Рефераты. Оценка ресурсов религиозного туризма Калужской области

Одни паломники путешествовали по соображениям веры, многие другие отправлялись н пун. просто из любви к путешествиям или движимые мирскими побуждениями, ожидая найти общение с веселыми спутниками, развлечения в придорожных харчевнях и другие удовольствия. Паломничество имеет место и сейчас. Многие верующие едут в Иерусалим поклониться Гробу Господню. Приверженцы ислама едут в хадж hajj в Мекку. В России православные стремятся посетить Валаам, монастырь на острове Коненец. Многие епархиальные управления ввели в структуру внешнеэкономические отделы, которые регулируют вопросы паломничества.

В советские времена жизнь церкви, а тем более монастырей была для большинства наших соотечественников тайной за семью печатями. И вот эта таинственная завеса упала. В монастырь теперь может приехать любой желающий и не только совершить по нему экскурсию, но даже пожить несколько дней в его стенах. Кто-то делает это из любопытства, кто-то хочет в тиши и уединении приблизиться к Богу, разобраться в себе и очистить душу. Паломничество и религиозный туризм стали в последние годы почти массовыми. И, что интересно, монахи и монахини этому не препятствуют. Более того: при монастырях создаются паломнические службы, которые по сути выполняют функции туристических агентств. Однако это вовсе не значит, что при посещении гостей внутренний уклад святой обители претерпевает изменения. Монашеское гостеприимство особенное: здесь не выполняют прихоти туристов, а дают им возможность приобщиться к тихой, созерцательной иноческой жизни.

За последние годы у всех категорий населения наблюдается устойчивый рост интереса к посещению монастырей. Паломники едут из всех регионов России и из-за рубежа. Целевая направленность этого интереса - не познавательный, видовой, открыточный туризм, а глубокое ознакомление с жизнью обители. Это попытка понять, что собой представляет русский православный монастырь, разобраться, что есть монашеская жизнь и почему такой элемент бытия, как монашество, настолько устойчив в нашем государстве. Именно поэтому поездки по монастырям становятся все более продолжительными, людям не хватает двухчасовой экскурсии, они хотят остаться в святой обители на два-три дня. А для тех, кто приехал с целями духовными, пребывание в монастыре должно занимать не менее недели. И требуется очень высокая степень подготовленности экскурсоводов, чтобы работать с разными категориями людей.

Эти слова как нельзя более красноречиво говорят о растущей популярности религиозного туризма, который уже столкнулся с теми же проблемами, что и мировой туризм в целом. Однако если в мире уже и существует практика полного закрытия некоторых туристских объектов для посещения, то православных монастырей это никогда не коснется. Ведь любовь к ближнему, помощь ему, сердечность, открытость лежат в самой основе христианской веры...

На Руси паломничество возникло с первых же дней распространения христианства. Для нас, православных людей, паломничество крайне интересно уже по одной его устойчивости и поразительной распространенности. Продолжаясь в процессе долгого ряда веков, оно с особенной силой охватило Древнюю Русь, увлекая целые толпы путешественников и паломников в далекие страны и места, заставляя преодолевать необыкновенные трудности.

В чем же смысл православного паломничества по святым местам?

Русские люди, в отличие от западных христиан - пилигримов, поклонялись святыням и через поклонение соединялись с Богом, Господом нашим Иисусом Христом. Поэтому и называли русских богомольцев не только богомольцами, но и поклонниками Гроба Господня. Западные же христиане святыни лишь созерцали. Как туристы, они вспоминали о священных евангельских событиях, не пропуская их через свое сердце, как это делали русские паломники. Пилигримы воспринимали святые места лишь разумом, как туристы - посмотрите направо, посмотрите налево...

Русские паломники шли в святые места, чтобы поклониться святыням: чудотворным иконам, честным мощам угодников Божиих, святым крестам, чтобы получить заступничество на день судный в тех или иных обителях, в коих подвизались святые угодники Божии. Русские люди считали, что в святых местах молитва более действенна и быстрее доходит до Бога. Они понимали, что если просидеть всю жизнь возле красивой русской печки, наслаждаясь русскими пирогами, и не ходить по святым местам, то незаметно можно как бы обрасти греховной чешуей и совсем забыть о том, кто ты есть, для чего родился на свет Божий, в чем твое предназначение в жизни. Поэтому, как только наступала весна, целые толпы людей отправлялись в путешествие по святым местам, в дальние и ближние обители нашего необъятного Отечества и за рубеж - в Иерусалим, на Афон, Синайскую гору.

К 1914 году паломничество в России приобретает широкий размах и превращается в единый религиозно-нравственный порыв всего русского народа. Главный смысл паломничества можно раскрыть через духовное стихотворение про чёботы, которое было особо любимо и почитаемо в среде православного русского народа: «Ах вы чёботы мои, чёботы новые, Доведите меня до святых угодников До святых угодников, их райских обителей. Ты прости, государь-батюшка, Ты прости, государыня-матушка, Помолитесь за мою душеньку грешную, Чтобы та душа грешная кресту потрудилася, Потрудившись, в светлые обители вселилася...» Взывание о Царствии Небесном - вот главный смысл русского православного паломничества, его стержень.

Паломничество - посещение святых мест и святынь с целью поклонения. Для раскрытия его феноменальной сущности следует выявить: происхождение, ценностное содержание, практику бытования в русской культуре на протяжении Х-ХХ вв. Паломничество как феномен русского религиозного сознания ХХ в. получил также научное освещение[4]. В современной отечественной гуманитарной сфере истории, философии, литературе, психологии, социологии, культурологии - сложилось направление, изучающее роль христианства в русской культуре. Православие как неотъемлемая часть "русского мира" нашло воплощение в многочисленных национальных традициях, которые были подвергнуты значительной деформации в ХХ в., поэтому сегодня необходимо вернуться к истокам национальной культуры, заново выявить ее ценностное содержание и многообразные формы существования. Время требует восстановления целостной картины русской духовности, и такая работа в современной науке ведется.

Русская паломническая традиция - уникальное проявление живой православной веры. От других видов путешествий паломничество отличается прежде всего ценностным содержанием, духовной сущностью. Оно связано с догматическим строем Православия, основанном на исповедании Никео-Цареградского Символа веры. Почитание Святой земли, Богородицы и святых, их святых мощей, креста, икон свойственно русскому православному человеку. Это нашло отражение в памятниках древнерусской литературы. "Мощи святых с верой целуй и честь воздай, яко достойным чести, понеже Христа ради пострадаша", - учит "Стословец[5]". Жажда спасения души, поиск благодати, молитва о помощи в скорбях и болезнях, благодарение за благополучие и выручку в трудных делах поднимают верующего с насиженного места. В "Поучении на Покров" Божия Матерь взывает к Своему Божественному Сыну: "Царю небесный, пришли всякого человека, славящего Тя и призывающего имя Твое, и всяко место, идеже бывает память имени Моего, освяти оно и прослави прославляюща Тя, именем Моим, приемля их всяку молитву и обет[6]". Это поклонение святым местам и святыням началось еще с апостольских времен и укоренилось в годы гонений на христианство.

Русская православная традиция почитания икон имеет ряд особенностей. Икона почитается наряду с крестом. Например, согласно "Повести временных лет" святые Апостолы учили и "чтить иконы" и "целовать крест[7]". "Стословец" предписывает: "Иконе Христове и Пречистыя Его Матери и всех святых с верой честь воздай, яко к ним самим любовно в молитве глаголи[8]". Первым христианским иконописным изображением считается посланный царю Авгарю Образ Спаса Нерукотворного. Первым иконописцем церковное Предание называет св.Евангелиста и Апостола Луку, написавшего изображение Богоматери. Известны факты чудесного происхождения некоторых русских икон. Из жития св. Алипия Иконописца Киево-Печерского известно, что в одном случае Божественным произволением чудесно (без приложения рук человеческих) было написано 7 икон, а в другом - помощником иконописца стал ангел в виде прекрасного юноши[9].

Посещение Святой земли, прежде всего Святого Града Иерусалима, центров Вселенского Православия - давняя традиция в русской культуре. Для верующих людей эти места - не просто совокупность исторических и географических понятий, а сакральный образ, объединяющий основные идеи русского православного сознания. Святой Град Иерусалим существует для носителей ортодоксального христианства вне времени, тем более что в Откровении Иоанна Богослова он явлен как образ Небесного Царствия - Нового Иерусалима, сходящего с небес (Откр. 21). В духовном смысле вся жизнь человека может быть рассмотрена как восхождение к Небесному Граду, поэтому христианские богослужения, архитектура, священные реалии наделены символикой Иерусалима. Для паломничества важно, что Иерусалим является городом, хранящим подлинные свидетельства событий священной истории. Для паломника нет прошлого, все настоящее: "Христианство всегда жило реальностью Священной истории. Не воспоминаниями, а именно реальностью - постоянно пронизывающей каждое движение верующей души"[10]. Паломнические проскинитарии[11], реликвии, привозимые паломниками, посланниками иерусалимского патриарха, были для верующего человека доказательствами реальности совершаемого в Иерусалиме. Святое миро, вода из Иордана, возжженные у Святого Гроба свечи, масло от Елеонской горы, меры Св. Гроба являлись благословением от Святых мест русскому народу, который, в свою очередь, собирал и посылал щедрые пожертвования для обустройства святых мест, храмов, монастырей. Благочестие русских самодержцев проявлялось в радении о Святом Гробе. После падения Византии в 1453 г. Иерусалим становится одним из образов русской эсхатологии, в котором Московское царство представляется последним христианским царством всемирной истории.

В связи с почитанием Матери Божией и святых подвижников в среде христиан возникло стремление к посещению тех мест, где они подвизались, где все напоминает верующему о пребывании угодников Божиих и об их духовных подвигах. Особым вниманием пользуются места, связанные с появлением там самой Богородицы, например, Святая Земля, Святая гора Афон, Почаев, Дивеево; или явлением Ее чудотворных икон, таких, как Иверская, Смоленская, Владимирская, Знамение, Тихвинская, Ахтырская, Курская Коренная, Феодоровская, Сицилийская, Киево-Печерская, Казанская и мн.др. Монастыри, пустыни, храмы, пещеры, леса, в которых подвизались святые угодники, становятся местами посещения богомольцев. Преподобный Нестор Летописец уже в Киево-Печерском Патерике (XIII в.) отмечает подвиги русских монахов, которые "как светила сияли на Руси[12]". К святым обращались за помощью и после их кончины, ибо любовь никогда не перестает (1 Кор. 13:8). Множество примеров чудодейственной помощи можно найти в житиях русских святых, в летописях. В Житии Преподобного Сергия Радонежского сказано: "Светло светит солнце и согревает своими лучами землю, но еще сильнее сияет великий Чудотворец, просвещая своими чудесами и молитвами души человеческие. И не исчезнет никогда слава Преподобного, - она будет сиять вечно, ибо в Святом Писании говорится: Праведницы во въки живутъ (Кн. прем. Соломон. Гл.5, ст.15)[13]".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.