- выявление объема активного и пассивного словаря,
- выявление состояния звукопроизношения,
- определение уровня активного словарного запаса детей,
- выявление состояния контексной речи,
- выявление состояния грамматического строя речи.
Для изучения "развития речи детей раннего возраста мы применяли следующие методики:
МЕТОДИКА № 1. "Изучение понимания речи".
Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого. Материал : кукла и 4-
5 хорошо знакомых детям предметов / чашка, погремушка, собачка/.
Процедура проведения : исследование было проведено индивидуально с каждым ребенком
1 Ситуация. Проверяли, отзывается ли ребенок на свое имя.
2 Ситуация. Просили ребенка указывать на называемый предмет.
3 Ситуация. Предлагали ребенку показать у куклы какую-либо часть лица или тела. 4 Ситуация. Просили ребенка найти аналогичную часть лица или
тела у себя.
5 Ситуация. Просили ребенка дать называемый предмет. 6 Ситуация. Предлагали произвести с предметом определенные действия
/положить кубики в коробку/. Задание усложняется в зависимости от возраста ребенка. 7 Ситуация. Предлагали ребенку проделать те или иные движения руками, ногами, головой, всем корпусом.
Формулировку задания повторяли несколько раз.
Обработка данных.
Все данные заносили мы в таблицу, где отмечали число повторений формулировки заданий, необходимых для того, чтобы ребенок его понял, число правильно выполненных заданий. Число повторений определило количество набранных ребенком баллов:
1 раз - 2 балла,
2 раза - 1 балл / при выполнении задания/,
О баллов / при невыполнении задания/. Более 2 раз - 0 баллов.
Если ребенок набрал от 11 - до 14 баллов, то это высокий уровень понимания речи.
От 7 до 10 баллов - Средний уровень понятия речи, от 6 до 0 баллов - низкий уровень понимания речи.
МЕТОДМКА № 2. " Найди игрушку".
Цель: выявить понимание речи взрослого. Материал: различные знакомые предметы /игрушки, пирамидки, куклы и т.д./ Процедура проведения: в процессе игровой деятельности мы наблюдали за тем, как ребенок реагирует на предметы: сосредоточенно ли всматривается в игрушки, берет ли в руки, вызывает ли игрушка ответную реакцию, улыбку, понимает ли обращенную к нему речь.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали все вышеперечисленные параметры оценки понимания речи ребенком взрослого. Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов: качество выполнения:
5 баллов - в речи ребенка встречаются все 5 приведеннных фрагментов, определяющих результативность.
Такое количество баллов соответствует высокому уровню понимания. Выполнены все параметры.
3-4 балла - 3-4 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
0-2 балла - 0-2 выполненных фрагмента, определяющих понимание речи.
Выводы об уровне развития речи.
5 баллов - высокий уровень.
3-4 - средний уровень.
0-2 - низкий уровень.
МЕТОДИКА № 3. "Кто это".
Цель: выявить объем активного словаря.
Материал: предметные картинки.
Процедура проведения: для оценки словарного состава ребенка весь предлагаемый материал мы условно разделили на три группы по степени частотности употребления слов в речи. В первую группу вошли слова, обозначающие предметы, наиболее часто встречающиеся в жизни ребенка. В качестве примеров мы брали приблизительные картинки из категорий: одежда / шапка, шарф, рубашка, юбка/, овощи / капуста, морковка, картофель, редиска/, домашние животные / кошка, собака, попугай, транспорт, игрушки, птицы.
Все данные мы заносили в таблицу, где отмечали число правильных ответов.
1 балл - наличие правильного ответа.
О баллов - неправильный ответ.
Выводы об уровне объема словаря.
10 баллов - высокий уровень объема словаря,
7-9 -баллов - средний уровень,
2-6 балла - низкий уровень.
1. балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКАМ 4 “Назови, что ты видишь” Цель: Выявить состояние звукопроизношения.
Материал: предметные картинки. Процедура проведения: подбор предметных картинок осуществлялся так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки, в начале, в середине ив конце слова. Если ребенок неправильно произносил звук в слове, мы предлагали произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком.
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировали ошибки в произношении звуков: в начале, середине и юнце слова.
Также мы отмечали, сокращают или упрощают ли дети слоговую структуру слов или используют уже имеющиеся у него звуки, замещая ими звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении.
Оценка результатов.
Правильное произношение оценивается в 1 балл, неправильное в 0 баллов.
13 баллов - все звуки произносит четко, не сокращает и не упрощает слоговую структуру, не замещает. 10-12 баллов - упрощает и замещает звуки, еще не сформировавшиеся в его произношении: "р". 5-9 баллов - не произносит звуки "р"„смычные, щелевые.
0-4 баллов - ребенок произносит только гласные и звуки раннего онтогенеза.
Выводы об уровне развития.
13 - баллов - очень высокий уровень
10-12 баллов - высокий уровень.
5-9 баллов - средний уровень.
0-4 балла - низкий уровень.
МЕТОДИКАМ 5. "Расскажи по картинке".
Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.
Материал: серия сюжетных картинок.
Процедура проведения: ребенку показывают серию сюжетных картинок:
1. "Мальчик вскапывает землю".
2. "Мальчик сеет".
3. "Мальчик поливает цветы".
4. "Мальчик собирает цветы".
Если ребенок отвлекался и не мог понять, что изображено на картинке, то мы разъясняли и специально обращали внимание на это.
После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две минуты.
Обработка данных:
Все результаты мы отмечали в таблице, где фиксировались наличие и частота употребления ребенком различных частей речи, грамматических форм и конструкций предложений.
10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять приведенных в таблице фрагментов речи.
8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.
6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.
4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.
2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.
1. баллов - не более одного фрагмента речи.
10 баллов - очень высокий уровень развития речи.
8-9 баллов - высокий уровень,
4-7 баллов - средний уровень.
2-3 балла - низкий уровень.
0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 6. " Опиши картинку". Цель: выявить состояние контексной речи. Материал: сюжетные картинки. Процедура, проведения: исследование было проведено индивидуально. Мы предъявляли ребенку сюжетные картинки: "дети играют в жмурки", " мама и папа учат Иру кататься на лыжах", " Миша и Саша бегают на перегонки", "врач лечит Олю", "дядя Миша ухаживает за розами". Предъявляется следующая инструкция: " посмотри внимательно на картинку и расскажи, что ты на ней видишь. Имена можешь менять по своему усмотрению". Параметры качественной оценки. 0. - у существительных / категории единственного и множественного числа/. 1. 2-у глаголов / категории единственного и множественного числа/. 3- категории совершенного и несовершенного вида.
4 - предлоги.
5 - наличие местоимений.
6 - связная речь.
Оценка результатов. 6 баллов - в речи ребенка встречаются 6 фрагментов речи, 4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи, 0-1 баллов - не более одного фрагмента речи. и Выводы об уровне развития. 6 баллов - высокий уровень. 4-5 балла - средний уровень, 2-3 балла - низкий уровень, 0-1 балла - очень низкий уровень.
МЕТОДИКА № 7.
" Опиши картинку". Цель: выявить состояние грамматического строя, речи. Материал: сюжетные - картинки. Процедура проведения: ребенку предлагали сюжетную картинку, ответы на которую требовали состояние различных видов предложений: простого, простого распространенного - с употреблением дополнения прямого или косвенного с употреблением предлогов.
Число выполненных фрагментов определило количество набранных ребенком баллов.
1 фразы: короткие - 1 балл
элементарные - 2 балла,
развернутые - 3 балла,
свободные - 4 балла.
2. употребление фраз, правильно согласованные в глагольных
и падежных окончаниях - 2 балла.
3. употребление предлогов - 2 балла.
Выводы об уровне развития грамматического строя.
7-8 баллов - высокий уровень,
3-7 баллов - средний уровень,
0-2 баллов - низкий уровень.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ.
В результате исследования каждый ребенок набрал определенное количество баллов, что и определило уровень развития его речи. /Таблица 1/. Сравнительный анализ результатов исследования по развитию речи детей экспериментальной и контрольной групп./ График 1/.
В результате проведения эксперимента мы получили следующие данные
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ГРУППА.
|Ф.И. |М 1. |М.2. |M.3. |М.4. |М.5. |М.6. |М.7. |Сумма | | | | | | | | | |баллов | |1. Захаров 3. |11 |5 |9 |9 |3 |0 |3 |40 | |2. Демидкин И. |12 |5 |4 |4 |2 |1 |3 |28 | |3. Рябов. С. |11 |5 |5 |8 . |3 |5 |3 |40 | |4. Касьянова Т. |8 |3 |3 |7 |3 |2 |0 |29 | |5. Письменно М. |4 |2 |1 |6 |2 |0 |0 |15 | |6. Джаглаева М. |17 |5 |10 |10 |7 |2 |4 |57 | |7. Сыщенко Н. |10 |3 |1 |3 |2 |1 |0 |23 | |8. Васильев 0. |9 |3 |2 |7 |3 |1 |2 |27 | |9. Мосесьянс С. |13 |5 |10 |10 |8 |6 |4 |56 |
КОНТРОЛЬНАЯ ПУППА 7
| |Ф.И. |М1. |М2. |М3. |М4. |М5. |М6. |М7.|Сумм| | | | | | | | | | |а | | | | | | | | | | |балл| | | | | | | | | | |ов | |1|Семенов С. |13 |5 |8 |10 |9 |4 |6 |55 | |2|Афанасьев М. |15 |5 |10 |8 |8 |6 |5 |57 | |.| | | | | | | | | | |3|Петрова О. |14 |5 |7 |13 |7 |5 |7 |58 | |.| | | | | | | | | | |4|Яичко Д. |13 |5 |6 |8 |9 |5 |4 |50 | |.| | | | | | | | | | |5|Переверзева 0. |12 |5 |9 |10 |6 |5 |6 |53 | |.| | | | | | | | | | |6|Павелко А. |12 |5 |10 |8 |8 |5 |3 |51 | |.| | | | | | | | | | |7|Голубь В. |10 |4 |10 |13 |7 |5 |2 |47 | |.| | | | | | | | | | |8|Трусранова Н. |13 |4 |8 |13 |10 |5 |2 |55 | |.| | | | | | | | | | |9|Хохлов А. |13 |5 |10 |8 |8 |3 |3 |5С |
Для наглядности оформим полученные данные графически
График N 1 Результаты полученные во время констатирующего эксперимента.
Контрольная группа
Количество детей
50 и 30-50 30-0 Набранные баллы высокий, средний, низкий Уровни оценки: 66,5 % - высокий уровень
33,5% - средний уровень
Экспериментальная группа
50 и 30-50
30-0 Набранные баллы Высокий средний низкий Уровни оценки 22,5% - высокий уровень
22,5% - средний уровень
55% - низкий уровень
В ходе эксперимента было отмечено, что высокий уровень развития речи был выявлен у 6 детей контрольной группы /66% / и 2 детей экспериментальной /22%. Эти дети не испытывали никаких затруднений при выполнении задания. Дети не испытывали смущения и проявляли явный интерес к заданиям. Уровень понимания речи соответствует возрастной норме. Дети сосредоточенно всматривались в предмет, брали его в руки, игрушки вызывали ответную реакцию, дети улыбались и пытались локализовать свои действия, легко вступали в контакт и понимали обращенную к ним речь. Также наблюдалось соответствие возрастной норме по уровню объема активного словаря. Дети безошибочно называли все картинки. Известно, что в 3-4 года звукопроизношение еще не сформировано в норме, поэтому тот результат, который продемонстрировали дети обеих групп, соответствовал норме. Дети стали более общительными со сверстниками, речь детей проста для восприятия, в речи детей наблюдалась последовательность и связь между содержанием картинок. Иногда возникали трудности в ходе рассказа по опорным картинкам, /см. Приложение 1/. Как правило, они возникали у детей экспериментальной группы, которые никогда не сталкивались с подобными ситуациями, и следовательно, не имели представления о том, какое действие на ней изображено. Дети использовали с нашей помощью различные фрагменты речи: существительные, глаголы, союзы, наречия, местоимения и предлоги. Были отмечены хорошие показатели состояния контексной речи. В речи детей наблюдались слова - существительные категории единственного и множественного числа / Например: моет - вымыл/, и у глаголов / например: пилит-пилят/, категории совершенного и несовершенного вида. Дети пользовались предлогами, встречались в речи детей местоимения. В целом речь детей приближена к связной. Состояние грамматического строя в норме, что сказывается на свободное общении детей, и умении грамотно строить предложения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11