Следует отметить, что данная классификация не претендует на полный охват, так как по каждому подвиду культурного туризма можно создать огромное множество различных турпродуктов. В то же время подчеркивается, что профессиональный исторический, этнографический, археологический, архитектурный, религиозный и т.д. историко-культурный туризм тесно переплетается с научным туризмом и будет иметь в основном вид научных экспедиций, конференций. Профессиональный фольклорный туризм – это участие коллективов в различного рода представлениях и фестивалях. Для специализированного культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур – с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.
Неспециализированный культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.
Сделан вывод, что культурный туризм является механизмом сохранения достояния страны, которое рассматривается не только как культурный, но и как экономический потенциал территорий, как невостребованный ресурс их социально-экономического развития, который очень важно использовать в полной мере. Развитие в регионах культурного туризма может рассматриваться как средство координации деятельности федеральных и территориальных органов управления и многочисленных участников процесса возрождения территорий путем привлечения средств различных инвесторов, включая субъекты хозяйственной деятельности, предпринимательские структуры, общественные организации.
Решение одной из ключевых задач развития отечественного историко-культурного туризма требует осуществления масштабных инвестиций. Однако в этом отношении российский культурный туризм оказался в своеобразном замкнутом круге: низкий уровень производства услуг, обусловленный слабыми инвестициями в памятники истории и культуру, ведет к слабому спросу и небольшому доходу, получаемому в результате оказания этих услуг. Небольшой доход и, как следствие, небольшие денежные накопления ведут к слабым инвестициям в индустрию культурного туризма.
Деятельность в области культурного туризма, являющаяся интеграционной составной частью национальной экономической системы, должна планироваться, направляться и координироваться комплексно, затрагивать все аспекты его развития – правовые, экономические, организационные, социальные, историко-культурные, научно-образовательные, экологические. Отмечается, что в каждом из этих направлений должен реализовываться свой инструментарий регулирования (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Инструменты регулирования развития культурного туризма
Область
регулирования
Инструменты регулирования
Правовая
- регламентация норм и правил эксплуатации культурных ресурсов;
- регламентация правил деятельности предприятий туриндустрии, их прав и обязанностей в отношении объектов культурного наследия;
- регулирование правил въезда и выезда в страну для иностранных и отечественных туристов;
- установление мораториев и санкций;
- разработка и принятие концепций и программ развития культурного туризма
Экономиическая
- формирование условий благоприятствования для частных инвестиций в культурный туризм;
- прямые государственные инвестиции в инфраструктуру культурного туризма;
- льготное кредитование;
- льготное налогообложение;
- внешнеторговые льготы;
- регулирование цен и тарифов;
- страхование
Организационная
- разработка и формирование системы регулирования индустрии культурного туризма на национальном и региональном уровне;
- разработка и реализация мероприятий по формированию имиджа страны и ее регионов;
- разработка и реализация консультативных и согласительных схем взаимодействия субъектов регулирования и предприятий индустрии культурного туризма, общественных туристских организаций;
- разработка и реализация мероприятий по продвижению культурного туристского продукта страны и регионов;
- установление и поддержание международных связей в сфере культурного туризма;
- разработка и формирование системы наблюдения и контроля за состоянием культурных туристских ресурсов
Социальная
- субсидирование создания рабочих мест; - инвестиции в развитие человеческого потенциала; - защита прав и интересов туристов
Научно-образова-тельная
- организация и финансирование подготовки кадров в системе среднего и высшего образования;
- финансирование научных исследований в области культурного туризма;
- организация международных и внутренних стажировок
Культурная
- охрана и реставрация исторических памятников;
- проведение культурных фестивалей;
- привлечение и организация гастролей популярных творческих коллективов;
- проведение мероприятий по исследованию, восстановлению и развитию фольклора местного населения;
- поддержка деятельности учреждений культуры, творческих коллективов
Экологическая
- разработка и проведение природоохранных мероприятий;
- ликвидация ущерба и восстановление природных ресурсов;
- стимулирование внедрения природосберегающих, безущербных технологий производственной деятельности
Государственный, региональные и местные бюджеты, целевые внебюджетные фонды образуют финансовую базу государства, обеспечивающую выполнение органами государственной и местной власти их функций (полномочий), в том числе по регулированию экономической жизни общества. В основе использования многих из вышеперечисленных методов государственного регулирования лежат государственные финансы. Особое место занимают методы бюджетного регулирования. Например, методы прямого государственного финансирования и кредитования, направленные на удовлетворение текущих и долговременных государственных нужд (государственные закупки материальных ресурсов, государственные инвестиции). Посредством расходования средств государственного и местного бюджетов осуществляется целенаправленное воздействие на объем и структуру туристского предложения, на распределение инвестиций и капитала по отраслям и регионам.
Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.
Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.
В соответствии с нормами международного права и российским законодательством каждый объект культурного наследия (памятник истории и культуры) представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Однако на сегодняшний день плачевное состояние этих объектов представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия страны и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению.
По данным министерства культуры РФ под охрану государства подпадают более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследия. До настоящего времени не уточнен их пообъектный состав и не проведена инвентаризация указанных объектов и их физической сохранности. В хорошем и удовлетворительном состоянии находятся соответственно 30 и 20 процентов объектов культурного наследия, остальные 50 процентов находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии.
В настоящее время в связи с несовершенством законодательства остановлен процесс привлечения частных инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного наследия посредством их приватизации, а также путем передачи их в аренду. Справедливости ради надо отметить, что с 1 июля 2008 года процесс будет должен быть продолжен. Отсутствие необходимых законодательных и нормативных актов отрицательно сказывается, в первую очередь на положении самих памятников истории и культуры, которые в отсутствии финансирования их содержания и реставрации находятся в большинстве своем в плачевном состоянии. По существу, неопределенность собственника каждого конкретного объекта культурного наследия, несущего бремя его содержания и ответственность за его сохранение, приведет в скором времени к утрате многих объектов, являющихся историческим и культурным достоянием народов РФ.
На сегодняшний день в российском законодательстве нет четкого и системного подхода к охране объектов культурного наследия, законодательно четко не определены условия и порядок распоряжения объектами культурного наследия, порядок установления и выполнения требований и ограничений по сохранению и использованию объекта культурного наследия, в том числе охранных обязательств, и порядок осуществления контроля за их выполнением. Сложность вышеуказанных проблем требует комплексного, системного подхода к их решению.
В связи с этим, Всероссийской ассоциацией приватизируемых и частных предприятий (работодателей) был проведен ряд разработок в области охраны и использования объектов культурного наследия. Ассоциацией была разработана концепция осуществления деятельности по охране объектов культурного наследия, содержащая предложения по осуществлению мер, необходимых для комплексного решения проблемы сохранения объектов культурного наследия, привлечения инвестиций для поддержания их в надлежащем состоянии, восстановления и реконструкции, а также состав первоочередных мероприятий, реализация которых позволит обеспечить сохранение, реставрацию, восстановление, содержание и эффективное использование историко-культурного и архитектурно-градостроительного наследия. Концепция предусматривает, что охрана объектов культурного наследия должна представлять собой единую систему правовых, организационных, финансовых, информационных, материально--технических и иных и нормативных актов в области сохранения, содержания и использования этих объектов, а также систему организации комплексной, взаимосвязанной работы органов государственной власти по охране объектов культурного наследия и органов государственной власти по контролю за их сохранением, их территориальных подразделений, а также граждан и общественных организаций по охране объектов культурного наследия.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14