Рефераты. Перспективы развития агротуризма на территории Республики Башкортостан

Аграрный туризм во многом определяет занятость сельского населения и определенную долю прибыли хозяйств. Его концепция довольно проста: клиенту предлагают проживание в сельской местности и приобщение к традиционному образу жизни деревень, участию в сельскохозяйственных работах, знакомству с подлинной местной кухней, наслаждению красотами нетронутых уголков природы, пением птиц, верховой ездой, рыбалкой, охотой и прогулками в горах и цветущих долинах.

Республика Башкортостан имеет все необходимые ресурсы для развития агротуризма. Разнообразие природных условий, множество лесов, рек, полей привлекают любителей охоты, рыбалки, пешего туризма, верховых прогулок. Исторически значимые места, самобытная культура и быт местного населения позволяют сочетать активный отдых с культурно-познавательным туризмом. К тому же бизнес в сфере агротуризма сравнительно малозатратен. Ведь самая главная инфраструктура создана самой природой, остается внести лишь некоторые штрихи, чтобы извлечь доход.

В отличие от других направлений туристской сферы агротуризм имеет свою специфику, которая выражается в минимизации издержек, прежде всего на питание и проживание. Естественно, что питание в сельской местности обходится в 2–2,5 раза дешевле, чем в городе. Проживание здесь также обходится дешевле, особенно в летний период. Это как минимум вдвое снижает стоимость путевок.

При этом развитие агротуризма должно органически сочетаться с вопросами охраны окружающей среды, а экономика не должна развиваться в ущерб природе. Уникальной красотой Башкортостана должны восхищаться и будущие поколения.

В 2005 году, авторами «Новой экономической газеты» (г. Уфа) было проведено анкетирование жителей Уфы. В таблице 1 описаны результаты опроса населения о нынешнем состоянии развития агротуризма в республике.


Таблица 1. Результаты опроса населения о нынешнем состоянии развития агротуризма в республике

1. Знаком ли Вам такой вид туризма, как сельский?

«Да» – 48%

«Нет» – 26%

«Немного слышали об этом» – 26%

2. Хотели бы Вы связать свой отдых с сельским туризмом?

«Да» – 54%

«Нет» – 18%

3. Если бы Вы выбрали в качестве отдыха сельский туризм, то поехали бы в деревню на следующий срок?

на неделю -44,4%

на выходные дни – 31,5%

на месяц – 9,3%

на любой срок – 7,4%

4. При выборе такого вида отдыха, как сельский туризм, на оказание каких услуг Вы рассчитываете?

проживание – 16,4%

деревенская баня – 16%

ночлег и экскурсии – по 10,5%

рыбалка – 5,9%

охота – 9,2%

сбор ягод, грибов, лекарственных растений – 8,2%

питание – 5,9%

участие в хозяйственной жизни сельской семьи – 5,4%

5. Что вы ожидаете от сельского туризма?

чистого воздуха, сельской тишины и натуральных продуктов – 25,5%

получения новых впечатлений – 18,2%

комфортных условий проживания – 17,9%

ощущения близости с природой – 14,8%

возможности развлечения для детей и проведения досуга для взрослых – 8,8%

спокойствия и размеренной сельской жизни – 3,6%

6. Какую сумму Вы готовы потратить в сутки, отдыхая в деревне?

до 150 руб. – 17,3%

от 150 – 250 руб. – 43%

свыше 250 руб. – 12,2%

затруднились ответить – 27,5%

7. Нуждаетесь ли Вы в гарантии Вашей безопасности?

«да» – 73%

«нет» – 18,6%

затруднились ответить – 8,4%


Также было проведено исследование, касающееся проблем развития сельского туризма, в ходе которого были составлены анкеты и разосланы по районам Башкирии. Жителям сел и деревень предлагалось ответить на 15 вопросов, касающихся темы сельского туризма. Результаты опроса сельского населения, касающегося проблем развития сельского туризма в Баймакском, Бурзянском, Белорецком и Учалинском районах РБ приведены в таблице 2.


Таблица 2. Результаты опроса сельского населения, касающегося проблем развития сельского туризма в Баймакском, Бурзянском, Белорецком и Учалинском районах РБ

Из всего объема опрошенных сельских жителей проживают

27% – в Баймакском районе

21% – в Бурзянском районе

37% – в Белорецком районе

15% – в Учалинском районе

Удовлетворены ли Вы своим доходом?

удовлетворены своим доходом – 9%

удовлетворены, но желают увеличить – 39%

удовлетворены – 45%

Готовы ли Вы

заниматься сельским туризмом и принять на некоторое время туристов?

72% – готовы

28% – не готовы, либо затрудняются ответить

В какое время года Вы согласны принимать туристов?

48% – только летом

22% – зимой

20% – круглогодично

1% – весной

4% – осенью

На какой срок, вы можете принять туристов?

на любой срок – 26%

на неделю – 24%

на выходные дни – 21%

на месяц – 13%

Какое количество семей Вы могли бы принять

одну семью – 53%

несколько семей – 27%

2–3 семьи – 9%

4 и более – 2%

Позволяют ли Вам жилищные и бытовые условия заниматься агротуризмом?

«да» – 35%

«да, но с условием некоторого улучшения» – 40%

«нет» – 11%.

Среди туристов, которых селяне готовы принять на отдых составляют

родители с детьми 39%

только взрослые – 19%

молодежь – 9%

дети – 2%

27% – не имеет значения

Люди, желающие заняться сельским туризмом, могут предложить

проживание – 76%

ночлег – 65%

питание – 64%

рыбалку – 58%

сбор грибов, ягод, лекарственных растений – 63%

участие в семейной хозяйственной деятельности – 55%

экскурсии по местным достопримечательностям – 46%

охоту – 14%

что-то свое – 6%

все селения обладают уникальными объектами природы

горами – 68%

водоемами – 65%

пещерами – 10%

другими видами красот – 14%

Безопасность туристов

могут гарантировать 71% сельских жителей

не могут гарантировать – 7%

затруднились ответить – 13%

люди, желающие заняться этим видом деятельности, рассчитывают получить за свои услуги (в сутки с человека)

до 80 рублей – 6%

от 80 до 150 рублей – 29%

свыше 150 рублей – 30%


Исходя из результатов исследования можно отметить следующее: желание получить дополнительный доход, наличие природных ресурсов, а также условий для проживания туристов говорит о том, что есть люди, а именно сельские жители, которые желают заниматься этим новым, пока еще недостаточно исследованным, перспективным видом деятельности. Но продвижение этого нового вида туризма идет медленными темпами вследствие недостаточной информированности. Вся проблема состоит в том, что людям необходимы информация по этому направлению туризма, реклама для продвижения их услуг.

Европейский опыт показывает, что создание структуры, которая бы сплачивала единомышленников, ускоряет развитие сельского туризма. Поэтому фермерские хозяйства должны объединяться в ассоциации сельского туризма, задача которых состоит в том, чтобы категоризовать сельские туристические объекты в зависимости от уровня предоставляемых услуг и контролировать их соответствие требованиям ассоциаций. Эти организации будут консультировать фермеров, которые хотят заниматься сельским туризмом, разрабатывать фирменный стиль и заниматься организацией связей с общественностью. Как показывает практика, законодательная поддержка на ранней стадии увеличивает количество официально зарегистрированных провайдеров сельского туризма, качество обслуживания и создает здоровую и честную конкурентную среду.

Вывод. В Республике Башкортостан имеются огромные ресурсы для агротуризма, но они не востребованы. Поэтому основная задача состоит в том, чтобы исследовать рынок агротуризма и довести информацию до потребителей и помочь людям в достижении единой цели – развития аграрного сектора не только в Башкортостане, но и в России.


3.2 Экономические расчеты агротура по Республике Башкортостан


При разработке нового туристского продукта (экскурсий, маршрутов, туров) важно определить, насколько экономически эффективными они окажутся. Любая туристская фирма, занимающаяся операторской деятельностью, имеет в своем распоряжении буклеты, альбомы, проспекты и справочники, в которых имеются все необходимые сведения по условиям и стоимости проживания в различных гостиницах и отелях, стоимости различных систем питания, трансфера, экскурсий и т.д. Приводимая методика позволяет произвести быстрый («прикидочный») расчет стоимости разрабатываемого тура (маршрута) и оценить его экономическую эффективность.

Определение экономической эффективности туристского продукта предполагает расчет следующих экономических показателей:

ü    суммы реализации турпродукта;

ü    прямые и переменные затраты на производство тур продукта;

ü    маржинальный доход от реализации турпродукта;

ü    постоянные расходы фирмы на разработку и реализацию турпродукта;

ü    валовую прибыль;

ü    налоги в бюджет и внебюджетные фонды;

ü    чистую прибыль фирмы от реализации турпродукта.

Процесс определения экономической эффективности турпродукта ведется в 3 этапа:

ü    расчет себестоимости турпродукта;

ü    расчет цены турпродукта и дохода от его реализации;

ü    оценку экономической эффективности турпродукта.

Себестоимость туристского продукта складывается из суммы переменных и постоянных затрат на организацию тура. Кроме того, в себестоимость включаются и другие затраты в соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и туризму от 8 июня 1998 г. №210.

К переменным (прямым и косвенным) затратам относятся:

ü    стоимость размещения туристов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.