Рефераты. Оценка ресурсов религиозного туризма Калужской области

Согласно научной точке зрения, человек в течение своей жизни постоянно находится в природной и общественной среде. Все тела и силы природы, участвующие в общественном производстве или ему сопутствующие, разделены, соответственно, на природные ресурсы и условия. Для наших целей можно объективно отделять от понятия "ресурс" еще и "объект". Природные условия и ресурсы только часть туристических ресурсов, еще необходимо учесть социально-экономическую сферу, особенно инфраструктуру, транспорт, связь, индустрию гостеприимства. Отдельно, как третью весомую составляющую, необходимо рассматривать культурно-историческую и краеведческую сферы, а также национально-этнические и этнографические особенности региона. Таким образом, мы принимаем в расчет абсолютно все условия, ресурсы и объекты, с которыми "встречается" турист и которые могут применяться при разработке турпродукта. Для удобства научных исследований это утверждение может быть взято за гипотетическую основу.

Абсолютно справедливым будет замечание о необычайной обширности ресурсной базы, взятой для рассмотрения: от природы до истории и архитектуры. Действительно, вопрос будет гносеологически неразрешим, если в основу изучения не будут "положены" системно-диалектические методы и серия конструктивных отраслевых методик, цель которых перейти от качественных оценок при разработке турпродукта к количественным: баллам, единицам на душу населения, рублям и т.д. В этом случае удастся добиться главного: исключить субъективность разработчиков турпродукта, оптимизировать "старые" турресурсы и вовлечь в коммерческий оборот новые; туристам получить искомое ощущение полноценного отдыха, а региону (например, Пермскому), наконец-то, добиться долгожданного пополнения казны за счет разумной и научно-обоснованной туристской политики. В случае успеха, предлагаемые методики, претендуют не только на универсальность, но и на то, чтобы стать инновационными разработками в сфере туризма.

Предполагаемый фронт работ весьма обширный, но в данном случае легкого и быстрого способа решения проблемы по оптимизации внутреннего регионального туризма не существует. Для этого потребуются усилия множества специалистов, например, по экономической, социальной, физической географии и экологии; археологии, истории и краеведению, искусству и культуре; экономике и психологии…

Стратегия ведения научного поиска, создания методологической базы, разработки специальных методик, такова:

1. В основе исследования - не только территориальный географический аспект, но и конкретная территория.

2. Согласно нашей гипотезе, абсолютно все условия и ресурсы могут служить коммерческой основой для проектирования, конструирования и реализации турпродукта.

3. Все условия и ресурсы можно разделить на следующие: природные, социально-экономические и историко-краеведческие.

4. Каждой группе соответствует своя методика: физико-географическая, социально-экономическая, историко-краеведческая. Принимается допущение о том, что могут существовать туристские условия и ресурсы, которые не входят в указанные группы, а значит, и методики, при этом, в случае их объективного обнаружения будет выделена новая группа, и следовательно, методика.

5. Перед разработкой методик необходимо проведение территориальной инвентаризации объектов, условий и ресурсов по группам, без их привязки к существующим или перспективным турпродуктам.

6. После проведения подробной инвентаризации в пределах группы происходит разделение на подгруппы: объекты, условия и ресурсы, используемые в турпродуктах и пока не используемые. Важным моментом становятся критерии отличия одной подгруппы от другой, другими словами, почему один и тот же турресурс, например, озеро, в одном случае "популярно" у туристов и разработчиков турпродукта, а в другом - нет. Именно этот момент является центральным в предложенной стратегии.

7. На заключительном этапе делается "проводка" через соответствующую методику каждого без исключения инвентаризованного объекта, условия или ресурса. В итоге делается количественное (балльное) заключение о возможности использования исследуемого ресурса в конкретном турпродукте. Например, все объекты, условия и ресурсы могут быть разделены на следующие итоговые категории: 1) от 0 до 30 баллов, - неперспективные на данном уровне развития турресурсы; 2) от 31 до 60 баллов, - уровень избирательной перспективности, когда турресурс потребует дополнительных затрат (реклама, продвижение, борьба с конкурентами и т.д.); 3) от 61 до 90 баллов, - перспективные турресурсы. Объективность данных методик будет "оттачиваться" применением метода перекрестных сравнений: если объект или ресурс будет признан бесперспективным, будут изучаться данные по организованной и неорганизованной посещаемости и т.д. Если будет выявлены противоречия - методики будут корректироваться.

Главная задача фрагментарно представленного исследования - приглашение к дискуссии специалистов с целью оптимизации развития научной базы регионального туризма.


3.2 Оценка экскурсионных ресурсов района


На территории области — 358 объектов культурного наследия, из них 163 — федерального значения. На Калужской земле расположены известные всему миру духовные святыни: Оптина Пустынь, Тихонова Пустынь, Боровский и Шамординский монастыри. Калужский край связан с именами Циолковского, Чижевского, маршала Жукова, Цветаевой, Паустовского. Так что для развития экскурсионного туризма регион весьма перспективен.

Вокруг памятников истории и культуры возможно и необходимо развивать полноценную социально-экономическую среду. Каждый сохраненный и восстановленный объект будет способствовать устойчивому развитию целой территории, содействовать созданию новых рабочих мест и пополнению бюджетов. Сохранение сокровищ нашей исторической памяти становится приоритетным направлением региональной политики.

В туризм возможно добавить и спортивную составляющую. Например, в настоящее время ведется работа по продвижению проекта строительства горнолыжного курорта. Один из спусков будет длиной около 800 метров, что для центра России — просто здорово. Уже имеется пара проектов гольфклубов. Есть реальная возможность соорудить яхтклубы. Развивается и гостиничный бизнес, агротуризм. Создаются этнодеревни, другие объекты туризма и отдыха.

Сегодня работа в значительной мере направлена на поиск дополнительных резервов, а также новых идей по созданию в Калужском регионе привлекательного инвестиционного климата. Это во многом залог дальнейшего развития промышленности, науки, сельского хозяйства. Такой же подход сохраняется и в отношении культурного наследия. Поощряется поиск дополнительных источников финансирования, привлечение средств частных фирм, инвесторов и спонсоров, готовых на определенных условиях вложить средства в реставрацию памятников: зданий и сооружений, в их благоустройство, последующее приспособление и использование под современные цели.

Особенностью Калужской области является уникальное сочетание природных ландшафтов и историко-культурных достопримечательностей, которое делает привлекательным наш край для российских и иностранных туристов.

В 2007 году туристам будут предложены экологические и сельские туры, отдых в туристских имениях, деревнях, экологических поселениях, гостевых домах Национального парка «Угра». Например, те, кто приедет в туристическую деревню «Светлицы», смогут проверить себя в экстремальных ситуациях в рамках программ «Ранчо Тур», «Ранчо Трофи», на конных маршрутах, а также в походах по историческим и экзотическим местам. Вместе с тем, они смогут познакомиться с народными промыслами, сельскими традициями и культурой, принять участие в народных праздниках и гуляниях, насладится русской баней и блюдами русской кухни.

Любителей охоты и рыбалки примут охотничьи и рыболовные хозяйства области, в том числе сафари-парк «Стайер», охотничье рыболовное хозяйство «Агрофирма «Хотьково», рыболовный клуб «Русс» и другие.
На территории области расположены города, широко известные свои вкладом в историю и культуру России: Козельск, Боровск, Малоярославец. Познавательные и паломнические маршруты по этим городам с посещением Свято-Введенской Оптиной пустыни, Шамордино, Боровского Свято-Пафнутьева монастыря, Тихоновой пустыни вызовут большой интерес у гостей нашей области.

Разработаны новые маршруты по местам, связанным с жизнью и деятельностью известных ученых К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского, П.Л.Чебышева, Е.Р.Дашковой, декабристов С.Н. и Н.С.Кашкиных, М.Ф.Орлова. Несомненно, большой интерес представят маршруты, связанные с творчеством великих художников и писателей В.Д.Поленова, В.Э.Борисова-Мусатова,
М.И.Цветаевой, А.Н.Толстого, К.Д.Бальмонта, А.П.Чехова, проходящие через известный многим провинциальный городок Тарусу.

В ближайшие годы ожидается рост доходов от туризма в 5 раз и рост вклада этой отрасли в валовый региональный продукт до 1%.

В настоящее время на долю туризма в Калужской области приходится около 0,2% валового внутреннего продукта. Численность занятых в туристской отрасли составляет более 0,3 % экономически активного населения. Это не так много, но в соответствии с наметившимися тенденциями ситуация изменяется. Появляются новые гостиничные сети, развиваются традиционные и новые виды туризма. Стабильный рост отрасли привлекает инвесторов и общие капиталовложения, в строительство и развитие туристических объектов.

Для достижения значительного инвестиционного эффекта планируется создать в Тарусском районе туристско-рекреационную особую экономическую зону. Цель проекта - концентрация финансовых, природных, культурных, интеллектуальных ресурсов этой территории с целью получения соответствующего бюджетного эффекта.

Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа включает строительство туристских объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры, создание и развитие производства новых видов продукции и услуг, а также совершенствование санаторно-курортной сферы.

Объединение различных видов отдыха на достаточно ограниченной территории считаю рациональным решением. Это позволит создать в центральной части России локальную, удобную, многофункциональную и низкозатратную досуговую зону. Реализация данного проекта позволит нам в перспективе иметь вполне конкурентоспособные туристические объекты, от будущего использования которых мы ожидаем значительного роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и увеличения количества новых рабочих мест[33].


3.3 Оценка потенциала религиозного и паломнического туризма


Преподобный Тихон Калужский, по преданию, был родом из Киева. Иноческий постриг он принял в московском Чудовом монастыре. Возжелав подвигов пустынножительства и стремясь к уединению, в середине XV века он удалился в глухие леса Калужского края. Здесь, на правом берегу речки Вепрейки, впадающей пятью километрами южнее в р. Угру, он и поселился в дупле векового дуба. Пищей преподобному Тихону служили дикорастущие растения, а питием — вода из колодца, ископанного им своими руками при истоке Вепрейки.

Вскоре слава о святом подвижнике благочестия распространилась среди окрестных жителей. К преподобному стали приходить люди, желавшие его духовного окормления. Собралась первая монастырская братия.

Об этом узнал владелец окрестных лесов князь Василий Ярославович. Обнаружив во время охоты жилище святого, князь повелел преподобному покинуть его владения, и в гневе замахнулся на него плетью. Но высоко поднятая рука князя словно окаменела. Устрашенный, князь Василий стал умолять святого простить его. По молитве преподобного Тихона рука князя чудесно исцелилась.

Князь просил угодника Божия не покидать его владений, и обещал помогать в устроении монастыря. На средства князя, трудами преподобного Тихона и его учеников был основан монастырь, и воздвигнуты церкви: соборная — в честь Успения Божией Матери, и церковь Трех Святителей. Монастырь был наименован Успенским.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.