Опора на прецедентные феномены культуры иностранных туристов при организации маркетинговых коммуникаций, включая рекламную и выставочную деятельность, приема и обслуживания туристов, в т.ч. экскурсионных услуг, обеспечивает адекватность воздействия на национальное сознание, а значит и эффективность межкультурной коммуникации, и в конечном итоге, наивысшую степень удовлетворения ожиданий и запросов потребителей культурного турпродукта во время путешествия, способствуя пониманию культурных обычаев и традиций разных стран и народов в условиях глобализирующегося мира.
Объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок.
Оценка культурных комплексов для туристских целей может проводиться двумя основными методами:[18]
1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;
2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.
Эти методы во многом субъективны: культурные комплексы, высоко оцениваемые специалистами, не всегда вызывают адекватную реакцию у туристов. Необходимое и достаточное время для осмотра объектов в известной степени определяется их доступностью и построением экскурсионных маршрутов. Наконец, представление о ценности культурных комплексов зависит от уровня образования, национальных особенностей туристов. В большинстве случаев интерес к объектам культуры определяется модой. [19]
Важной характеристикой культурного комплекса является стабильность его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения. Этот фактор связан с долговременностью интереса туристов к конкретному культурному объекту. Сохраняется стабильность интереса туристов к таким объектам мирового культурного наследия, как египетские пирамиды, античная архитектура и др. Вместе с тем ряд объектов, например, ленинские места, наиболее посещаемые в советский период в России, утратил свою притягательность с изменением идеологических установок в обществе. Поэтому одной из основных задач организаторов туризма является не только создание культурного комплекса для туризма, но и сохранение его на достаточно длительный исторический период.
Таблица 3.1
Объекты из Списка Всемирного культурного наследия, находящиеся на территории Российской Федерации
Наименование объекта
Год включения в Список Всемирного наследия
1
Московский Кремль и Красная площадь
1990
2
Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников
3
Погост Кижи (Республика Карелия)
4
Исторические памятники Великого Новгорода и окрестностей
1992
5
Историко-культурный комплекс Соловецких островов (Архангельская область)
6
Белокаменные памятники Владимира и Суздаля (Владимирская область)
7
Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры в городе Сергиев Посад (Московская область)
1993
8
Церковь Вознесения в Коломенском (Москва)
1994
9
Историко-архитектурный комплекс Казанского кремля (Республика Татарстан)
2000
10
Ансамбль Ферапонтова монастыря (Вологодская область)
И
Куршская коса (совместный российско-литовский объект, Калининградская область)
12
Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента (Республика Дагестан)
2003
13
Ансамбль Новодевичьего монастыря (Москва)
2005
14
Исторический центр Ярославля
15
Геодезическая дуга Струве (Белоруссия, Латвия, Литва, Норвегия, Молдавия, Россия, Украина, Финляндия, Швеция, Эстония)
Регион, заинтересованный в привлечении туристов, должен разумно планировать и развивать специальные программы и мероприятия, способствующие повышению интереса к его культуре, распространять информацию о своем культурном потенциале в расчете на привлечение потенциальных туристов.
Основная часть территории России расположена в сложных некомфортабельных природно-климатических условиях. Это означает, что так называемый «пляжный отдых» в пределах Российской Федерации имеет весьма ограниченное пространство и ярко выраженную сезонность. Поэтому привлекательность российского турпродукта традиционно связывают с культурными объектами страны и развитием культурного туризма.
В Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО включено 20 крупных объектов России. Вместе с тем в стране общее количество памятников составляет более 85 тысяч. Государственная часть музейного фонда насчитывает 56,8 млн. единиц музейных предметов[20]. Музеи, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, по территориям распространены равномерно. Этот богатейший ресурс может и должен быть использован в туристской деятельности на территории России.
Подлинными музеями под открытым небом являются города-курорты федерального значения: Сочи, Кисловодск, Анапа и др., тем более что их архитектура соединяется с уникальным природным окружением.
За последние годы заметно возросла посещаемость национальных парков, на территории которых находятся памятники культурного наследия.
Таблица 3.2
Национальные парки в Российской Федерации с многочисленными памятниками истории и культуры на своей территории и их посещаемость[21]
Национальный парк
Субъект Российской Федерации
Посещаемость, тыс. чел.
2006 г.
2007 г.
«Кенозерский»
Архангельская область
5,1
7,2
«Русский Север»
Вологодская область
390,0
540,0
«Плещеево озеро»
Ярославская область
22,5
30,5
«Валдайский»
Новгородская область
73,7
76,7
«Мещерский»
Рязанская область
5,0
8,1
«Угра»
Калужская область
167,0
214,0
«Сочинский»
Краснодарский край
590,6
684,8
«Самарская Лука»
Самарская область
5,6
9,1
«Прибайкальский»
Иркутская область
23,2
26,0
Практически все туристы, приезжающие в Россию из-за рубежа, а также многие жители России посещают Москву и Санкт-Петербург. Это обусловлено не только их столичностью, именно здесь располагаются наиболее известные в России памятники культуры, музеи, театры, выставочные залы. Общемировую славу имеют московские и санкт-петербургские музеи. Это, прежде всего, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей и др.
Таблица 3.3
Посещаемость музеев Москвы и Санкт-Петербурга в 2007 г.[22]
Наименование музея и его местонахождение
Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)
3412,9
Всероссийское объединение «Государственная Третьяковская галерея» (Москва)
2569,3
Государственный Исторический музей (Москва)
1549,4
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (Москва)
995,3
Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)
812,3
Политехнический музей (Москва)
629,6
Государственный центральный музей современной истории России (Москва)
521,0
Центральный музей Великой Отечественной войны (Москва)
479,3
Всероссийский музей декоративно-прикладного искусства (Москва)
412,3
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14