Рефераты. Оценка ресурсов религиозного туризма Калужской области

В первый день туристы совершат обзорную экскурсию по Калуге, познакомятся с ее достопримечательностями, посетят музеи города.

На второй день выезжают в город Жуков, где в год 50-летия Победы был открыт Государственный музей Г.К.Жукова, построенный по решению Правительства Росии. В музее гости познакомятся с жизнью и деятельностью нашего полководца, узнают о его участии в разгроме фашистких войск под Москвой, в прорыве блокады Ленинграда, в освобождении Белоруссии, в штурме Берлина, о его деятельности на посту министра обороны в 60-х годах. Из г. Жукова туристы направятся в деревню Стрелковка, где родился будущий маршал и где выстроена точная копия избы, в которой жила семья Жуковых.

Калуга - Малоярославец - Ильинские рубежи (2 дня и 1 ночь)

Первый день будет посвящен знакомству с Калугой, музеями города.

Во второй день - загородняя поездка в г.Малоярославец - районный центр Калужской области, расположенный в 60 км от Калуги. Во время экскурсии туристы подробно познакомятся с историей города, узнают о малоярославецком сражении, происходившем осенью 1812 года и фактически решившем исход Отечестввенной войны 1812 года, посетят музей Отечественной войны 1812 года, увидят диараму “Сражение за г. Малоярославец”. Затем экскурсанты направятся в с. Ильинское, где осенью 1941 года стояли насмерть подольские курсанты, не пропустив фашистов по Варшавскому шоссе. Здесь создан мемориал, посвященный памяти погибших курсантов. Гости познакомятся с музеем, экспозиция которого рассказывает о сражении курсантов, посетят братскую могилу воинов, у которой горит Вечный огонь славы.

Калуга - Боровск (2дня и 1 ночь)

В первый день - посещение г. Боровска, где во время обзорной экскурсии туристы увидят действующий храм, расписанный Дионисием, побывают на могилах боярыни Морозовой и ее сестры княгини Урусовой, отбывавших ссылку в Боровске за свою приверженность старообрядчеству. Гостям предстоит посмотреть картинную галерею, где показываются полотна И.Левитана, П.Кончаловского и др. художников, увидят древний Пафнутьев-Боровский монастырь, услышат рассказ о его многовековой истории. Побывают экскурсанты в Доме-музее К.Э.Циолковского, открытом в 1997 году.

В трех километрах от центра Боровска, недалеко от места впадения речушки Истермы в реку Протву, окруженный холмами, стоит главная достопримечательность города - древний Пафнутьев Боровский монастырь. В XVI и в первой половине XVII веков это был один из основных и сильно укрепленных пунктов на юго-западном рубеже Московского государства.

Основатель монастыря, преподобный Пафнутий Боровский, родился в 1395 году. В 1444 Пафнутий и его ученики в почти непроходимых боровских лесах построили и освятили первый храм. 1444 год принято считать годом основания Боровского монастыря. Пафнутий скончался в 1477 году, а в 1547 был причислен к лику святых.

Маленький монастырь, став оплотом Московского государства в его борьбе за объединение русских земель, довольно быстро рос и богател. В конце XVI века, опасаясь войны с Польшей, Московское правительство укрепляет монастырь и возводит мощные крепостные стены. В польском "Дневнике событий Смутного времени" в записи, относящейся к 1610 году, указано, что "монастырь был каменный и довольно сильно укрепленный, кругом была глубокая вода и окопы".

Одна из летописей 17 века повествует, что когда Лжедмитрий Второй осадил монастырь, он встретил сильное сопротивление и только благодаря измене двух воевод смог ворваться на территорию монастыря. Но защитники под предводительством князя Волконского не прекращали сопротивления и все были убиты под стенами собора. В память об этом подвиге в 1777 году город Боровск получил свой герб: сердце с крестом (символом верности) в лавровом венке.

В настоящее время протяженность крепостных стен составляет 673 метра. Основу боевой устойчивости монастыря, как средневекового фортификационного сооружения, составляют 6 башен: Тайницкая, Входная, Сторожевая, Оружейная, Георгиевская, Круглая.

Древнейшее из сохранившихся до наших дней зданий, - трапезная 1511г. - является первым, которое видит посетитель, войдя в монастырский двор. Это средневековая палата для совместных трапез братии начала XVI века.

Необычайно параден северный торец здания с довольно широкой лестницей, ведущей через лоджию, перекрытую крестовыми сводами, к главному входу в палату. К восточной стороне трапезной палаты примыкает небольшая квадратная в плане, бесстолпная церковь Рождества Христова, отличающаяся красивыми очертаниями свода на распалубках. Пятиярусная колокольня, возведенная в конце XVII века, пристроена к трапезной с севера. Искусной обработкой фасадов, колонками с перехватами, поставленными на углах, ширинками парапетов и междуярусных поясов, разнообразными наличниками окон, обрамлениями арок звонов и горизонтальными рядами многоцветных изразцов она контрастирует с величаво простым обликом трапезной.

Собор Рождества Богородицы выстроен в конце XVI века на месте разобранного белокаменного, освященного самим Пафнутием. Точная дата строительства кирпичного пятиглавого четырехстолпного храма с двумя приделами не установлена. Реставрационные работы в 70-х годах нашего века вернули древнему собору его величавый вид.

Миниатюрная одноглавая бесстолпная Ильинская церковь 1670 года в северной части монастырского двора составляет единый комплекс с одновременно возведенной больничной палатой.

К трехэтажному корпусу летних настоятельских келий XVII века, почти вплотную примыкающему к северной крепостной стене, в 1760-1763 году пристроили бесстолпную одноглавую церковь Митрофания.

Второй день гости проводят в Калуге, знакомятся с городом, посещают его музеи.

Калуга - Поленово (Тульская область) - Таруса (3дня и 2 ночи)

В первый день гости знакомятся с Калугой.

Во второй день утром они на катере “Луч” отправляются в Поленово, расположенный в 108 км от Калуги ниже по течению реки Оки, 3 часа пути проходят среди живописных берегов реки Оки. Катер причаливает к правому берегу Оки и гости направляются в Государственный музей-заповедник В.Д.Поленова, где осматривают с экскурсоводом Дом, где жил и работал художник, его мастерскую, осмотрят диараму, которую создал для своих детей В.Д.Поленов. После этого туристы переезжают в г. Тарусу, расположенный в 5 км от Поленова на левом берегу Оки. Здесь они совершают пешеходную обзорную экскурсию по городу, во время которой знакомятся с памятными местами, связанными с жизнью в Тарусе семьи Цветаевых, художника Борисова-Мусатова, писателя Паустовского.

В третий день продолжается знакомство с Калугой.

Г. Боровск - один из древних городов, основан в 1358 г. Он стал мощным форпостом на защите молодого Московского княжества, вынес все тяготы иноземного нашествия. В 1444 г. в трех верстах от г. Боровска монахом Пафнутием был основан монастырь Рождества Святой богородици. После причисления Пафнутия к лику общерусских святых в 1547-49 г.г. монастырь стал носить его имя, называться Пафнутьев-Боровским монастырем. И сейчас суровой мощью средневековой архитектуры веет от крепостных стен, от здания трапезной, построенной в 1511 г., от Собора Рождества св. Богородицы. Дважды монастырь подвергался разорению: в июле 1610 г. - войсками лже-Дмитрия II, в октябре 1812 г. - французами. Год без малого просидел в темнице под трапезной мятежный протопоп Аввакум,один из первых писателей XVII столетия.

В 1991 г. монастырь был возвращен Русской православной церкви.

Белой лебедью предстает Оптина Пустынь перед восхищенными паломниками на фоне векового бора.

С самого начала своего возникновения монастырь отчаянно боролся за свое существование, порой едва сводя концы с концами. Статус монастыря изменили старцы, врачеватели душ человеческих. Русская православная церковь канонизировала 13 оптинских старцев. К ним в разное время приходили великие русские писатели: Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, который в Оптино работал над своим романом “Братья Карамазовы”.

Монастырь стал одним из духовных центров России, занимался книгопечатанием.

Здесь была собрана большая билиотека, насчитывающая свыше 30 000 книг.

Пережив лихолетия послереволюционного времени, монастырь стал действующим, к нему потянулись страждущие.

Шамординская Казанская Свято-Амвросиевская женская обитель была основана в 1884 году старцем из Оптиновой Пустыни Амвросием, причисленному впоследствии к лику святых. Поначалу богослужения шли в домовой церкви. Но в 1901 году в монастыре был построен 15-главый Казанский собор, настоящее чудо архитектуры. Он возведен по проекту архитектора С. Шервуда, отец которого В. Шервуд построил здание Исторического музея в Москве.

В женской обители кипела жизнь: более 1000 насельниц занимались в многочисленных мастерских ковроткачеством, гончарным ремеслом, изготовлением обуви, шитьем и прочим. Монахини занимались даже фотографией. Была в обители и своя типография, где печаталась духовная и образовательная литература.



Глава 3. Оценка перспектив развития и потенциала религиозного туризма в Калужской области

 

3.1 Разработка критериев оценки туристических ресурсов района


Для современной рыночной экономики России все более актуальным становится вопрос оптимизации развития региональной экономики, придания ей новых стимулов. Одним из таких стимулов может стать внутренний въездной туризм, возведенный на новый качественный уровень. Особенно это стало очевидным после финансового кризиса в России в августе 1998 года и известных печальных событий 11 сентября 2001 года в США. Образно ситуацию можно охарактеризовать следующим образом: "Международный туризм умер, да здравствует внутренний региональный туризм!" Однако при дальнейшем рассмотрении выясняется, что туристские силы "распылены" и заняты обыкновенным экономическим выживанием, а новейших научных исследований, с учетом отмеченных ситуационных тонкостей, очень мало.

При разработке турпродукта (и внутреннего регионального, в частности) и стратегии его продвижения большая роль принадлежит практическому опыту, а значит, субъективности менеджера, который предполагает, что применяемые в его продукте туристические ресурсы, несомненно, будут приносить коммерческую выгоду. На закономерный вопрос о том, какой, по его мнению, ресурс может придать больший вес новому турпродукту или какой из используемых ресурсов имеет большие коммерческие перспективы, специалист турфирмы не может ответить. В лучшем случае называются качественные характеристики: "лучше - хуже", "ближе - дальше", "имеет ценность - не имеет ценности" и, даже "ресурс - не ресурс"… Последствия, в сущности, предсказуемы: новый турпродукт содержит стандартный набор разноплановых ресурсов и условий, слабо продается, не приносит запланированной прибыли и наконец прекращает свое существование. При этом выяснить, в чем причина не удается: обычно "обвиняют" факторы внешней экономической среды, влияние конкурентов, слабый интерес потребителей, признается "ошибочной" деятельность конкретного специалиста.

Названная проблема очевидна, однако сложность заключается в том, что она имеет и более глубокие корни в секторе потребителя, или туриста. Ответы туристов на вопрос о том, что именно позволило ему почувствовать себя отдохнувшим, можно классифицировать следующим образом: 1) смена привычного ландшафта; 2) сочетание ландшафтов ("стык ландшафтных сред"); 3)необычные природные условия; 4) новая информация о природе, культуре, народах; 5) общение и интересные люди и т.д. Безусловно, большое значение имеет возраст, пол, социальный статус туриста, но в своих индивидуальных оценках они бывают близки. Важным моментом является то, что с научной точки зрения весь субъективно-индивидуальный комплекс ощущений туриста обретает черты объективно существующего явления! Для оценки региональных условий и ресурсов это имеет принципиальное значение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.