Рефераты. Оздоровительный туризм

В полунаправленных интервью интервьюер имеет список тем, которые должны обсуждаться в ходе опроса. В рамках отдельной темы интервьюируемый высказывается свободно. Как и в случае ненаправленного интервью, интервьюер помогает интервьюируемому, если тот затрудняется с выражением своей мысли. Метод полунаправленного интервью подходит для углубленных исследований. В подобном типе исследований руководитель опирается на предшествующие работы, связанные с данной или родственной темой, однако он должен дополнить или углубить существующую информацию. Оставляя интервьюируемому большую свободу слова в рамках каждой темы, интервьюер получает возможность доступа к новой неординарной информации. Техника полунаправленных интервью может быть использована в маркетинговых исследованиях, а также при подготовке анкетного опроса. Анализ данных, собранных в ходе интервью, позволяет выделить существенные вопросы, которые могут быть использованы для изучения различных граней явления.

При использовании метода направленного интервью интервьюер направляет беседу при помощи вопросов. Интервьюируемые отвечают в свободной форме; им не предлагаются варианты ответов. Каждый вопрос дает им возможность высказаться настолько, насколько они считают необходимым. В данном типе интервью интервьюер вмешивается, чтобы задать другой вопрос или попросить уточнений, или помочь интервьюируемому вернуться к заданной теме, если тот отвлекся от нее.

Направленное интервью позволяют осуществить исследования по проверке и контролю. Они представляют собой эффективный инструмент исследования, если мы пытаемся актуализировать некоторые знания или оценить валидность результатов, полученных при помощи других методов. Направленное интервью часто используется в качественных исследованиях. Их результаты позволяют получить детальную информацию, а также практические рекомендации. Поскольку этот тип исследования основан на стандартном списке вопросов, можно сравнивать результаты нескольких схожих исследований, осуществленных в разное время.[34, 20]

Направленное интервью – это техника сбора информации, в которой взаимодействие между интервьюером и интервьюируемым играет важную роль, оно представляет данные качественного характера.

Различные техники сбора информации, при которых предполагается обращение к интервьюерам, обладают общими характеристиками. Основным вариантом этой формулы является опрос при непосредственном общении. Можно выделить следующие достоинства этих техник:

• интервьюируемые побуждаются к ответу, поскольку вопрос задан устно человеком, который ждет ответа;

• если респонденты испытывают затруднения, интервьюер может помочь им;

• интервьюер в необходимой степени контролирует беседу: он может отказаться регистрировать ошибочные ответы и попросить, чтобы они были исправлены.

Следует так же отметить имеющиеся недостатки:

• это трудоемкая и дорогостоящая процедура;

• интервьюер может повлиять на ответы, если он продемонстрирует свои реакции. В подобном случае собранная информация может содержать искажения.[34, 49]

Полезность исследования зависит, прежде всего, от актуальности проблематики. Для осуществления такого типа исследований необходимо обладать широкой компетенцией, владеть методологией исследования и знать статистику (выборки, обработка данных и т. д.).

Мы акцентировали внимание на используемых в качественных исследованиях техниках интервью, основная цель которых – наиболее полное описание явлений и предоставление различных вариантов для интерпретации поведения.

2.1.4 Наблюдение

Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Но когда социолог имеет дело с объектами, которые можно наблюдать, т.е. воспринимать с помощью зрения и слуха, он обязан делать это. Однако не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.

Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного, определенным образом фиксируемого восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения.[35, 78]

Итак, для того, чтобы превратить визуальное и/или слуховое восприятие изучаемого объекта в научный метод, необходимо осуществить следующий ряд исследовательских процедур:

1.                 вычленить в программе исследования те задачи и гипотезы, которые будут решаться и обосновываться данными наблюдения.

2.                 определить в общей программе исследования или специальной программе наблюдения:

v    объект наблюдения (весь коллектив предприятия, отдельная группа его, лидеры забастовочного движения или что-то другое);

v    предмет наблюдения, т.е. совокупность интересующих наблюдателя свойств (признаков) объекта (факторов его поведения);

v    категории наблюдения, т.е. конкретные признаки из вышеназванной совокупности, которые одновременно отвечают следующим требованиям: они особенно значимы для решения определенных в общей программе исследования задач и гипотез, выражают те операционалистские понятия, которые определены в программе и имеют количественный характер, т.е. могут быть замерены;

v    наблюдаемые ситуации, т.е. те, при которых могут проявиться категории наблюдения;

v    условия наблюдения, т.е. те требования к ситуации, при наличии которых наблюдение производить можно (или нельзя);

v    единицы наблюдения, то есть, те акты поведения наблюдаемых, в которых проявляются категории наблюдения в оговоренных ситуациях при определенных условиях.

3.                 подготовить инструментарий наблюдения:

·                   дневник наблюдения, где будут фиксироваться его результаты в закодированной или общепонятной форме, а также действия наблюдателя и реакции наблюдаемых;

·                   карточки для регистрации единиц наблюдения в строго формализованном и закодированном виде (этих карточек должно быть ровно столько, сколько единиц наблюдения);

·                   протокол наблюдения методический документ, обобщающий данные всех карточек и содержащий, как минимум, три оценочных показателя;

·                   классификатор контент-анализа дневниковых и протокольных записей;

·                   аудиовизуальные технические средства фиксации единиц наблюдения;

·                   программу обработки данных наблюдения.

4.                 пропилотировать (апробировать) инструментарий, внести в него, если это потребуются, должные коррективы, размножить его в необходимом количестве экземпляров.

5.                 составить план и/или сетевой график выполнения наблюдения (кто, где, когда его проводит).

6.                 разработать инструкцию наблюдателям, провести их обучение и инструктаж.

7.                 осуществить комплекс операций непосредственного наблюдения в полном соответствии с вышеозначенными требованиями и рекомендациями, которые последуют ниже.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.

Надёжность (достоверность и устойчивость) данных может быть повышена, если выполнять следующие правила:

-                     максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь чёткими индикаторами. Их надёжность проверяется в пробных наблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции одни и те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будет изучаться.[35, 114]

-                     один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.

-                     исключительно важно следить за тем, чтобы описание событий не смешивалось с их представлением. Поэтому в протоколе следует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для их истолкования.

Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что тоже будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей.


2.1.5 Математическая обработка результатов

Математическ5ая обработка результатов является одним из трудоемких и ответственных моментов в проведении исследования. Она требует умелого и правильного выбора статистических критериев и методов анализа в соответствии с полученными результатами и задачами проведенных исследований. С помощью математической обработки результатов можно выявить определенные связи и зависимости, доказать, что проверяемое научное предложение оправдалось. Нами использовалась простейшая обработка данных в процентном соотношении.


2.2 Организация исследования

Исследования по разработке туристического продукта в оздоровительном туризме и его внедрение в жизнь в городе Костанае проводилось в несколько этапов. На каждом этапе были получены определенные сведения о проблеме. Этапы не были строго ограничены календарными рамками. Изучение литературы и обобщение практического опыта (анкетирование, интервьюирование, наблюдение) продолжалось на всех этапах исследования.[36,77]

2.2.1 Этапы исследования

На первом этапе в конце четвертого курса в сентябре 2008 года нами было определено направление и проблема исследования. Началось ознакомление с литературными источниками. На втором этапе продолжилось исследование литературы, были определены цели и задачи исследования. Были разработаны вопросы анкет и интервью, проведен опрос. Наблюдение осуществлялось параллельно. На третьем этапе нашего исследования мы попытались разработать оздоровительный тур по городу Костанаю на примере МЦ «Жемчужина». На четвертом этапе при помощи математической обработки данных, мы получили конечные результаты исследования о спросе на оздоровительный тур среди населения города Костаная и Костанайской области. Эти данные будут подробно освещены в следующей главе. И последним, пятым этапом нашего исследования является подведение итогов о проведенном исследовании: достигнуты ли цели и задачи проекта, подтверждена ли гипотеза, характеристика оценки результатов исследования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.