Рефераты. Особенности речевого развития детей раннего возраста (3-4 года) в условиях социальной депривации p> Следовательно, можно утверждать, что разработанная нами коррекционная программа, развивающая речь детей раннего возраста, находящихся в условиях социальной депривации, является целесообразной, достаточно эффективной и практически оправданной.

ЛИТЕРАТУРА:

1 Авдеева Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. -М., 1991.
2.Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро - и патопсихологии,-
М., 1994.
3. Баранов А. Реальная угроза будущему нации.// Народное образование, 1996.
N 6, с . 18-28.
4.Белякова Л.И. Дьякова Е.А. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании.// Вопросы психологии. N 3, 1993. с.88-94.

5.Буянов М.М. Ребенок из неблагоприятной семьи. -М, 1988.
6.Бородич А.А. Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М., 1998.

7. Выготский Л.С. Мышление и речь. -М., 1982.
8. Гальперин П.Я. Методы обучения и. умственное развитие ребенка. -М.,
1967.

9. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации.-М., 19827

10.Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.- М., 1994.

11. Динкин Н.И. Механизмы речи.-М., 1958.

12. Зимняя И.А. Основы теории речевой деятельности. - М., 1974.

13. Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. -М., 1982,с.81.
14. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика.-М.,

1998.
15. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. - М., 1991.
16. Лангеймейер В.Й, Матейчек 3. Психическая депривация в дошкольном возрасте. Прага, 1984, с.5-19, 26-40.
17. Левина. Р.Е. Заикание у детей // В кн: Преодоление заикания у детей.

Под ред. Левиной Р.Е.- М., 1975. - с. 3-22.
18. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. - М.. 1969.

19. Лисина. М.И. Проблема онтогенеза общения.-М.. 1986.

20. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции детей. - М., 1978.

21. Лурия А.Р. . Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка.
- М, 1956.
22. Материнская депривация,- Хейир, Пикола.-1979.
23. Миронова С. А. развитие речи дошкольников на логопедических занятиях.-
1991.
24. Мухина B.C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатного типа // Вопросы психологии. 1989 N1.
25. Манова - Томова B.C., Пирьев Г.Д., Пенушлиева, Психологическая реабилитация при нарушениях поведения в детском возрасте. София, 1981.
26. Нарушение речи у дошкольников. //Под. ред.Р.А. Белова-Давыдова,- М.,
1997.
27. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. -М.. 1995.
28. Организация логопедической работы с детьми в домах ребенка.-М 1987.
29. Правдина О.В. Логопедия.- М., 1973.
30. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ Под ред.
Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Мйхаиленко . -М., 1987,с.56.
31. Психология детей дошкольного возраста. // Под . ред.
Запорожца А.В., Эльконкна Д.Б.-М., 1964.

32. Психическое развитие воспитанников детского дог/а. // Под ред.
И. В. Дубровиной, А.Г. Рузской.-М., 1990.
33. Психическая, реабилитация при нарушениях поведения, в детском возрасте.
// Под. ред. B.C. Манова - Тожва, Г.Д. Пирова. Р.Д. Пенушлиева.- С., 1981.
34. Психолингвистика и современная логопедия. // Под ред. Л.Б. Халиловой.,
-М., 1997.
35. Ниаже I.. Речь и мышление ребенка. -М., -Л., 1932.
36. Развитие общения у дошкольников. // Под ред. Запорожца А.В., Лисиной
М.И. - М., 1963.

37. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред.
А.В. Запорожца, Я.З.Неверович.- М., 1986. с.32.

38. Расстройство речи у детей. - М., 1969.
39. Розенгарб - Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста.- М.,

1963.
40. Руководство для врачей яслей и домов ребенка...- М., 1954. Дети с задержкой психического развития. -М., 1984.
41. Сенсорное воспитание дошкольников./Под ред. А.В. Запорожца. А.П.

Усовой.-М., 1963,с.69.
42. Селиверстов В.... .Речевые игры с детьми. -М., 1994, с.32,35,39, 40.

43. Сидорова. Л. К. " Программ "Дети России"- надежды к реальность //

Народное образование. 1996. В 6., с. 10-17.
44. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольной возрасте: Авто реферат,-М., 1994.
45. Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе.
-М., 1985. с.29.
46. Стребелева Е.А., Катаева А.А. Дошкольная, олигофренопедагогика.-м.,
1988.

47. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития:

методы исследования. -К., 1992.
48. Чистович Л.А., Венцов А.В., Грансгрем М.Н. Физиология речи. Восприятие речи человеком. - Л. ,1976.
49. Шиницина Л.М., Иванов E.G., Виноградова А. Д., Коновалова Н. Л.,
Крючкова Л.Л. / Развитие личности ребенка- в условиях материнской депривации,- Санк.-Петер, 1997, с. 5-10.
50. Щелованов Н.М. Предисловие// Ш.Бюлер, Г.Гетцер. Диагностика нервно- психического развития детей раннего возраста. -М.,1935,с.15-16.
51. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте// Под ред. Д.И.
Фельдштейна - М., -В., 1995.

52. Якобсон С.Г., Прокина Н.Ф. Организованность и условия ее формирования у младших дошкольников. - М.. 1967, с. 27-29.

ПРИЛОЖЕНИЕ N2

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРШТИЯ.
1 этап- развитие у детей слухового внимания и слуховой памяти.

Предлагается послушать звуки за окном: "Что шумит? - Деревья. Что гудит? - Машина. Кто кричит? - Мальчик."

Игра:
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг другу колокольчик. Водящий должен отгадать и показать, за чьей спиной звенел колокольчик.

2 этап - различение высоты, силы и тембра голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания, слова.

Игра:

Логопед показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко/громко/, и как, когда далеко / тихо/. Затем произносит " мяу"' меняя силу голоса, а/дети отгадывают, близко или далеко находится мяукающий котенок.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3.

План индивидуальных занятий.

1-е занятие. Развитие восприятие речи в процессе ознакомления ребенка с новыми предметами окружающей действительности.

Цель: развитие зрительного и слухового сосредоточения на предмете.

Материал для занятия: погремушки или другие звучащие игрушки.

2-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе эмоционального

общения.

Цель: вызывание голосовых реакций путем подражания.

Материал: образные или звучащие игрушки.

3-е занятие. Развитие восприятия речи в процессе непроизвольных

действий детей с предметами.

Цель: узнавание знакомых предметов, развитие указательного жеста.

На более ранних стадиях развития - переведение взгляда с одного предмета на другой. Материал: образные игрушки.

4-е занятие. Развитие восприятия неречевых звуков.

Цель: развитие слуховых реакций на неожиданно возникающие звуки.

Материал для занятия: звучащие игрушки, инструменты,

5-е занятие. Развитие зрительного восприятия.

Цель: развитие зрительных реакций, прослеживание движений предмета взглядом. Материал для занятия: ярко окрашенные игрушки.

ПРИЛОЖНИЕ N 4.

План фронтального занятия

Тема: Развитие коммуникативной деятельности.

Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Задачи: 1. развитие словаря.

2. развитие фразовой речи. Ход занятия:

1. Организационный момент. Знакомство с темой занятия.

2. Знакомство с новыми еловами в процессе игровой деятельности.

3. Дидактическая игра "Кто что услышит?"

Оборудование: ширма, разные звучащие предметы, звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба.

Описание игры: логопед за ширмой стучит молотком, звонит в звонок, а дети должны отгадать каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрасные.

4. дидактическая игра " Скажи, что ты слышишь".
Цель: Накопление словаря и развитие фразовой речи. Описание игры: Логопед предлагает детям закрыть глаза, внимательно послушать и определить, какие звуки они услышали/ щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих/. Игра проводилась на прогулке.
5. Подведение итогов занятия.

ПРИЛОЖЕНИЕ N 5.

ИГРА " СКАЖИ. ЧТО ЗВУЧИТ".

ЦЕЛЬ. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колокольчик, барабан, дудочка.

ОПИСАНИЕ ИГРЫ. Дети сидят на стульях полукругом. Логопед сначала знакомит их со звучанием каждой игрушки, а затем предлагает каждому по очереди отвернуться и отгадать звучащий предмет. Для усложнения игры можно ввести дополнительный музыкальные инструменты, например, треугольник, металлофон, бубен.

ИГРА. " УГАДАЙ . КТО ЭТО".

ЦЕЛЬ. Воспитание слухового внимания.

Описание игры. ДЕТИ стоят по кругу. Водящий выходит в середину круга, закрывает глаза и затем идет в любом направлении, пока не натолкнется на одного из детей, , который .должен подать голос заранее условленным образом: " ку-ку-ре-ку", " ав-ав" или "мяу".

Водящий должен угадать, кто их детей кричал. Если угадает, то становится в круг.

ИГРА. " СЛУШАЙ И ВЫПОЛНЯЙ".

Оборудование. Различные мелкие предметы или игрушки.

Описание игры.

Вариант 1-. Педагог называет 2-3 раза несколько различных движений/ одно- пять/, не показывая их. Ребенку нужно проделать движения в той последовательности, в какой они были названы. А затем самому перечислить последовательность проделанных упражнений. За правильное, точное выполнение задания ребенок поощряется: за каждое правильное выполненное действие-очко. Набравший большее количество очков - победитель.

Вариант 2. Логопед дает одновременно двум- трем детям задания":

"Петя, побегай", "Ваня, пойди в зал, открой там форточку. Коля, подойди к буфету, возьми чашку и принеси Тане воды". Остальные дети следят за правильностью выполнения. Неправильно выполнивший задание отдает полученный балл.

ИГРА "Запомни слова".

Цель. Накопление словаря, развитие памяти.

Описание игры. Ведущий называет пять-шесть слов, играющие должны повторить их в том же порядке. Пропуск слова или перестановка считается проигрышем. В зависимости от возможностей детей слова подбираются разной сложности.


ПРИЛОЖЕНИЕ N 6.

План фронтальных занятий


1-е занятие: Развитие речи детей в процессе ознакомления их с предметами окружающего мира.
Цель: сообщение новых знаний о предмете, ознакомление с новыми словами.
Материал: кошка / желательно живая/.

2-е занятие: Развитие речи детей в процессе выполнения действий с предметами.

Цель: уточнение знаний детей о кошке, уточнение лексических значений новых слов.

Материал для занятия: игрушечные кошки, машина грузовая, кукольная мебель.
3-е занятие: Развитие речи в игре с предметами.

Цель: закрепление новых слов и их значений.

Материал : игрушечная кошка/ резиновая, или пластмассовая, вода, мыло, полотенце.
4-е занятие: Развитие речи на занятиях с дидактическими игрушками.

Цель: развитие конструктивных умений детей, закрепление новых слов, их активизация.
Материал для занятия: разные картинки, чудесный мешочек, знакомые игрушки и в их числе - кошка.
5-е занятие : Развитие речи в играх со строительным материалом

Цель: развитие конструктивных умений, моторики, закреплене слов и их активизация.

Материал для занятия: кирпичики /до рожа/, игрушечная кошка / идет по дорожке:, "топ-топ"./

ПРИЛОЖЕНИЕ N 7.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ РАЗЛИЧНОЙ ИНТОНАЦИИ.

1. На слове "мама" в произвольном порядке.

МАМА! МАМА!

МАМА! МАМА?

МАМА? МАМА.
Упражнения, направленные на воспроизведение разной интонации на словах:
НА, НЕТ, НУ, НО.

НА - сердито, резким движением вытянуть руки вперед/что-то даю/.

НА - Мягким, плавным движением вытянуть руки вперед. Логопед произносит слова с просительной и сердитой интонацией, повернувшись к детям спиной, рассчитывая на их слуховое восприятие. Дети повторяют с соответствующей интонацией.

НЕТ - жалостно, правая рука согнута на уровне груди, локоть опущен.
Отрицательный жест рукой перед собой, одновременно плавным, мягким движением покачивать головой.

НЕТ - отрицательно, резкий отрицательный жест правой рукой , перед собой.

2. Упражнение на различение интонаций в этих словах с опорой на слуховое восприятие детей. Дети воспроизводят слова НА, НЕТ с соответствующей интонацией.

На более позднем этапе в работу включаются предложения, короткие фразы:
Например:

Сказала тетя: - повествователнно,

Фи, футбол! - восклицательно, с оттенком брезгливости.

Сказала мама: - повествовательно,

Фу,футбол! - восклицательно, с оттенком пренебрежения,

Сестра сказала: повествовательно,

Ну, футбол! - восклицательно, с оттенком растерянности,

А я ответил: - повествовательно,

Во, футбол! - восклицательно, радостно.

-----------------------
[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]

[pic]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.