Также особенностью тура является его разнообразная экскурсионная программа, дающая туристам возможность ознакомиться с основными достопримечательностями и курортными центрами края. Программа составлена таким образом, что включает в себя основные экскурсионные программы: обзорная экскурсия по Калининграду дополняется факультативными маршрутами в Калининградский зоопарк, аквапарк и посещением пивоваренного завода с обязательной дегустацией пива. Экскурсии в г.Балтийск ( Пиллау) позволяют туристам познакомиться с западным военным форпостом России, а посещение поселка Янтарный дает уникальную возможность собственными глазами увидеть карьеры, в которых добывают янтарь ознакомиться с процессом его переработки. Знакомство с приморскими городами Зеленоградск и Светлогорс даст туристам уникальную возможность оценить не только красоту немецкой архитектуры, но и прелесть калининградских курортных центров. Экскурсия в г.Черняховск дает возможность познакомиться с замком Георгенбург, который был заложен в 1377 году немецкими рыцарями – крестоносцами.
Однако экскурсионная программа тура составлена таким образом, что дает возможность отдыхающим сочетать познавательный туризм с активными видами отдыха. Поскольку экскурсия в Черняховск включает в себя знакомство с конным заводом, то туристам предлагается конная прогулка, позволяющая избавиться от монотонности автобусных переездов.
И самым главным, на наш взгляд, отличительным элементом нового тура является сочетание вышеперечисленных видов отдыха с экологическим туризмом, поскольку размещение предполагается на базе отелей Куршской косы.
В основу разработки туристической программы «Янтарное ожерелье» заложен не только памятник ЮНЕСКО, но и туристский центр – Куршская коса. Туристский центр - место отдыха туриста, включающее все его рекреационные возможности: природные, культурно-исторические, экологические, этнические, социально-демографические, инфраструктурные.
Этот элемент относится к обязательным, поскольку без объекта интереса невозможно организовать путешествие. Туристский центр представляет собой интегральный символ интереса, соединяющий в себе все мотивы индивидуума относительно рекреационных ресурсов.
Выбор места туристского назначения определяется оценкой возможностей развлечения, удовлетворения потребностей, желаний и ожиданий туриста - т. е. имеет свой индивидуальный облик места туристского назначения, это и является основным фактором привлечения туристов. Куршская коса с этой точки зрения является весьма привлекательным объектом как для внутреннего, так и для въездного туризма.
Появление нового места туристского назначения на рынке туризма может быть вызвано интересом к живописному району или месту, богатому минеральными и термальными источниками, обладающему лечебными свойствами; может быть связанно с исключительными событиями или культурным наследием.
К основным элементам места туристского назначения следует отнести[13]:
географическое расположение. Куршская коса составляет единое целое с другими элементами и является для потребителя туристского продукта образом места туристского назначения. Само ее географическое расположение может явиться мотивом к поездке;
климат, флору и фауну. Наличие на Куршской косе национального парка с орнитологической станцией и уникальной природой придают ей специфическую привлекательность.
отдаленность от зоны, поставляющей туристов. Основную роль в преодолении расстояния должна играть транспортная инфраструктура (автомобильные и железные дороги, морской и речной транспорт, аэропорты). В этом отношении администрация Калининградской области делает все возможное для улучшения транспортной инфраструктуры.
Появление нового места туристского назначения неразрывно связано с международными и национальными проблемами, в частности с резко выраженным неравенством между развитыми и развивающимися регионами. При решении этих проблем следует учитывать, что процессы передвижения населения и возможности создания нового места туристского назначения способны оказывать влияние на возрождение к жизни региона, в котором оно расположено. Именно для решения этих проблем и была принята Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2006 - 2008 годы.
Положительное влияние места туристского назначения «Куршская коса» на развитие региона возможно при следующих условиях:
в регионе не будет другой, более выгодной для него сферы деятельности;
развитие места туристского назначения не будет создавать помехи стабильному функционированию существующих видов деятельности и наносить ущерб окружающей естественной или социально- культурной среде;
другие сферы деятельности не будут мешать созданию нового места туристского назначения.[14]
Развитие места туристского назначения должно проходить в рамках экономической и социальной жизни региона. Поэтому существующие в нем культурные, исторические и природные элементы должны использоваться разумно.
Создание нового места туристского назначения направлено на развитие устойчивого экотуризма в национальном парке и создание оптимальных условий для организации стационарного отдыха на рекреационных объектах, расположенных на территории косы.
Следует отметить, что туризм и стационарный отдых на косе являются одними из основных источников поступления средств в национальный парк и доходов в местный бюджет, поэтому от реализации намеченных в этом разделе мер зависит и выполнение целого ряда пунктов других разделов программы.
Развитию экотуризма на косе будет способствовать внедрение разрабатываемой международным экологическим центром "ЕКАТ-Калининград" совместно с комитетом по туризму и санаторно-курортному комплексу и управлением лесами концепции экотуризма и охраны природы на Куршской косе, готовность которой ожидается к февралю 1998 года, реализация проектов "ЕКАТ-Калининград" по менеджменту и экономике туризма.
В ближайшее время национальный парк осуществит ряд организационно - технических мер по развитию инфраструктуры туризма. Будет оборудовано четыре новых экологических маршрута для пешеходных видов туризма, открыты новые водные экскурсионные маршруты, обустроено 4-6 км тропиночной сети, оборудовано 20 мест отдыха. Намечается использование зарубежного опыта в создании новых, популярных туристических услуг. Выполнение этих мер осуществляется за счет средств национального парка.[15]
При условии выполнения намеченных мер у национального парка появится возможность значительно повысить интенсивность экотуризма, поднять посещаемость организованными туристами.
С целью улучшения рекреационной обстановки на косе управлением лесами был создан в национальном парке отдел организации рекреационного использования территории, в функции которого входит: развитие устойчивого экотуризма на заповедной территории; планирование рекреационного использования территории; разработка и организация экологических экскурсионных программ; внедрение в практику новых туристических услуг; расширение и осуществление связей с туристическими организациями в области и за ее пределами; подготовка и организация издания рекламной и другой печатной продукции. Распространение и реализация этой продукции; подбор и подготовка кадров для обслуживания туристов; работа с учреждениями отдыха, осуществление систематического контроля за выполнением ими природоохранных требований режима национального парка, а также мер по благоустройству территорий.
Следовательно, предлагаемая туристическая программа «Янтарное ожерелье» будет способствовать интенсивности туризма в данном регионе.
2.3 Маркетинговое обоснование уровня продаж турпродукта
До 1990 г. область ежегодно посещало примерно 30 тысяч туристов, значительная часть которых прибывала маршрутами «выходного дня». В начале 90-х гг. прежняя система внутреннего туризма стала недееспособной. Наступившая либерализация зарубежного туризма, когда граждане страны получили возможность путешествовать за рубежом, а профсоюзы перестали дотировать путевки, привела к резкому спаду внутреннего туризма.[16] За три года (с 1990 по 1992) число отечественных туристов сократилось в Калининградской области с 30 до 2 тысяч человек в год, т.е. в 15 раз.
Резкий спад въездного потока отечественных туристов продолжался до 1995г. И только потом число туристических поездок в Калининградскую область характеризуется стабильным увеличением со среднегодовыми темпами роста 12%. В условиях рынка внутренний туризм создавался практически заново, и этот процесс сопровождался перераспределением собственности, сокращением государственного сектора, давлением на социальную сферу.
Вместе с тем, одновременно формировался рынок въездного туризма. Открытие Калининградской области для внешнего мира совпало с кардинальными изменениями в экономике страны. Активное подключение экономического потенциала Калининградской области к международным интеграционным процессам определило необходимость трансформации сферы туризма и рекреации в доходную, бюджетную отрасль регионального хозяйства.[17]
Начало иностранного (въездного) туризма в 1990 г. выявило проблему низкого уровня классности существующей туристской инфраструктуры области. Дороги, транспортный комплекс, прокатные фирмы, обеспечение безопасности, рекламная деятельность, производство сувениров – все это не соответствовало международному уровню гостеприимства. Число туристов в Калининградскую область сдерживалось недостатком номерного фонда в гостиницах европейского уровня. Дефицит современной инфраструктуры не позволял наращивать въездной и внутренний турпотоки. Необходимость модернизации и обновления материальной базы туризма была одной из главных проблем ее развития.
Следует отметить, что в результате повышения спроса над предложением услуг по размещению туристов в последние годы повысилась ликвидность инвестиций в строительство гостиниц. Новые объекты размещения, предлагающие адекватное соотношение цены и качества пользуются большой популярностью.
Проведенный анализ состояния въездного туризма в Калининградскую область показывает, что основными странами, поставляющими туристов в регион, являются Германия, приграничные Литва и Польша, затем Белоруссия, Скандинавские страны. Для трансграничного туризма характерна высокая составляющая краткосрочных туров.[18] Такая ориентация спроса формирует туристское предложение в рамках городского, культурно-познавательного, событийного и делового туризма. Высокая стабильность туристских потоков в зонах трансграничного туризма особенно остро ставит визовые проблемы и задачи организации пунктов перехода госграницы, что требует совершенствования межведомственной координации.
В Калининградской области в последние годы, благодаря активной работе областного комитета по туризму и межрегиональным связям[19], произошли существенные положительные сдвиги: увеличился приток туристов (ежегодные темпы роста турпотоков в области за период с 2000 по 2006 годы составили по российским туристам - 11-12 %, по иностранным туристам - 7-8 %); активно ведется строительство и модернизация объектов гостиничного и санаторно-курортного комплексов, ресторанов, культурно-досуговых учреждений и т.д.; сформирован портфель инвестиционных предложений и проектов, ряд которых находится в стадии реализации.
Вместе с тем, для сохранения данных положительных тенденций в области использования туристско-рекреационного потенциала территории и придания им устойчивого характера необходимо осуществить переход от фрагментарного к комплексному решению проблемы становления и развития туристско-рекреационного комплекса путем разработки и реализации соответствующей программы развития туризма и рекреации в Калининградской области, направленной на создание благоприятной правовой, организационной и экономической среды, обеспечивающей эффективное управление (регулирование) данным процессом. В числе заметных достижений туристской деятельности последних лет следует назвать оформление и обслуживание морских круизных судов, входящих с кратковременной стоянкой в порты Калининград и Балтийск. Контингент круизных судов составляют в основном туристы из России, Германии, США, Великобритании и Скандинавских стран.[20] Перенасыщение Средиземного моря круизами открывает определенные перспективы перед Балтийским морем. Регулярное паромное сообщение с Санкт-Петербургом позволит сформировать постоянный пассажиропоток туристов из России в Калининградский регион.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6