достаточно развитая транспортная инфраструктура, представленная практически всеми видами транспорта;
наличие значительного числа квалифицированных кадров, знакомых с рыночными условиями хозяйствования и имеющих опыт работы с зарубежными предпринимателями;
наличие в регионе собственной, постоянно развивающейся системы подготовки и переподготовки кадров для туристско-рекреационной отрасли.
Слабые стороны развития туризма и рекреации в Калининградской области:
Недостаток средств размещения;
острая нехватка объектов индустрии отдыха и развлечений (особенно для семейных туристов);
неудовлетворительное состояние историко-культурных памятников (из 1000 памятников истории и культуры для экскурсионного показа используются около 50, т.е. 5% существующего потенциала);
неразвитость нормативно-правовой базы в области туризма и рекреации;
слабый маркетинг;
отсутствие комфортной информационной среды, определяемое в значительной степени отсутствием в регионе туристско-информационных центров;
комплекс проблем, связанных с охраной окружающей среды и благоустройством туристско-рекреационных территорий.
Возможности развития туризма и рекреации в Калининградской области:
Постоянно растущий интерес к региону со стороны европейских и российских туристов (возможности использования преимущества вновь открытого для Европы, находящегося в самом ее центре, региона);
особое внимание, уделяемое федеральным центром Калининградской области из-за ее эксклавного положения (возможности привлечения дополнительных средств из федерального бюджета для развития туризма и рекреации);
превращение области в пилотный регион сотрудничества ЕС с РФ;
углубление международного сотрудничества со странами Балтийского бассейна;
активизация в области приграничного сотрудничества. Совместная разработка и реализация проектов, направленных на формирование единого туристско-рекреационного пространства региона (в рамках территории б. Восточной Пруссии);
становление (возрождение) региона в качестве одного из наиболее популярных лечебно-оздоровительных центров (курортов) Европы;
становление региона в качестве базового центра России по развитию международного морского туризма.
Угрозы развития туризма и рекреации в Калининградской области:
Увеличивающиеся турпотоки в область, ведущие к росту чрезмерной антропогенной нагрузки на ее территорию и, как следствие, деградация ее природно-ресурсного потенциала;
ужесточение пограничного режима и введение ограничений на посещение территории Калининградской области в случае неразрешенности проблем во взаимоотношениях Российской Федерации со странами - членами ЕС и НАТО в связи со вступлением в эти организации Польши и Литвы;
сокращение поддержки экономики области в целом и ее туристско-рекреационной отрасли в частности со стороны федерального центра из-за неблагоприятной для страны конъюнктуры, складывающейся на международном рынке (резкое падение цен на нефть и другие энергоносители и сырье);
природные (мощные шторма на Балтике, ведущие к размыву песчаных пляжей, лесные пожары, ураганы и т.д.); техногенные (аварии на промышленных предприятиях, крупных морских судах и т.д.) и иные (эпидемии и т.д.) катаклизмы;
усиление антирекламы Калининградской области в качестве территории, неблагоприятной для туризма и рекреации, и отсутствие достаточных средств для проведения контрмероприятий - продвижения положительного имиджа региона на международный и отечественный рынки туристско-рекреационных услуг;
ужесточение конкуренции со стороны стран Балтийского бассейна (прежде всего, Польши и Литвы) за турпотоки в регион;
нарастание внутриотраслевых диспропорций, например, существенное опережение темпов роста числа объектов размещения и питания аналогичных темпов ввода объектов индустрии развлечений.
Цель проведенного анализа состоит в определении перспектив становления туристско-рекреационной отрасли, на базе которых формируются основные стратегические направления данного процесса, в рамках которых сильные стороны должны получить свое дальнейшее развитие при одновременном устранении (снижении воздействия) слабых сторон и учёте потенциальных угроз. Другими словами, задача состоит в том, чтобы найти при выборе стратегии развития туризма и рекреации в области оптимальное сочетание вышерассмотренных разнонаправленных факторов, что является важным показателем научной обоснованности и определяющей характеристикой практической ценности разрабатываемых программных мероприятий.
В рамках развития межрегионального и международного сотрудничества администрация области планирует не только разработку программы приграничного сотрудничества (с Польшей и Литвой) в сфере туризма и рекреации, но и участие в программах по разработке международных туристических маршрутов, проходящих по территории области. Еще одной первоочередной задачей развития туристической индустрии калининградской области является формирование единого туристско-рекреационного пространства в рамках Северо-Запада России и развитие сотрудничества с другими российскими регионами.
Наряду с участием в международных проектах по туристско-рекреационной тематике (по программе TACIS и др.), заключением соглашений о сотрудничестве в туристско-рекреационной сфере с городами и регионами России, необходимо заниматься прямой рекламной компанией для успешного продвижения местного турпродукта как на внутренний, так и на международный рынки.
Корректное планирование позволяет определить оптимальную загрузку материальной базы туристских объектов и добиться высокой экономической эффективности маршрутов. Такие действия туроператора позволяют предвидеть изменения в спросе и оперативно реагировать на них, что ведет к улучшению качества обслуживания как главного фактора, определяющего целесообразность разработки маршрута.
Процесс становления и развития туристско-рекреационной индустрии сопровождается процессом поэтапного формирования единого туристско-рекреационного пространства, основой которого является развитие общерегиональных, межрегиональных и международных туристских коридоров, по которым идут основные турпотоки.[24] Для данного закономерного процесса существенным тормозом является традиционная организация туристско-рекреационной деятельности преимущественно в рамках существующих административно-территориальных образований (областные районы, муниципалитеты), что обуславливает необходимость ее (организации) радикальной перестройки.
Структурной основой пространственной (территориальной) составляющей данной перестройки могут служить туркоридоры, туртерритории и турзоны, которые, являясь эффективной формой пространственной организации туристско-рекреационной деятельности, позволяют решать следующие задачи:
Значительно повысить эффективность процесса согласования интересов различных муниципальных образований области в ходе реализации основных направлений региональной туристско-рекреационной политики;
избежать нерациональных затрат и дублирования в процессе формирования и реализации муниципальных инициатив, связанных с созданием местных туристско-рекреационных продуктов и объектов туристской инфраструктуры;
сформировать благоприятные условия для привлечения инвестиций в туристско-рекреационную сферу, в т.ч. за счет создания в рамках туртерриторий крупных межмуниципальных организаций: ассоциаций, консорциумов, фондов и т.д., способных аккумулировать значительные финансовые ресурсы для целей развития туризма и рекреации и обеспечить на взаимовыгодной основе координацию своей деятельности с внешними туристскими фирмами;
обеспечить комплексное решение проблем, связанных с разработкой и реализацией турпродуктов, пакетов, программ не только местного, но и общерегионального и международного уровня;
значительно повысить уровень качества управления, регулирования и координации в ходе реализации Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы.
Заключение
Проблема низкого уровня качества российского туризма из экономической превратилась в проблему социальную. Необходимо расширить социальную базу туризма, вернуть на туристский рынок тысячи предприятий социального туризма, что должно способствовать созданию новых рабочих мест и в конечном счете вывести страну из полосы затянувшегося кризиса в зону реформ. Такова цель нового социального проекта развития туризма.
Проведенный анализ состояния въездного туризма в Калининградскую область показывает, что основными странами, поставляющими туристов в регион, являются Германия, приграничные Литва и Польша, затем Белоруссия, Скандинавские страны. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров.[25] Такая ориентация спроса формирует туристское предложение в рамках городского, культурно-познавательного, событийного и делового туризма. Высокая стабильность туристских потоков в зонах трансграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы, что требует совершенствования межведомственной координации.
В Калининградской области в последние годы, благодаря активной работе областного комитета по туризму и межрегиональным связям[26], произошли существенные положительные сдвиги: увеличился приток туристов (ежегодные темпы роста турпотоков в области за период с 2000 по 2006 годы составили по российским туристам - 11-12 %, по иностранным туристам - 7-8 %); активно ведется строительство и модернизация объектов гостиничного и санаторно-курортного комплексов, ресторанов, культурно-досуговых учреждений и т.д.; сформирован портфель инвестиционных предложений и проектов, ряд которых находится в стадии реализации.
Вместе с тем, для сохранения данных положительных тенденций в области использования туристско-рекреационного потенциала территории и придания им устойчивого характера необходимо осуществить переход от фрагментарного к комплексному решению проблемы становления и развития туристско-рекреационного комплекса путем разработки и реализации соответствующей программы развития туризма и рекреации в Калининградской области, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды, обеспечивающей эффективное управление (регулирование) данным процессом. В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание морских круизных судов, входящих с кратковременной стоянкой в порты Калининград и Балтийск. Контингент круизных судов составляют в основном туристы из России, Германии, США, Великобритании и Скандинавских стран.[27] Перенасыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем. Регулярное паромное сообщение с Санкт-Петербургом позволит сформировать постоянный пассажиропоток туристов из России в Калининградский регион.
Постоянное число туристов из Германии обеспечивает стабильный доход владельцам отелей на период сентября – октября месяцев, когда основной поток россиян практически сходит на нет. В последнее время наблюдается увеличение туристских потоков за счет англоговорящего рынка и Белоруссии. Калининградская область становится популярным направлением для туристов из регионов России, исключительно за счет которых по временным рамкам продляется на балтийском побережье туристский сезон. В основном, это туристы из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, с Северо-Запада России, из Центральной России и Сибири. С 2002 г. стали приезжать и туристы с Урала.
Таким образом, можно сделать вывод об устойчиво положительной динамике посещаемости региона туристами в последние годы. При сохранении темпов прироста туристов на уровне 18-20% число туристов, которые посетят Калининградскую область, в 2008 году составит 160 тыс.чел., в 2009 году – 190 тыс.чел.
Список литературы
1. Восточная Пруссия., Калининград, 1996.
2. Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы. Калининград, 2006
3. Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Организация деятельности.- М., 2002
4. Калининград: Янтарный сказ. Калининград, 1999
5. Калининградская область. Природные ресурсы. Под ред. В.М.Литвина, Г.Н.Ельцина, В.П.Дедкова. Калининград: Янтарный сказ, 1999.
6. Калининградская область: перспективы и размышления. Калининград, 2004
7. Калининградские альтернативы. Калининград, изд. Калининградского университета, 2002.
8. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. М., 2003
9. Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности. М., 2007
10. Попов Е.В. «Продвижение товаров и услуг: учебное пособие». - М.: Финансы и статистика, 2002.
11. Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007.
12. Сапрунова В. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. М., 2003
13. Уокер Дж. Р. Введение в гостеприимство: Учебник / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 463 с.
14. Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона. Калининград, изд. Калининградского университета, 2003
[1] Биржаков М.Б. Введение в туризм. М.-СПб., 2003., С.57.
[2] Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007. С.53-54.
[3] См. Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы. Калининград, 2006.
[4] Федоров Г.М., Корнеевец В.С. Социально-экономическая география Балтийского региона. Калининград, изд. Калининградского университета, 2003, С. 84-85.
[5] Калининградские альтернативы. Калининград, изд. Калининградского университета, 2002., С.189.
[6] См. Восточная Пруссия., Калининград, 1996.
[7] Калининградская область. Природные ресурсы. Под ред. В.М.Литвина, Г.Н.Ельцина, В.П.Дедкова. Калининград: Янтарный сказ, 1999., С.49.
[8] Калининград: Янтарный сказ. Калининград, 1999, С.36.
[9] Калининградская область: перспективы и размышления. Калининград, 2004., С. 68.
[10] Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы. Калининград, 2006.
[11] Ильина Е.Н. Туроперейтинг. Организация деятельности.- М., 2002.- С. 26.
[12] Там же.- С.34.
[13] Абуков А.Х. Туризм на новом этапе. География туризма. Маршруты путешествий. М., 1996.- С.17-18.
[14] Абуков А.Х. Туризм на новом этапе. География туризма. Маршруты путешествий.- М., 1986.- С.31.
[15] Янтарные страницы. Калининград, 2002. С.23.
[16] Федоров Г.М., Зверев Ю.М. Калининградские альтернативы. Издательство Калининградского университета. Калининград, 2004. С. 124.
[17] Федоров Г.М., Зверев Ю.М., Корнеевец В.С. Российский эксклав на Балтике: Калининградская область в Балтийском экономическом пространстве. Под ред. Г.М.Федорова. Издательство Калининградского университета, Калининград, 1997., С. 23.
[18] Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007., С.68-69.
[19] разработан областной Закон "О туристской деятельности в Калининградской области", туристский паспорт Калининградской области и Концепция развития туризма и рекреации в Калининградской области; создан Координационный совет при главе администрации (губернаторе) области по вопросам развития индустрии туризма в Калининградской области, ведется активная рекламно-выставочная деятельность и т.д.
[20] Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетия// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. № 5. С.32.
[21] Международная туристическая выставка "Янтур".
[22] Туризм в России: Статистический сборник. М., Госкомстат, 2002. С.78.
[23] Социально-географические исследования Калининградской области. Межвузовский сборник. Калининград. Калиниградский университет. 1999. С.52.
[24] Российский туризм в поисках радости. Портрет туриста в рамках его предпочтения// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 12. С.14.
[25] Предложения по развитию Калининградской области на основе совершенствования механизма Особой экономической зоны. Под ред. А.П. Хлопецкого, С.Д. Козлова, Ю.С. Маточкина, Г.М.Федорова.- Калининград, 2007., С.68-69.
[26] разработан областной Закон "О туристской деятельности в Калининградской области", туристский паспорт Калининградской области и Концепция развития туризма и рекреации в Калининградской области; создан Координационный совет при главе администрации (губернаторе) области по вопросам развития индустрии туризма в Калининградской области, ведется активная рекламно-выставочная деятельность и т.д.
[27] Янкевич В., Безрукова Н. Туристический бум на рубеже тысячелетия// Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2007. № 5. С.32.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6