брали непосредственно перед стартом и на 3-й мин восстановления после финиша. В период обследований все спортсменки были здоровы, а исходные значения биохимических показателей крови соответствовали норме.

Анализ зависимости скорости бега на дистанции 400 м у бегуний 16-17 лет (табл. 2) от характеристик энергетического метаболизма в соревновательной деятельности (СД) позволяет принять в качестве фактора оптимизации выброс лактата на 3-й мин восстановления (r=0, 909; [4]).

В проведенном экспериментальном исследовании (факторный эксперимент) в качестве основных факторов, влияющих на процесс энергообеспечения, были выбраны: Х1 - время (скорость) бега на дистанции, с, Х2 - интервалы отдыха (мин), Х3 - количество повторений (раз). Величины варьирования выбранных переменных факторов приведены в табл.3.

Анализ показателей выхода La'3 мин в стандартной матрице планирования тренировочных заданий для трех переменных факторов и соответствующая математическая обработка исходных данных [3] позволили получить уравнения регрессии, отобразившие влияние отдельных компонентов методов упражнения на параметр оптимизации. Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 150 м, приняло вид: у=14, 71+ 0, 98Х1+ 1, 02Х2 - 0, 07Х3 - 3, 39Х1Х2 - 3, 67Х1Х3 - 1, 46Х2Х3. Продукция La'3 мин при беге на отрезках 150 м равнозначно определяется показателями скорости бега - b1=0, 98 и интервалами отдыха - b2=1, 02, тогда как влияния количества повторений не наблюдается. Существенное отрицательное влияние наблюдается при повышении скорости бега и уменьшении интервалов отдыха - b1, 2= - 3, 39, повышении скорости бега и увеличении числа повторений - b1, 3= - 3, 67, уменьшении интервалов отдыха и увеличении числа повторений - b2, 3= - 1, 46. Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 300 м, приняло вид: у=14, 51 + 1, 32Х1+ 1, 34Х2 - 0, 07Х3 - 0, 28Х1Х2 - 0, 04Х1Х3 - 0, 19Х2Х3. В нем вновь подтвердилась зависимость выхода лактата от высоких показателей скорости бега - b1=1, 32 и малых интервалов отдыха - b1=1, 34. Уравнение регрессии, характеризующее влияние факторов на дистанции 500 м, приняло вид: у=16, 87 + 0, 46Х1 - 0, 23Х2 - 059Х3 - 1, 34Х1Х2 - 0, 06Х1Х3 + 0, 38Х2Х3. По-прежнему значимым остается влияние фактора скорости бега - b2=0, 46, влияние малых интервалов отдыха сказывается отрицательно - b2=-0, 23, отрицательным становится и увеличение числа повторений - b3=-0, 59.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.