Организация туристской деятельности представляет собой систему мер, направленных на рациональное сочетание труда, средств и технологий в производственно-обслуживающем процессе туристской фирмы.
Программы курортно-оздоровительных туров разнообразны, однако существуют общие специфические требования к организации именно таких туров. Готовя туристский продукт, необходимо помнить, что это делается для людей, желающих отдохнуть и поправить свое здоровье. Поэтому необходимо спланировать и создать такой маркетинг-микс туристского продукта, который позволит наиболее успешно удовлетворить нужды и запросы клиентов во время оздоровительного отдыха. Программы оздоровительных туров строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры.[20, 155]
Экскурсионная программа не должна быть слишком насыщенной. При организации досуговых программ необходимо отдавать предпочтение более здоровым мероприятиям типа конкурсов, вечеров, викторин и т.д., а также занятиям по интересам, позволяющим разнообразить досуг. Допускаются спортивные программы в виде необременительных прогулок-походов по окрестностям, несложных спортивных соревнований, занятий по аэробике, шейпингу, плаванию в море или бассейне и др. При этом рекомендуется создавать в курортных местностях, тяготеющих к семейному отдыху, курортно-туристские комплексы, позволяющие здоровым членам семьи заниматься спортом, туризмом, а нуждающимся в лечении лечиться и отдыхать.
Курортные программы в зависимости от места проведения тура могут предусматривать специальные процедуры, прописанные врачом. Это и морские оздоровительные процедуры, отдых в соляриях, аэрариях, грязе- и водолечение, принятие минеральных вод и пр. Очень важно здесь учитывать возраст и заболевание человека, т.к. могут пойти осложнения со здоровьем.
Программы отечественных оздоровительных туров строятся с учетом того, что приблизительно половину времени необходимо уделять на лечебно-оздоровительные процедуры.[21,28]
Питание на оздоровительных турах должно иметь ассортимент блюд, соответствующий той или иной диете, ранее прописанной врачом-диетологом. Также, продукты должны быть свежими, блюда - вкусными и полезными и также эстетичными.
Для организации оздоровительных туров используются удобные, комфортабельные гостиницы, пансионаты, санатории и др. расположенные в тихих озелененных районах, желательно вблизи естественных или искусственных водоемов.
Не допускается, как правило, совместное проведение оздоровительных и деловых туров, т.к. они по ритму противоречивы и отрицательно сказываются на качестве друг друга.[22, 73]
В свою очередь персонал должен быть эрудированным, знать и быть ответственным за свое дело. Уделяется много времени по отбору персонала, проводятся различные тренинги, семинары по повышению квалификации персонала, а в последнее время стало одним из основных обучение персонала иностранным языкам. Изучение иностранных языков является одним из главных моментов при подготовке специалиста по туризму. Особенно можно выделить обучающий технический навык как организация банкетов, специальных рекламных мероприятий, презентаций. Это позволяет выйти на новый уровень обучения, т.е. рабочие кадры могут работать не только на российском рынке, но и на западном, что говорит о качественном уровне подготовки.
Согласно вышесказанному, можно сделать вывод о том, что курортно-оздоровительный туризм очень важен для человека. Во-первых, это не только развлекательный, но и познавательный вид деятельности («смена обстановки» влечет за собой изучение новой культуры, новых традиций, истории). Во-вторых, это профилактика и лечение здоровья, посещение различных водных источников, грязелечения и др. виды оздоровления. Благоприятные природно-климатические условия сопутствуют выздоровлению человеческого организма. Для этого необходимо беречь и сохранять нетронутые участки природы, ценных для науки, экономики, культуры.[23, 77]
На развитие курортно-оздоровительного туризма влияют внутренние и внешние факторы. Это и развитие уровня образования, культуры и эстетических потребностей, и развитие средств размещения, транспорта, предприятий общепита, рекреационной сферы, розничной торговли.
Огромная роль в сфере курортно-оздоровительного туризма играет организация проведения тура. Это организация размещение, проживания, питания, лечения, а также транспортная и досуговая организация.
1.3 Изучение состояния туристического рынка Казахстана
Перед тем как разработать программу нового туристического продукта в оздоровительном туризме, изучим состояние внешнего и внутреннего туристического рынка Казахстана.
Туристический рынок представляет собой сферу экономических (товарно-денежных), юридических и социальных отношений между производителями и потребителями туристского продукта.
В условиях рыночных отношений основной фигурой является предприниматель. Благодаря появлению законодательной базы и переходу туризма в сферу предпринимательской деятельности, туризм в России получил благоприятные условия для дальнейшего развития на мировом рынке туристических услуг. Развитие туризма в Казахстане, как и в любой другой стране, приводит к тому, что он становится доступным все более широким слоям населения и тем самым приобретает массовый характер. Переход казахстанской экономики к рыночным отношениям способствовал выходу казахстанского туризма на мировой рынок.
Въездной туризм является более выгодным направлением развития международного туризма Казахстана. Эта выгода, прежде всего, заключается в том, что турист (лицо, путешествующее с целью туризма в другую страну, не являющуюся страной его обычного местожительства и находящуюся за пределами его обычной среды, на срок не менее 24 часов, без занятия оплачиваемой деятельностью), посещая определенную страну.
В таблице 1 показана динамика развития въездного туризма при сравнении двух стран: Казахстана и России. [24, 59]
Таблица 1
Динамика развития въездного туризма России
Регион
Количество туристов, въехавших в страну, тыс.чел.
2004
2005
2006
2007
2008
Всего
4878
5532
6382
6679
7582
Польша
239
368
586
696
903
Германия
690
1038
1446
1563
1476
Китай
617
688
941
1152
1307
Финляндия
406
327
377
391
563
США
209
278
256
230
225
Франция
149
119
56
206
245
Италия
228
168
191
219
246
Эстония
89
91
100
146
199
Однако несмотря на то, что уровень жизни населения Казахстана ниже в сравнении со многими зарубежными странами, выездной туризм постепенно развивается, о чем свидетельствует увеличение числа путешествующих туристов (табл.2).
Таблица 2
Динамика развития выездного туризма Казахстана
3138
3199
2924
2442
2486
Турция
980
956
354
133
234
Египет
287
289
351
314
329
267
203
284
204
157
242
243
276
148
Испания
110
126
181
80
141
109
103
102
114
125
116
Греция
44
54
74
65
ОАЭ
32
47
63
57
53
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11